Пять провалов Формулы-1: команды, не дошедшие до старта
Формула-1 — это не только триумфы и скорости, но и истории несбывшихся надежд. Некоторые команды мечтали покорить вершины Королевских гонок, но так и не смогли выйти на стартовую решетку. В этой статье мы расскажем о пяти амбициозных проектах, которые столкнулись с финансовыми, техническими и политическими препятствиями, оставив след в истории автоспорта, но не на трассе. Погрузитесь в эти драматичные сюжеты вместе с нами!

Пять неудачных попыток участия в Формуле-1: команды, которые не вышли на стартовую решетку
В мире Формулы-1 бытует поговорка: чтобы сколотить небольшое состояние в автоспорте, нужно начать с большого. Эта истина подтверждается историями команд, которые мечтали о старте в Королевских гонках, но потерпели крах. Некоторые пытались войти в чемпионат, полагаясь на минимальные вложения, но столкнулись с суровой реальностью. Недавно Motorsport.com получил письмо, анонсирующее возвращение названия Caterham в Формулу-1 под новым проектом SKM Racing, нацеленным на 2027 год. Возглавляет его кувейтский предприниматель Саад Кассис-Мохамед, который ранее пытался приобрести футбольный клуб Reading. Однако с учетом сложностей, с которыми столкнулась команда Cadillac, шансы на успех невелики. Рассмотрим пять примеров команд, которым не удалось выйти на старт.
LKY SUNZ (2021/2023)
В 2019 году Бенджамин Дюран объявил о создании Panthera Team Asia, вдохновленной моделью Haas, где используются готовые компоненты от других команд и поставщиков. Проект позиционировал себя как способ привлечь азиатскую аудиторию, но идея не была новой. Соучредитель Panthera Майкл Ортс был связан с Bronze Fortune Ltd, которая в 2017 году ненадолго называлась China F1 Team Racing. Несмотря на планы базироваться в Сильверстоуне и нанять персонал, Panthera не подала заявку на участие в 2021 году. Тогдашний управляющий директор Формулы-1 Росс Браун заявил:
В 2020 году Дюран настаивал, что проект продолжает работу над предварительными чертежами и договором о поставке двигателей, но вскоре о Panthera забыли. В 2023 году проект возродился под названием LKY SUNZ, ориентированным на молодежную культуру и азиатскую базу. Несмотря на обещания бюджета в 1 миллиард долларов и поддержку американской Legends Sports Advocates Group, заявка была отклонена из-за недостаточной технической и финансовой конкретики, а также отсутствия спортивного опыта. В декабре 2023 года компания была ликвидирована.
Stefan GP (2010/2019)
В 2017 году, на Гран-при Австрии, сербский бизнесмен Зоран Стефанович объявил о намерении создать команду в Парме, Италия. «Я заключил важные соглашения, — сказал он Motorsport.com. — База будет в Парме, недалеко от аэродинамической трубы, и я подписал контракт с аэродинамиком для работы над проектом». Этим специалистом был Энрике Скалаброни, известный по работе над болидами Williams FW11 и Ferrari 640.
Стефанович уже пытался войти в Формулу-1 в 2010 году, после финансового кризиса, когда Макс Мосли объявил о трех новых местах на стартовой решетке. Получив отказ, он приобрел активы закрывшегося проекта Toyota и продолжил подготовку в Кёльне под руководством Майка Кофлана, бывшего дизайнера Arrows и McLaren. В феврале 2010 года Стефанович утверждал, что ведет переговоры с Жаком Вильнёвом, подписал Казуки Накаджиму и запустил болид Stefan 01. Однако на вопрос о шинах он уклончиво ответил:
Проект не получил одобрения FIA и канул в Лету, а возвращение в 2017 году вызвало лишь скептицизм.
US F1 (2010)
После финансового кризиса 2008 года Макс Мосли объявил о новых местах на стартовой решетке и упрощенных двигателях. Среди победителей тендера оказалась US F1, возглавляемая Кеном Андерсоном, бывшим техническим директором Haas, и Питером Виндзором, журналистом и экс-менеджером Williams. Проект, поддержанный основателем YouTube Чадом Херли, обещал прозрачность и видео о подготовке команды в Шарлотте, «долине автоспорта» США.
Однако слухи о задержках в разработке болида подтвердились. Журналист GP Racing, посетивший базу, отметил отсутствие прогресса и странное поведение Андерсона, часто отлучающегося в Starbucks. Команда подписала Хосе Марию Лопеса с 8 миллионами долларов спонсорских средств, но в феврале 2010 года инсайдер сообщил Autosport: «Нет никакого планирования, графиков производства, только фантазии».
Берни Экклстоун отправил знакомого гонщика, ныне известного комментатора, для проверки. Тот увидел лишь каркас болида и кипу чеков из Starbucks. Директор гонок Чарли Уайтинг, осмотрев базу, пришел к выводу, что US F1 не готова. За две недели до старта сезона в Бахрейне команда попросила отсрочку до 2011 года, но проект растворился, оставив Лопеса без денег и шансов.
Team Dubai F1 (2006)
В 2004 году Team Dubai F1 заявила о планах участия в 2006 году с двигателями Mercedes и поддержкой McLaren за 100 миллионов долларов в год. Проект, связанный с правящей династией Аль Мактум, вызвал сомнения, так как на рынке были доступны три команды для покупки. Представитель команды Тимоти Фултон заявил:
Пресс-релиз был отправлен Belgravia Group, связанной с Grand Prix Investments. Обе структуры возглавляли Джон Байфилд и Рассел Кинг, чья репутация вызывала вопросы. Кинг, уже осужденный за мошенничество, позже стал фигурантом скандала с Qadbak, пытавшимся купить BMW-Sauber. Несмотря на обещания о 48 миллионах долларов для вступительного взноса FIA, Team Dubai F1 исчезла из новостей.
Phoenix/DART Grand Prix (2002)
В конце 2001 года бизнесмен Чарльз Никерсон, выступавший за TWR Jaguars, приобрел активы команды Prost через Phoenix Finance Ltd. Однако права на участие в Формуле-1 в активах отсутствовали. Команда, базировавшаяся в Лифилде на мощностях Arrows Тома Уокиншоу, подготовила болиды AP04B с двигателями Hart V10 от демонстрационного Arrows AX3.
На Гран-при Малайзии 2002 года Phoenix не допустили в паддок, так как FIA считала ее новой командой, требующей вступительного взноса. Никерсон настаивал, что это продолжение Prost. Для первого этапа команда отправила только носовые обтекатели, так как болиды не прибыли. Название сменилось на DART Grand Prix, но это лишь усилило путаницу. Никерсон подал иск против FIA и FOM, но в мае 2002 года Высокий суд отклонил дело, обязав Phoenix/DART оплатить все расходы.
Гастон Маццакане и Томаш Энге, заявленные гонщиками, так и не сели за руль потенциально опасных машин.