Написать

За какую команду вы болеете?

Новости
F1
Новости 25, июль

Увольнения в Формуле-1: почему руководители команд меняются как тренеры в футболе

Формула-1 в 2025 году столкнулась с беспрецедентной волной смен руководителей команд. Уход Кристиана Хорнера из Red Bull после 20 лет работы стал символом новой реальности, где терпение к неудачам минимально, а результаты важнее долгосрочной стабильности. Эта тенденция, напоминающая футбольный круговорот тренеров, отражает жёсткую конкуренцию и меняющийся подход к управлению в автоспорте.

Увольнения в Формуле-1: почему руководители команд меняются как тренеры в футболе

Уход Кристиана Хорнера из Red Bull в июле 2025 года завершил самую долгую карьеру руководителя команды среди всех, кто работал в текущем сезоне Формулы-1.  

Хорнер управлял операциями Red Bull в Формуле-1 более 20 лет. Теперь титул самого долгосрочного босса перешёл к его давнему сопернику Тото Вольффу, который возглавляет Mercedes с 2013 года. После Вольффа самым опытным руководителем стал Андреа Стелла, управляющий McLaren менее трёх лет.  

За неполные восемь месяцев 2025 года половина команд чемпионата сменила руководителей, что ознаменовало серьёзные перемены в управленческом ландшафте Формулы-1. Сроки, которые команды готовы ждать результатов, становятся всё короче, и этот процесс всё больше напоминает круговорот тренеров в футболе, а не спорт, где перестройка команды требует времени.  

Однако в Формуле-1 время — не бесконечный ресурс, особенно в эпоху, когда разрывы в производительности между командами минимальны, а неудачи ощущаются особенно остро. В отличие от прошлых десятилетий, кресла руководителей на пит-уолл больше не гарантированы надолго.  

Смена руководителей в Формуле-1  

В начале 2020 года в Формуле-1 большинство из десяти команд возглавляли давно закрепившиеся лидеры. Долгие сроки работы Вольффа и Хорнера не были исключением. Франц Тост руководил AlphaTauri (ныне Racing Bulls) с момента дебюта команды в 2006 году. Клэр Уильямс взяла на себя управление семейной командой в 2013 году. Отмар Сафнауэр (тогда Racing Point), Гюнтер Штайнер (Haas) и Фредерик Вассёр (Sauber) также прочно ассоциировались со своими командами.  

Из десяти руководителей, которые вели команды в отложенный сезон 2020 года, только Вольфф сохранил свою позицию. Единственным другим боссом, который всё ещё возглавляет команду, является Вассёр, покинувший Sauber в конце 2022 года, чтобы в 2023-м стать руководителем Ferrari. Маттиа Бинотто, возглавлявший Ferrari пять лет назад, сейчас занимает пост генерального директора Sauber, готовящегося к трансформации в Audi к 2026 году.  

Руководители команд Формулы-1: 2020 против 2025 
- McLaren: Андреас Зайдль → Андреа Стелла  
- Ferrari: Маттиа Бинотто → Фредерик Вассёр  
- Red Bull: Кристиан Хорнер → Лоран Мекис  
- Mercedes: Тото Вольфф → Тото Вольфф  
- Aston Martin: Отмар Сафнауэр → Энди Коуэлл  
- Alpine: Сириль Абитебуль → Стив Нильсен*  
- Haas: Гюнтер Штайнер → Аяо Комацу  
- Racing Bulls: Франц Тост → Алан Перман  
- Williams: Клэр Уильямс → Джеймс Ваулз  
- Sauber: Фредерик Вассёр → Джонатан Уитли  

*Примечание: Стив Нильсен исполняет обязанности управляющего директора Alpine, подчиняясь исполнительному советнику Флавио Бриаторе.  

Заметным изменением стало увеличение числа руководителей с инженерным прошлым. Решение Red Bull заменить Хорнера на Лорана Мекиса — очередной шаг в этом направлении. В 2020 году только двое из десяти боссов — Андреас Зайдль и Маттиа Бинотто — имели инженерный опыт. Сегодня таких девять, за исключением Вольффа. Вассёр, хоть и инженер по образованию, не занимал технических должностей в Формуле-1.  

Также выросло число смен руководителей. С 2018 по 2020 год происходила лишь одна перестановка в год — в McLaren, Ferrari или Williams. С тех пор их стало не менее двух ежегодно, с пиком в шесть в 2022 году и уже пятью за первые шесть с половиной месяцев 2025 года.  

Переходы руководителей между командами, такие как перемещение Сафнауэра из Aston Martin в Alpine перед 2022 годом или Мекиса из Racing Bulls в Red Bull, слегка увеличивают эту цифру. Однако большинство изменений инициированы самими командами, а не отдельными лицами.  

Конец эпох  

Уход Хорнера ознаменовал конец эпохи для Red Bull. Назначенный руководить дебютным сезоном команды в 2005 году после покупки Red Bull обанкротившегося Jaguar, Хорнер был лицом команды для большинства сотрудников завода в Милтон-Кейнсе.  

Аналогичные перемены пережили и другие команды. Продажа Williams инвестиционной компании Dorilton Capital летом 2020 года привела к уходу Клэр Уильямс, а выход Франца Тоста на пенсию в конце 2023 года изменил Racing Bulls.  

За последние 15 лет руководители команд в Формуле-1 всё реже участвуют в управлении на уровне совета директоров или владеют долями в компаниях. Теперь они чаще являются наёмными сотрудниками.  

Эпоха, когда Фрэнк Уильямс или Рон Деннис управляли Williams и McLaren, вкладывая собственные средства, осталась в прошлом. Исключение — Вольфф, владеющий третью Mercedes. Хорнер, несмотря на свою влиятельность и пост директора в компаниях Red Bull, всегда был сотрудником. Когда акционеры решили, что его время вышло, они, как было сказано, освободили его от операционных обязанностей.  

Итог — паддок, где боссы команд сменяются с чёткой оперативностью, а их будущее определяется не долгосрочным управлением, а краткосрочными результатами.  

Жажда результатов  

Главная причина смены руководителей — стремление улучшить результаты на трассе. Старая истина, что секундомер не лжёт, особенно актуальна для Хорнера. Победы Red Bull маскировали нарастающие внутренние проблемы, но неудачи на трассе в 2025 году сделали их слишком очевидными.  

Ferrari давно действует по этому принципу. С последнего чемпионства в 2008 году команда сменила пять руководителей. Перемены происходили, когда результаты считались неудовлетворительными. Стефано Доменикали ушёл в отставку в начале 2014 года после провального старта сезона, проработав пять лет. Маурицио Арривабене и Маттиа Бинотто приносили победы, но не титулы. Вассёр, находящийся в третьем сезоне, испытывает давление из-за отсутствия побед Ferrari в 2025 году.  

Однако многие команды понимают, что руководителю нужно время, чтобы изменения принесли плоды. Самый успешный пример — Андреа Стелла. Приняв McLaren в декабре 2022 года, он предупредил, что команда будет испытывать трудности из-за упущенных целей разработки. Но, внедрив изменения и задав направление, Стелла привёл McLaren к титулу конструкторов в прошлом году и нацелился на оба чемпионата в 2025-м.  

Владельцы команд знают, что это требует времени, но их терпение не безгранично. Williams не дождалась прогресса от Джоста Капито, заменив его на Джеймса Ваулза в 2024 году, чьё лидерство признано успешным. Генеральный директор Aston Martin F1 Энди Коуэлл взял на себя обязанности руководителя в январе 2025 года в рамках реструктуризации из-за спада команды. Карусель в Alpine связана не только с переменами в материнской компании Renault и сменой её целей в Формуле-1, но и с неспособностью команды выйти в лидеры.

Это отражает беспощадность, всегда присущую Формуле-1, невзирая на историю. Гюнтер Штайнер, помогавший Джину Хаасу создать команду девять лет назад, в 2023 году узнал по телефону, стоя в супермаркете, что его услуги больше не нужны. Тогда обе стороны решили, что им лучше расстаться. Штайнер теперь строит медийную карьеру, а Haas под руководством Аяо Комацу провёл лучший сезон за шесть лет.  

Стабилизируется ли рынок руководителей?  

Несмотря на многочисленные перемены, все команды надеются, что новых перестановок в ближайшее время не потребуется.  

Некоторые сделали ставку на стабильность, закрепив успехи своих боссов. Стелла подписал долгосрочный контракт с McLaren в конце 2024 года, а Williams недавно продлил соглашение с Ваулзом. Оба успешно реализуют своё видение развития команд.  

Положительные сигналы есть и от Аяо Комацу и Джонатана Уитли в Sauber. Последний занял пост в апреле 2025 года после долгой работы спортивным директором Red Bull и уже помог Нико Хюлькенбергу завоевать неожиданный подиум в Сильверстоуне. В обеих командах есть время для строительства.  

То же касается Стива Нильсена, управляющего директора Alpine, который отвечает за повседневную работу и подчиняется Флавио Бриаторе. Для Alpine, сменившей шесть руководителей за пять лет, стабильность крайне необходима.  

Лоран Мекис, возглавивший Red Bull, получил сложную задачу, учитывая длительность эры Хорнера и лояльность к нему внутри команды. Но доверие есть: советник Red Bull по автоспорту Хельмут Марко написал в своей колонке для SpeedWeek, что Мекис — "естественный выбор".  

Всё движется циклами. Как рынок пилотов взорвался в прошлом году после затишья в 2023-м, Формула-1 может войти в период относительного спокойствия для руководителей, учитывая множество новых лиц. Спад после перестановок 2022 года подтверждает, что движение может замедлиться.  

Но в Формуле-1 результаты всегда в приоритете, особенно с грядущими изменениями в конструкции машин в 2026 году, которые могут определить успех на годы вперёд.  

Руководителям дадут некоторое время, но терпение владельцев команд имеет свои пределы.  

0 комментариев