Провал смены пилота в Alpine: что пошло не так?
Смена пилота в Alpine в начале сезона вызвала бурные обсуждения среди болельщиков Формулы-1. Решение Флавио Бриаторе заменить Джека Дуэна на Франко Колапинто должно было принести команде прорыв, но пока новичок не оправдывает ожиданий. Рассмотрим, как Колапинто справляется с поставленными задачами и почему его выступления пока далеки от идеала.

Когда месяц назад в Alpine приняли решение о ранней замене пилота, руководитель команды Флавио Бриаторе поставил перед новичком Франко Колапинто три четкие задачи: быть быстрым, избегать аварий и набирать очки. Однако спустя три гонки Колапинто не выполнил ни одну из них, а решение о замене Джека Дуэна начинает выглядеть ошибочным.
Команда дала Джеку Дуэну всего шесть Гран-при, прежде чем заменить его на Колапинто, рассчитывая на явный прогресс. Но за три гонки новичок не набрал ни одного очка, хотя у него было вдвое меньше времени, чем у предшественника. В Имоле он разбил болид в квалификации, в Монако не показал конкурентного темпа, а в Испании на трассе Каталунья его выступление было омрачено технической неисправностью, возможно, вызванной его же ошибкой.
Квалификация в Барселоне оказалась для Колапинто провальной: техническая поломка лишила его финального заезда в Q1, и он вновь оказался в конце пелотона. Несмотря на заверения Бриаторе, что у Колапинто есть пять гонок до новой оценки перед Гран-при Великобритании в Сильверстоуне, время идет, а результаты оставляют желать лучшего. Для сравнения, в прошлом году, когда Колапинто дебютировал за Williams в середине сезона, он выглядел гораздо увереннее, быстро адаптировавшись к новому болиду.
Достаточно ли трех гонок подряд, чтобы оценить прогресс Колапинто по критериям Бриаторе? Разберем каждый из них.
Является ли он быстрым?
Пока нет. За три гонки Колапинто не продемонстрировал впечатляющей скорости. В квалификациях Q1 он в среднем уступает Пьеру Гасли четыре десятых секунды. Для сравнения, Джек Дуэн проигрывал Гасли всего 0,126 секунды в Q1, хотя в Бахрейне его отставание в Q2 увеличило средний разрыв до 0,271 секунды. Колапинто признает, что его главная задача — лучше раскрывать потенциал машины на низком уровне топлива. Авария в Имоле позволила ему формально выйти в Q2, но из-за повреждений он не смог продолжить. В Монако и Испании он не прошел дальше Q1.
В Барселоне Колапинто показал признаки прогресса, сократив отставание от Гасли в тренировках до 0,131 секунды. Однако в квалификации он использовал три комплекта мягких шин, что указывает на необходимость дополнительной работы над темпом. Его второй заезд в Q1 был чуть быстрее первого круга Гасли, но трасса к тому моменту улучшилась. К сожалению, финальный заезд не состоялся из-за поломки в пит-лейне. Судя по звукам с бортовой камеры, Колапинто, возможно, не вовремя включил сцепление, пытаясь избежать затора, что и привело к потере привода. Это лишило его шанса показать реальный прогресс, который наметился в третьей тренировке и первом сегменте квалификации.
Выступления Колапинто в Канаде и Австрии станут решающими. Если тренировки и Q1 в Испании указывают на потенциал, он может сравняться с уровнем Дуэна. Но если отставание сохранится, его скорость будет под вопросом.
Совершает ли он аварии?
После аварии в первой же квалификации за Alpine — нет. Колапинто признается, что ему не хватает уверенности в некоторых поворотах, где он чувствует себя некомфортно и не может поддерживать нужный темп. Авария в Имоле серьезно подорвала его уверенность, что отразилось на последующих гонках. В Монако он уступал Гасли шесть десятых секунды, даже несмотря на прогресс от пятницы к субботе. В Испании третья тренировка и Q1 показали улучшение, но в пятничных сессиях он проигрывал почти секунду.
Отсутствие новых аварий — плюс, особенно учитывая, что Бриаторе критиковал Дуэна за ошибки. Однако осторожный подход Колапинто, возможно, связан с потерей уверенности после Имолы, что мешает ему полностью раскрыть потенциал машины. Все три гонки он завершил, что лучше, чем у Дуэна в этом плане. Но если осторожность приводит к потере темпа, это не делает его выступления конкурентоспособными.
Набирает ли он очки?
Нет, и Дуэн тоже не набирал. Решение убрать Дуэна частично объяснялось высокой конкуренцией в средней группе, где Alpine нужно использовать каждую возможность. Дуэн был близок к очкам в Бахрейне, где держался в десятке, но потерял позиции из-за машины безопасности. Это был единственный случай, когда Гасли набрал очки за Alpine в тех шести гонках. В спринте в Майами Гасли также заработал одно очко.
Бриаторе возложил на Колапинто завышенные ожидания, требуя очков в условиях, когда это и без того цель каждого пилота. Но в Имоле, где Гасли мог финишировать в очках, команда допустила стратегическую ошибку, а Колапинто финишировал 16-м. В Монако он стал 13-м, в Испании — 15-м, каждый раз страдая от плохих стартовых позиций. Гасли, напротив, уверенно финишировал восьмым в Испании.
Трудно судить о гоночном темпе Колапинто из-за слабых квалификаций, но если он начнет стартовать выше, результаты могут улучшиться. Однако его потолок пока кажется ниже, чем в Williams, где он набрал очки в двух из четырех первых гонок. Нынешние результаты не соответствуют ни потребностям Alpine, ни ожиданиям, которые оправдывали замену Дуэна.
Бриаторе был прав, говоря о жесткой конкуренции в средней группе. Команды вроде Sauber и Aston Martin, начавшие сезон неудачно, теперь борются за очки. После Испании Alpine опустилась на последнее место в чемпионате, несмотря на очки Гасли. С одним болидом, изредка претендующим на топ-10, команде будет сложно переломить ситуацию.