Написать

За какую команду вы болеете?

Новости
F1
Новости 18, август

Джеймс Ваулз: от Формулы-1 к небесам

Руководитель команды Williams Джеймс Ваулз — не только стратег Формулы-1, но и лицензированный пилот вертолета. Его страсть к скорости и свободе нашла отражение в небе. В этой статье он рассказывает, как совмещает любовь к полетам с напряженной работой в чемпионате и какие уроки извлекает из авиации для своей команды.

Джеймс Ваулз: от Формулы-1 к небесам

Руководитель команды Williams и лицензированный пилот вертолета Джеймс Ваулз делится своей страстью к скорости и авиации.

Каждый год Джеймс Ваулз и его супруга Рэйчел следуют новогодней традиции — ставят перед собой задачу освоить новый навык. Обычно это что-то вроде уроков игры на пианино или изучения нового языка. Но в 2020 году Ваулз решил выбрать более амбициозную цель. Тайно от жены, будучи тогда еще инженером Mercedes, он начал брать уроки пилотирования вертолета. 

"Это заняло больше года, мы даже пережили следующий новогодний цикл", — рассказывает Ваулз в интервью Motorsport.com. "Когда у меня появлялось время, я уезжал на полдня на аэродром в Хай-Уикоме и учился летать. В итоге я налетал 56,5 часов и сдал 11 теоретических экзаменов. Скрывать это от Рэйчел было непросто, поэтому, когда она начала что-то подозревать, я организовал для нас вертолетную экскурсию над Лондоном. Все 25 человек в компании были в курсе моего плана. Я небрежно взял брифинг, меня посадили вперед, потому что у меня длинные ноги, а затем я спросил, можно ли поиграть с переключателями. После этого я завел вертолет и взлетел. Жаль, что мы не сняли реакцию Рэйчел… В тот день облачность была слишком низкой, поэтому мы покружили только над аэродромом, но через неделю я поднял ее над Лондоном. Кажется, я нарушил нашу традицию с этим", — смеется он.

Страсть Ваулза к полетам зародилась не внезапно — это продолжение его давней любви к свободе передвижения. 

"Я возвращаюсь мыслями к детству, когда мне было четыре или пять лет, и я получил свой первый велосипед", — вспоминает он. "Он подарил мне чувство свободы: я мог уезжать дальше и исследовать больше. Авиация — это продолжение этого, возможность видеть мир так, как мало кто может. Большинство людей летают коммерческими рейсами, но это не то же самое, что самому выбирать, как исследовать мир, и делать это, проснувшись утром. Именно это я ценю в авиации — уникальную свободу. В детстве я мечтал стать пилотом истребителя ВВС. Мне нравилась любая техника, которая давала скорость. А что может быть быстрее, чем преодоление звукового барьера?"

Как вертолеты держат Ваулза в тонусе

Со временем интерес Ваулза сместился с самолетов с фиксированными крыльями на вертолеты. Они не дают той же скорости, что реактивные истребители, но требуют гораздо большего мастерства и вовлеченности в управление. Взлет на арендованном Robinson R-66 Turbine требует активного использования педали руля направления, а зависание и посадка — высокой точности, в отличие от более простых в управлении самолетов общей авиации. Прозрачная кабина вертолета обеспечивает отличный обзор, усиливая то чувство свободы, к которому стремится Ваулз. Его опыт в любительских гонках на машинах GT помог быстрее освоить вертолетное дело.

"Я пробовал летать на самолетах, но это показалось мне неинтересным", — объясняет он. "Если отпустить штурвал самолета, он останется на месте. Мне же нужен был вызов, состояние потока, когда ты полностью сосредоточен на управлении. Вертолет заставляет быть начеку, требует микрорегулировок и полной синхронизации с машиной. В каком-то смысле это похоже на управление гоночным болидом. Когда я впервые завис, мне удалось удержать вертолет в пределах трех метров влево-вправо — это считается хорошим результатом. Уверен, любой, кто водит гоночный болид, справится с вертолетом, потому что принципы схожи. Ты должен чувствовать движения машины и мгновенно реагировать. Именно это мне и нравится".

Из-за плотного графика руководителя команды Формулы-1 с 24 гонками в сезоне Ваулз летает гораздо реже, чем хотел бы. 

"Сейчас почти не летаю", — признается он. "Поддерживаю лицензию каждый год, но налетываю всего 6–10 часов. Хотелось бы больше, но вертолет базируется далеко, и на дорогу, проверки и запуск уходит около четырех с половиной часов. Это нерационально. К тому же у нас с женой двое маленьких детей, и свободное время я стараюсь проводить с семьей. Но иногда я использую вертолет для поездок, например, в Гудвуд — это экономит время".

Ежегодная проверка для сохранения лицензии включает отработку сложных техник и спасательных процедур, таких как авторотация. Вопреки стереотипам, при отказе двигателя вертолет не падает камнем. Пилот может поддерживать вращение лопастей за счет снижения с определенной скоростью, чтобы плавно приземлиться. Эта техника обязательна для лицензии, но ее отработка вызывает волнение.

"Мне нравится, что вертолет, который, казалось бы, должен рухнуть, все же летает", — говорит Ваулз. "Мы должны ежегодно подтверждать навыки, включая несколько полных авторотаций до земли. Это ощущение, будто переходишь через мост, и желудок сжимается, потому что вертолет резко снижается, но у тебя есть около минуты, чтобы направить его туда, куда нужно. Это часть экзамена, хотя отказы двигателей крайне редки".

Ваулз не считает полеты на вертолете опасными. 

"Многие думают, что это рискованно, но чаще всего проблемы возникают из-за ошибок пилота", — отмечает он. "Я почти всегда беру с собой второго пилота — на всякий случай. Безопасность других для меня важнее всего".

Уроки Blue Angels для команд Формулы-1

Хотя Ваулз стал инженером автоспорта, а не пилотом ВВС, его детская мечта частично сбылась перед Гран-при Майами, когда он и его гонщик Алекс Албон получили приглашение от Blue Angels, знаменитой демонстрационной эскадрильи ВМС США. Они совершили полет на двухместных истребителях F/A-18 Super Hornet. Полеты в плотном строю на расстоянии менее полуметра требуют невероятной подготовки, координации и командной работы. Этот опыт вдохновил Ваулза как руководителя команды из 700 человек.

"Первое, что меня поразило, — это внимание к деталям даже в мелочах, которые я считал неважными", — делится он. "Я сам ориентирован на детали, но их подход меня впечатлил. Как выходить из здания, как подходить к самолету, когда отдавать салют, когда закрывать фонарь кабины — все синхронизировано. Их система ответственности — лучшая, что я видел. Никто не винит друг друга, никто не говорит, что кто-то должен был сделать иначе. Вместо этого: «Я сделал так, я ошибся в тайминге, слишком резко повернул, сбил строй». Это саморефлексия на высочайшем уровне. Нам в Формуле-1 есть чему поучиться. И да, я считаю Hornet лучшим самолетом в мире!"

Хотя Ваулз летает меньше, чем хотел бы, у него есть планы на будущее. Он мечтает использовать свои навыки, чтобы показать своей семье мир с высоты. 

"Когда дети подрастут, я хочу летать с семьей в необычные места, куда мы бы не поехали иначе", — говорит он. "Я еще не был на острове Уайт или во многих местах Шотландии. Полеты — это способ исследовать мир, и именно ради этого я научился летать".
0 комментариев