Тактики Гран-при Нидерландов: что выберут команды?
Гран-при Нидерландов на трассе Зандворт обещает стать настоящим испытанием для команд и пилотов Формулы-1. Узкая и извилистая трасса, непредсказуемая погода и новые шинные составы от Pirelli создают уникальные условия для тактической борьбы. Какие стратегии выберут лидеры, чтобы завоевать победу? Рассказываем о главных тактических вариантах.

McLaren с их машиной MCL39 демонстрирует впечатляющую универсальность, особенно на трассе Зандворт, изобилующей среднескоростными поворотами. В квалификации Оскар Пиастри опередил Ландо Норриса, обеспечив команде дубль на первом ряду стартовой решетки.
Позади них борьба обещает быть не менее жаркой. Макс Ферстаппен стартует третьим, а Исаак Хаджар совершил настоящий подвиг, заняв место рядом с ним на втором ряду, опередив Джорджа Расселла и пилотов Ferrari.
В день гонки команды будут использовать разные шинные стратегии, а переменчивая погода добавит интриги. Разбираем тактические варианты, доступные участникам, когда погаснут стартовые огни.
Что было в прошлом году?
Гран-при Нидерландов 2024 года прошел на удивление гладко: без машин безопасности, красных флагов, и все пилоты финишировали. Ландо Норрис одержал победу, выбрав стратегию одного пит-стопа с переходом с шин среднего состава на жесткие, как и остальные лидеры шестерки.
Норрис заехал на пит-стоп на 28-м круге из 72, реагируя на остановку Макса Ферстаппена, который сменил шины на круг раньше. Ключевым моментом победы Норриса стал обгон лидера. Стартовав с поула, он уступил Ферстаппену в первом повороте, но вернул позицию на 18-м круге в том же повороте. Зандворт считается узкой и сложной для обгонов трассой, но с 2021 года, когда Формула-1 вернулась сюда, обгонять стало проще.
Все три состава шин использовались в гонке. Джордж Расселл, финишировавший седьмым, применил стратегию с двумя пит-стопами: средние > жесткие > мягкие, заехав на пит-стопы на 25-м и 54-м кругах. Его напарник Льюис Хэмилтон, также выбравший два пит-стопа, использовал мягкие > жесткие > мягкие, с остановками на 23-м и 48-м кругах. Алекс Албон применил средние > жесткие > средние, с пит-стопами на 12-м и 54-м кругах, а Кевин Магнуссен, единственный стартовавший на жестких шинах, финишировал 18-м, перейдя на средние на 40-м круге.
Какая стратегия будет самой быстрой в этом году?
Ключевой вопрос — насколько актуальны прошлогодние подходы? Pirelli в 2025 году привезла более мягкие составы шин, как это было на многих трассах с одностопными гонками в 2024 году. Это усложняет задачу для стратегии с одним пит-стопом, хотя шины стали чуть выносливее.
Самый быстрый путь к финишу, несмотря на более мягкие составы, — это по-прежнему стратегия средние > жесткие, но средние шины в этом году должны будут выдержать большую нагрузку, с оптимальным окном для пит-стопа между 28-м и 34-м кругами.
Есть ли другие варианты для первой десятки?
Или, другими словами, что может выбрать второй пилот McLaren? Ситуация напоминает Гран-при Венгрии. Если оба пилота с первого ряда удачно стартуют, тот, кто окажется вторым после первого круга, может решиться на альтернативную тактику.
Стратегия с двумя пит-стопами в этом году выглядит привлекательнее, и не только из-за более мягких шин. Скоростной лимит в пит-лейн увеличен с 60 км/ч до стандартных 80 км/ч, что сокращает потери времени при заезде на пит-стоп и делает два пит-стопа более выгодными.
Практики не всегда подтверждают ожидания, и в этот уик-энд сюрпризы были. В более прохладных условиях, чем в прошлом году, команды на пятничных тренировках выяснили, что мягкий состав C4 способен выдерживать приличные отрезки.
На основании этого большинство команд отказались от подхода с распределением шин 4-1-2 в третьей практике и перешли на 5-1-1, взяв максимум пять комплектов мягких шин для квалификации. Макс Ферстаппен даже сохранил новый комплект C4 для гонки.
Лучше всего использовать мягкие шины на старте, где их дополнительное сцепление дает преимущество. Стратегия мягкие > жесткие > средние — хороший вариант для двух пит-стопов. Она предполагает короткий первый отрезок в 13–19 кругов, затем длинный средний до 45–51-го круга.
Эта тактика доступна всем машинам, но McLaren и Aston Martin могут сыграть иначе. Обе команды сохранили по два комплекта жестких шин, что позволяет рассмотреть варианты мягкие > жесткие > жесткие или средние > жесткие > жесткие.
Второй вариант выглядит быстрее в симуляциях и позволяет пилоту агрессивно атаковать, что подходит некоторым машинам и гонщикам больше, чем осторожное управление темпом. Оптимальные окна для пит-стопов — 18–24-й и 43–49-й круги.
Сохранение двух комплектов жестких шин не обязательно говорит о намерении их использовать — это скорее страховка на случай красных флагов или машин безопасности, которые на Зандворте не редкость.
А что с пилотами из второй половины пелотона?
Обратная стратегия жесткие > средние с одним пит-стопом не сработала для Кевина Магнуссена в прошлом году, но тогда гонка прошла без прерываний, что для Зандворта необычно.
Этот вариант предполагает окно для пит-стопа между 38-м и 44-м кругами, но те, кто его выберут, будут рассчитывать на выигрыш в позициях, когда другие заедут на пит-стопы, а также на удачу с погодой, флагами или машинами безопасности — или, возможно, всем сразу.
Как и стратегия средние > жесткие с одним пит-стопом, этот вариант не гарантирует успеха, а возможность использовать мягкие шины для длинного отрезка добавляет командам гибкости, позволяя подходить к гонке с открытым взглядом.
Что с погодой?
Прогноз в начале недели выглядел мрачно, и он оказался одновременно точным и ошибочным. Дожди, как и ожидалось, шли каждый день — иногда очень сильные, — но не во время заездов Формулы-1.
Ливни прекращались перед началом сессий или начинались сразу после. Огромные грозовые облака, надвигавшиеся на трассу, внезапно меняли направление и уходили к Западно-Фризским островам.
Сохранится ли эта удача? Прогноз на день гонки схож с пятницей и субботой: дождь будет, но когда именно — неизвестно. Скорее всего, осадки пройдут утром, что вновь "перезагрузит" состояние трассы. На момент написания текста вероятность дождя во время гонки составляет 40%, и, если ливень начнется, он, вероятно, будет сильным.
Девять команд будут надеяться на перемену обстоятельств. Возможно, один из пилотов McLaren тоже — но кто именно, зависит от событий первого круга.