Написать

За какую команду вы болеете?

Новости
F1
Новости 23, июль

Гран-при Бельгии: пять незабываемых гонок

Трасса Спа-Франкоршам, обрамленная живописными Арденнами, уже столетие остается одной из самых любимых и сложных в Формуле-1. Гран-при Бельгии подарил фанатам гонки, которые навсегда вошли в анналы спорта благодаря невероятным обгонам, смелым стратегическим решениям и непредсказуемым поворотам судьбы. В этой статье мы вспомним пять знаковых этапов, которые сделали Спа-Франкоршам легендой Формулы-1.

Гран-при Бельгии: пять незабываемых гонок

Гран-при Бельгии, впервые проведенный в 1925 году, вошел в календарь первого чемпионата Формулы-1 в 1950 году как одна из семи оригинальных гонок. С тех пор трасса Спа-Франкоршам стала местом множества ярких событий, большинство из которых запомнились фанатам надолго. Рассмотрим пять выдающихся гонок Гран-при Бельгии в современной истории.

1992 — Первая победа Михаэля Шумахера благодаря смелой тактике  

Спустя год после своего сенсационного дебюта за Jordan, где его талант заметил Флавио Бриаторе, переманивший пилота в Benetton, Михаэль Шумахер заявил о себе как о будущем чемпионе.  

Гоночный уикенд омрачился тяжелой аварией Эрика Кома из Ligier на пятничной практике в повороте Бланшимон. Айртон Сенна, остановив свой McLaren, бросился к разбитой машине, чтобы помочь Кома, рискуя собственной безопасностью из-за приближающихся болидов. Француз позже отметил, что действия Сенны, возможно, спасли ему жизнь.  

В самой гонке начался дождь, вынудивший почти всех пилотов заехать в боксы. Айртон Сенна, стартовавший вторым, решил остаться на трассе, надеясь, что ливень быстро закончится. Это позволило обладателю поула Найджелу Мэнселлу укрепить лидерство, опережая напарника по Williams Риккардо Патрезе. Однако ключевой момент наступил на 30-м круге, когда Шумахер вылетел с трассы и был обогнан Мартином Брандлом. Заметив износ задних шин на машине напарника, немец принял решение заехать за сликами на три круга раньше Мэнселла.  

Несмотря на сложные условия, выбор оказался гениальным: за три круга Шумахер превратил отставание в пятисекундное преимущество. Проблемы с двигателем у Мэнселла позволили немцу увеличить отрыв до 36 секунд и одержать первую из своих рекордных шести побед в Спа. Эта гонка также стала последней победой для машины с механической коробкой передач с Н-образным переключением.  

1998 — Триумф Jordan после массовой аварии  

Гран-при Бельгии 1998 года запомнился одной из крупнейших аварий в истории Формулы-1. На старте в повороте Ла Сурс в условиях дождя Дэвид Култхард потерял контроль над своим McLaren, задев внутреннюю стену и вылетев на траекторию. Через две секунды в облаке брызг начался хаос: авария Култхарда спровоцировала массовый завал. Камеры зафиксировали летающие обломки, колеса и куски карбона, словно в кошмарном параде.  

К счастью, никто серьезно не пострадал. По правилам того времени пилоты могли пересесть в запасные машины, но команды Arrows, Tyrrell и Prost, чьи оба болида были разбиты, лишились шанса на рестарт для Мики Сало, Рикардо Россета и Оливье Паниса.  

Второй старт прошел не без происшествий: лидер Мика Хаккинен развернулся в том же повороте и выбыл из гонки. Тем временем Деймон Хилл, стартовавший третьим за Jordan, захватил лидерство. Чемпион 1996 года успешно оборонялся от Михаэля Шумахера, пока не уступил ему на восьмом круге в повороте Бас Стоп.  

Шумахер демонстрировал феноменальное мастерство в дождевых условиях, оторвавшись от Хилла на 40 секунд к 25-му кругу. С выбывшим Хаккиненом у немца появился шанс обойти финна в чемпионской гонке. Однако при обгоне кругового Култхарда Шумахер врезался в заднюю часть второго McLaren, что вывело обоих из гонки. Разъяренный Шумахер, решив, что Култхард умышленно помешал ему в пользу Хаккинена, направился в боксы McLaren, где его сдерживал молодой Стефано Доменикали, тогда спортивный директор Ferrari.  

После выезда машины безопасности Хилл вернул лидерство, опередив напарника Ральфа Шумахера, и принес первую победу команде Эдди Джордана. Финишировали лишь восемь машин, включая Култхарда и Синдзи Накано, которые вернулись на трассу с отставанием в пять кругов ради очков. Гран-при 1998 года стал настоящей легендой дождевых гонок.  

2008 — Хэмилтон теряет победу после эпичной дуэли с Райкконеном  

На фоне чемпионской борьбы между Льюисом Хэмилтоном из McLaren и двумя пилотами Ferrari — Фелипе Массой и действующим чемпионом Кими Райкконеном — Гран-при Бельгии 2008 года стал еще одной ключевой гонкой.  

Хэмилтон стартовал с поула на влажной трассе, но уже на втором круге развернулся, пропустив Райкконена. Два раунда пит-стопов не изменили порядок в лидирующей группе, и Райкконен сохранил пятисекундное преимущество перед финальным отрезком.  

За четыре круга до финиша дождь усилился, и в Арденнах развернулась настоящая драма. Райкконен начал терять темп, а Хэмилтон пошел в атаку. Британец обогнал финна, срезав последний шикан, но тут же пропустил его обратно на прямой, после чего снова атаковал в Ла Сурс. В напряженной борьбе Райкконен задел антикрыло Хэмилтона, но избежал повреждений.  

Когда дождь стал сильнее, Хэмилтону пришлось уклоняться от раскрутившегося Нико Росберга, что позволило Райкконену снова выйти вперед. Однако финн тут же допустил ошибку, врезавшись в стену в Бланшимоне. Казалось, победа достанется Хэмилтону, но через два часа после финиша стюарды выписали ему 25-секундный штраф за преимущество, полученное при срезке шикана. Хэмилтон опустился на третье место, а победа досталась Массе.  

McLaren подала апелляцию, но она была признана недопустимой. Эта драма стала очередным поворотом в чемпионате, который решился лишь на последней гонке в Бразилии.  

2019 — Эмоциональная первая победа Шарля Леклера  

Гран-при Бельгии 2019 года навсегда останется в тени трагической гибели Антуана Юбера в гонке Формулы-2 в субботу.  

Трагедия омрачила уикенд, и в воскресенье утром прошла эмоциональная церемония памяти 22-летнего француза, завершившаяся минутой молчания на стартовой решетке.  

Шарль Леклер, близкий друг Юбера, стартовал с третьего поула в карьере и стремился превратить его в первую победу, несмотря на тяжелую атмосферу. Его напарник по Ferrari Себастьян Феттель и Льюис Хэмилтон из Mercedes оказывали давление, особенно в концовке гонки, но монегаск показал невероятную выдержку и провел безупречную гонку, завоевав дебютный триумф.  

Через неделю Леклер победил в Монце перед тифози, и эта победа была полна радости. Но в Спа его триумф был омрачен скорбью: сойдя с машины, Шарль указал на небо в память о друге.  

2021 — Самая короткая "гонка" в истории и победа Ферстаппена  

Гран-при Бельгии 2021 года вошел в историю как первый этап без единого круга под зеленым флагом.  

Погода вновь испортила уикенд в Спа. В отложенной квалификации Ландо Норрис попал в тяжелую аварию в повороте Рэддион. Тогдашний директор гонки Михаэль Маси позже признал, что сессию не следовало проводить в таких условиях — решение, которое раскритиковал Себастьян Феттель.  

В воскресенье погода не улучшилась, и старт, запланированный на 15:00, постоянно откладывался. Спустя 25 минут первая попытка гонки была прервана после двух прогревочных кругов. Часы спустя дирекция гонки предприняла еще одну попытку, но после двух кругов за машиной безопасности гонка была окончательно остановлена из-за непригодных условий. Два круга за машиной безопасности засчитали как гоночные, и пилотам начислили половину очков.  

Итоги определились по результатам первого круга: Макс Ферстаппен финишировал первым, Джордж Расселл из Williams — вторым, а Льюис Хэмилтон — третьим. С одним пройденным кругом протяженностью 7 км это стало самой короткой гонкой в истории Формулы-1 и единственной без зеленого флага.  

Расселл был доволен первым подиумом за Williams, но решение дирекции гонки начать гонку ради двух кругов и начислить половину очков вызвало шквал критики. Этот провал, сравнимый с Гран-при США 2005 года, привел к изменению правил начисления очков для укороченных гонок в следующем сезоне.

0 комментариев