Непревзойденные рекорды Формулы-1
Формула-1 — это не только скорость и адреналин, но и богатая история, полная уникальных достижений. Некоторые рекорды этой серии настолько выдающиеся, что кажутся недосягаемыми. От героических побед ветеранов до драматичных неудач — рассказываем о рекордах, которые волнуют сердца фанатов и, возможно, останутся непревзойденными.

Фанаты Формулы-1 с замиранием сердца следили за тем, как Нико Хюлькенберг наконец поднялся на подиум на Гран-при Великобритании 2025 года, прервав серию из почти 240 стартов без призового места. Этот впечатляющий результат позволил ему избавиться от неприятного звания пилота с наибольшим количеством гонок без подиума, которое теперь вернулось к Адриану Зутилю. Среди действующих гонщиков ближе всех к этому антирекорду Юки Цунода, у которого более 100 стартов без финиша в тройке лидеров.
Формула-1 полна ярких достижений и уникальных рекордов, некоторые из которых кажутся вечными. Пока Макс Ферстаппен, верный Red Bull, приближается к рекорду Льюиса Хэмилтона по количеству стартов за одну команду, есть рубежи, которые, вероятно, останутся неприступными.
Самый возрастной победитель Гран-при
Современная Формула-1 — спорт молодых. На текущей стартовой решетке восемь из 20 пилотов родились в новом тысячелетии, и лишь трое старше 30 лет. Однако так было не всегда. В прошлом гонщики нередко продолжали карьеру до четвертого или даже пятого десятка.
Фернандо Алонсо, самый возрастной пилот на решетке в 44 года, одержал последнюю победу в 32 года. Но это ничто по сравнению с рекордсменом — Луиджи Фаджоли, который выиграл Гран-при Франции 1951 года в возрасте 53 лет и 22 дней. Та гонка, самая длинная по дистанции в истории, завершилась драматично: Alfa Romeo приказала Фаджоли поменяться машинами с Хуаном Мануэлем Фанхио, у которого возникли технические проблемы.
Фанхио, пересев в исправный болид, уверенно финишировал первым с отрывом в 50 секунд, а Фаджоли пересек линию 11-м. В итоговом протоколе обоим засчитали первое и 11-е места. Разъяренный таким решением, Фаджоли тут же покинул Гран-при, сделав эту победу единственной в своей карьере.
Наибольшее количество очков без победы
Радость фанатов была безграничной, когда Нико Хюлькенберг завершил свою подиумную засуху на Гран-при Великобритании 2025 года. Для этого немцу понадобилось 239 стартов, чтобы занять третью ступеньку в Сильверстоуне.
Но Хюлькенберг все еще охотится за первой победой, что делает его обладателем другого рекорда — наибольшее количество очков чемпионата без выигранного Гран-при. За более чем десятилетие в серии он набрал 608 очков, но ни разу не получил максимальные 25 за победу. Это вдвое больше, чем у Романа Грожана, занимающего второе место с 391 очком без побед. Успехи Sauber в переходе к Audi могут еще больше увеличить отрыв Хюлькенберга.
Чемпион мира с наименьшим количеством очков
За 75-летнюю историю Формулы-1 использовалось пять систем начисления очков. Раньше баллы получали только первые пять финишировавших, а сегодня — первая десятка.
Поэтому рекорд Фила Хилла как чемпиона мира с наименьшим количеством очков, вероятно, останется непревзойденным. Хилл, выступавший за Ferrari, стал чемпионом 1961 года, выиграв два Гран-при и еще трижды поднявшись на подиум, набрав 34 очка. Он опередил Вольфганга фон Трипса всего на одно очко. За всю карьеру Хилл добавил к этому еще 64 очка, что меньше, чем Льюис Хэмилтон набрал за первую половину сезона 2025 года в Ferrari.
Сегодня пилот может заработать почти столько же очков за один спринтерский уикенд, сколько Хилл набрал за чемпионский сезон. Победа в спринте и Гран-при приносит 33 очка.
Наибольшее количество сходов за карьеру
Современные двигатели Формулы-1 способны проходить тысячи километров, в отличие от ненадежных V10 и V12 прошлых лет, за возвращение которых так ратуют некоторые фанаты. Поэтому рекорд по количеству сходов, принадлежащий Риккардо Патрезе, скорее всего, останется неприкосновенным.
Итальянец выступал с 1977 по 1993 год, стартовав в 256 Гран-при. При шести победах и 37 подиумах он также не финишировал в 147 гонках — более половины своих стартов. Причиной были как его агрессивный стиль, приводивший к авариям, так и ненадежные машины, такие как Alfa Romeo 185T.
Патрезе делит этот рекорд с другим итальянцем, Андреа де Чезарисом, который также имеет 147 сходов, но из 208 стартов, что составляет более 70% гонок без финиша.
Команды с наибольшим количеством стартов без очков
Новая команда Cadillac, которая вскоре дебютирует в Формуле-1, надеется избежать антирекорда, принадлежащего Caterham и HRT.
HRT установила его первой, проведя 56 Гран-при с 2010 года без единого очка. За команду выступали такие пилоты, как Даниэль Риккардо, Карун Чандхок и Педро де ла Роза, но лучший результат — 13-е место Витантонио Льюцци на Гран-при Канады 2011 года.
Caterham продолжила эту серию, выступая с 2012 по 2014 год без очков. Лучший результат команды — 11-е место Виталия Петрова на Гран-при Бразилии 2012 года.