Почему только Ферстаппен добивается результатов за Red Bull?
В Формуле-1 2025 года Red Bull продолжает доминировать благодаря Максу Ферстаппену, но результаты его напарников вызывают вопросы. Бывший пилот Джолион Палмер анализирует, почему Юки Цунода не может раскрыть потенциал болида Red Bull, и какие вызовы стоят перед командой. Разбираемся, что делает Ферстаппена уникальным и как это влияет на будущее команды.

Ранний сход Макса Ферстаппена с Гран-при Австрии обнажил проблемы Юки Цуноды в составе Red Bull. Пока Ферстаппен блистает, его напарник финишировал последним после напряжённой гонки на 70 кругов. Для японского гонщика это был очередной день, который хочется забыть.
Без очков Ферстаппена Red Bull оказался бы на последнем месте в Кубке конструкторов. Это суровая реальность для команды, которая привыкла бороться за титулы. После неудачного двухэтапного выступления Лиама Лоусона в основном составе дела Цуноды временно пошли в гору, но сейчас его результаты хуже, чем у Серхио Переса в прошлом, и не превосходят показатели Лоусона. Без Ферстаппена Red Bull не просто середняк — команда плетётся в хвосте пелотона, значительно отставая даже от Racing Bulls.
Болид Red Bull сложен в управлении, и это не секрет. Руководитель команды Кристиан Хорнер после гонки отметил: «Это не самый простой болид для пилотирования, но и не настолько сложный». Разочарование Хорнера понятно: без своего лидера команда оказалась в трудном положении, ведь за последние семь лет только Ферстаппен стабильно выжимал максимум из машин Red Bull.
Почему же голландец единственный, кто способен раскрывать скорость болида Red Bull? У Ферстаппена уникальный стиль пилотирования и выдающееся чувство машины. Он предпочитает болид с отзывчивым передним концом и резким поведением на входе в повороты. Кроме того, он лучше остальных справляется с избыточной поворачиваемостью — компромиссом, который неизбежен для такого подхода. Проблема в том, чтобы найти второго пилота, способного адаптироваться к этим особенностям.
В первых гонках 2025 года Лиам Лоусон не смог стабильно держать темп на пределе даже на одном круге. Он показывал скорость в отдельных поворотах, но тут же терял время из-за ошибок в следующих. Управлять болидом на грани сложно, если не вносить изменения для упрощения поведения машины. Однако такие корректировки снижают естественные преимущества конструкции, добавляя недостаточную поворачиваемость, что делает болид медленным. Именно в такой ситуации оказался Цунода.
Анализ квалификационных кругов Юки показывает, что явных ошибок в его пилотаже нет. Он не борется с машиной и не теряет время в конкретных поворотах. Для гонщика отсутствие явных промахов — скорее минус, чем плюс. Когда ошибка очевидна, её можно проанализировать, понять, сколько времени она стоила, и скорректировать стиль. У Цуноды таких зацепок нет, что ставит в тупик и его самого, и инженеров команды.
Авария Цуноды на старте квалификации в Имоле стала примером его попытки выжать максимум после неудачных практик. Он изучил данные и с первого круга пошёл в атаку. Однако в стремлении к результату он превысил возможности болида, на высокой скорости наехал на поребрики и разбил машину. Это показывает, насколько сложен болид Red Bull: в погоне за скоростью легко переусердствовать и уйти в аварию, а более осторожный подход, как в Барселоне или Австрии, делает машину слишком медленной.
Цунода заявил, что вместе с инженерами разберётся в данных, чтобы понять причины своих проблем. Но история показывает, что решить эту задачу непросто. Похожие трудности испытывали многие пилоты Red Bull в разные годы и при разных технических регламентах. В начале сезона Юки был уверен в своих шансах, считая, что его стиль ближе к Ферстаппену, чем у других. Но спустя девять гонок в самом сложном кокпите Формулы-1 он, похоже, осознал, насколько высоки ставки.
Ни один другой пилот не может управлять болидом так, как это делает Ферстаппен. Его уникальный стиль и чутьё делают его выдающимся, но для Red Bull это головоломка. Разрабатывая машину под своего лидера, команда рискует стать зависимой от одного пилота. Логично было бы адаптировать болид под среднестатистического гонщика Формулы-1, но это может ограничить потенциал Ферстаппена — главного актива команды.
Цунода оказался в сложной ситуации. Единственный выход для него — собраться и начать с чистого листа на следующем этапе в Сильверстоуне. В отличие от Лоусона, у Юки есть опыт и репутация, которые дают ему шанс. Вопрос в том, сможет ли он раскрыть потенциал болида Red Bull во второй половине сезона или повторит судьбу своих предшественников — Алекса Албона, Пьера Гасли и других, — которым пришлось искать новое место в Формуле-1 за пределами Red Bull.