Когда ярость и отчаяние берут верх: самые противоречивые столкновения в Формуле-1
Формула-1 — это не только скорость и мастерство, но и накал страстей, который порой выливается в столкновения, меняющие ход истории. Недавний инцидент между Максом Ферстаппеном и Джорджем Расселлом на трассе лишь добавил новую главу в длинную летопись противоречивых моментов. От ярости Джеймса Ханта до хладнокровных маневров Михаэля Шумахера — эти эпизоды продолжают волновать фанатов. Погрузитесь в самые жаркие столкновения Формулы-1, которые до сих пор вызывают споры.

Недавний инцидент между Максом Ферстаппеном и Джорджем Расселлом стал лишь одним из многих эпизодов, которые разделили фанатов Формулы-1. Столкновения на трассе — это часть истории чемпионата, но стали ли они чаще? Изменился ли их характер? Есть ли пилоты, которые выделяются как постоянные нарушители? Давайте вспомним самые яркие моменты и решим сами.
Хант против Депайе, Гран-при Монако 1975
Обгоны в Монако всегда были сложной задачей, и инцидент 1975 года между Джеймсом Хантом и Патриком Депайе — яркий пример. На 64-м круге гонки, проходившей в переменных условиях, из 18 стартовавших машин осталось всего 11 из-за аварий и поломок. Депайе, известный своей смелостью, предпринял рискованный маневр, пытаясь обогнать Ханта на Hesketh за шестое место на спуске от Казино. Ханту не осталось места, и его машина врезалась в барьер на повороте Мирабо. Разъяренный Хант отбивался от маршалов, пытавшихся эвакуировать его и болид. Без машины безопасности в те времена он простоял на трассе целый круг, угрожающе размахивая кулаком в сторону Депайе, а затем, перебравшись через барьер, направился в бар Tip-Top, чтобы утопить свое разочарование.
Пике против Саласара, Гран-при Германии 1982
В списке неуклюжих и почти необъяснимых инцидентов Формулы-1 столкновение Нельсона Пике и Элисео Саласара занимает особое место. Действующий чемпион мира Пике лидировал за Brabham, когда на полпути гонки ему предстояло обогнать Саласара на ATS в шикане Осткурве. Пике задел правое переднее колесо болида Саласара, вылетел в барьеры и завершил гонку. В ярости он сорвал ремни безопасности, выскочил из кокпита и набросился на Саласара, который все еще был в шлеме. Пике пришлось ограничиться пинками в стиле кунг-фу, чтобы выразить свое негодование.
Мэнселл против Сенны, Гран-при Бельгии 1987
Сезон 1987 года начался с напряжения в Williams: соперничество Найджела Мэнселла и Нельсона Пике, из-за которого они потеряли титул в прошлом году, все еще давало о себе знать. На Гран-при Бельгии Мэнселл стартовал с поула с преимуществом в 1,5 секунды, но из-за сотрясения мозга Пике был не в форме. После череды аварий и остановки гонки из-за инцидента Филиппа Стрейфа в О Руж, на рестарте Сенна на Lotus вышел вперед. Мэнселл преследовал его и попытался обогнать на внешней траектории в Ставело, но Сенна не уступил, и Мэнселл вылетел. Разъяренный, он ворвался в гараж Lotus, схватил Сенну за шею, и механикам пришлось разнимать пилотов.
Сенна против Проста, Гран-при Японии 1989
Соперничество Айртона Сенны и Алена Проста достигло апогея в 1989 году. Прост, решивший уйти из McLaren в Ferrari, лидировал в чемпионате, но Сенна доминировал в квалификации, опередив его на 1,7 секунды. Просту нужно было оторваться на старте, и его механики сняли с заднего антикрыла элемент, чтобы снизить сопротивление. Однако Сенна догнал его к 40-му кругу и атаковал в шикане. Прост хладнокровно закрыл траекторию, и их машины сцепились колесами. Прост покинул гонку, а Сенна, сменив носовой обтекатель, вернулся и победил, но был дисквалифицирован за срезку шиканы. Прост стал чемпионом, а Сенна обвинил президента FIA Жана-Мари Балестра в предвзятости.
Сенна против Проста, Гран-при Японии 1990
В 1990 году борьба за титул снова свела Сенну и Проста, теперь выступавшего за Ferrari. Сенна, взяв поул, требовал перенести его на более чистую сторону трассы, но Балестр отклонил просьбу. На старте Прост опередил Сенну и в первом повороте бразилец врезался в него, выбив обоих из гонки и обеспечив себе титул. Позже Сенна признался: «Я сказал себе: если Прост обойдет меня на старте из-за неправильной позиции, в первом повороте я пойду на обгон. И ему лучше не поворачивать, потому что он не пройдет. Так и случилось».
Шумахер против Сенны, Гран-при Франции 1992
Гран-при Франции 1992 года едва не сорвался из-за забастовок, но гонка состоялась. На первом круге Михаэль Шумахер, тогда молодой и амбициозный пилот, выбил Айртона Сенну из McLaren в шпильке Аделаида. Когда гонку остановили из-за дождя, Сенна, сменив комбинезон на свитер, отвел Шумахера в сторону на стартовой решетке и устроил ему «урок вождения», который попал на камеры.
Шумахер против Хилла, Гран-при Австралии 1994
Трагичный 1994 год завершился неприглядным финалом в Аделаиде. Деймон Хилл, возглавивший Williams после смерти Сенны, уступал Шумахеру один балл. На 36-м круге Шумахер задел стену на выходе из поворота Ист-Террас. Хилл, увидев замедлившегося соперника, атаковал изнутри, но Шумахер повернул в его сторону, выбив обоих из гонки. Камеры показали, что Михаэль знал о присутствии Хилла, что вызвало споры о намеренности маневра.
Шумахер против Хилла, Гран-при Великобритании 1995
Напряжение между Шумахером и Хиллом достигло пика в Сильверстоуне после обвинений Михаэля в том, что Хилл тормозил перед ним в предыдущей гонке. Хилл лидировал с поула, но стратегия Benetton позволила Шумахеру выйти вперед после пит-стопов. На 46-м круге Хилл атаковал в Стоу, но из-за отстающего пилота не завершил маневр. В Приори он снова пошел в атаку, но столкновение выбило обоих. Вскоре британская пресса сообщила, что Фрэнк Уильямс извинился перед Флавио Бриаторе за действия Хилла.
Шумахер против Вильнёва, Гран-при Европы 1997
Жак Вильнёв, несмотря на лучшую машину Williams, сделал борьбу за титул сложной. В Хересе он стартовал с поула, но Шумахер обогнал его на старте. На 48-м круге Вильнёв атаковал в повороте Курва Педроса, и Шумахер снова повернул в соперника, но на этот раз сам оказался в гравии. Вильнёв финишировал третьим, а Шумахера дисквалифицировали из чемпионата по решению президента FIA Макса Мосли.
Шумахер против Култхарда, Гран-при Бельгии 1998
В дождливом Спа Шумахер лидировал, когда на 24-м круге Дэвид Култхард на McLaren сбросил скорость, пропуская его перед Поуон. Из-за плохой видимости Михаэль врезался в заднюю часть McLaren. В ярости он ворвался в гараж McLaren, пытаясь ударить Култхарда, но был остановлен механиками.
Шумахер против стены, Гран-при Монако 2006
После доминирования Ferrari Михаэль Шумахер уступил Фернандо Алонсо в 2005 году. В 2006 году борьба возобновилась, и в квалификации Монако Шумахер остановился у барьера в Раскасе, вызвав желтые флаги и сорвав быстрый круг Алонсо. Дирекция гонки сочла это намеренным и отправила Михаэля в конец стартовой решетки. На пресс-конференции его неоднократно спрашивали, не жульничал ли он.
Пике против стены, Гран-при Сингапура 2008
Renault, переживавшая спад, разработала скандальный план на Гран-при Сингапура. После проблемы с топливом у Фернандо Алонсо в квалификации его напарник Нельсон Пике-младший намеренно разбил машину на 17-м повороте, вызвав выезд машины безопасности. Это позволило Алонсо, заехавшему на пит-стоп раньше, выиграть гонку. Подозрения возникли сразу, но правда вскрылась, когда Пике, уволенный из команды, сообщил FIA о сговоре.
Феттель против Хэмилтона, Гран-при Азербайджана 2017
В Баку Себастьян Феттель посчитал, что Льюис Хэмилтон затормозил перед ним за машиной безопасности, и врезался в него на выходе из 15-го поворота. Разозлившись, Феттель подъехал вплотную и задел колеса. Данные показали, что Хэмилтон не тормозил намеренно, и Феттель получил 10-секундный штраф и три штрафных балла.
Риккардо против Ферстаппена, Гран-при Азербайджана 2018
В 2018 году Red Bull имела двух равных пилотов — Даниэля Риккардо и Макса Ферстаппена. В Баку они боролись за четвертое место, и их дуэль была ожесточенной. Риккардо несколько раз пытался обогнать под DRS, но Ферстаппен блокировал его. После пит-стопов Риккардо атаковал изнутри, а Макс, сменив траекторию дважды, спровоцировал столкновение. Это привело к запрету двойных маневров при торможении, а Риккардо вскоре покинул команду, почувствовав поддержку Ферстаппена со стороны Red Bull.
Хэмилтон против Ферстаппена, Гран-при Великобритании 2021
Гран-при Великобритании 2021 года стал поворотным в борьбе Льюиса Хэмилтона и Макса Ферстаппена. На первом круге их дуэль достигла апогея в повороте Копс. Хэмилтон, стартовав вторым, атаковал изнутри, но Ферстаппен не уступил. Их колеса соприкоснулись, и Макс врезался в барьер, а Хэмилтон, несмотря на 10-секундный штраф, выиграл гонку. Red Bull попыталась доказать вину Хэмилтона, используя тесты с Алексом Албоном, но пересмотра решения не последовало.