Эстебан Окон дисквалифицирован на Гран-при Азербайджана
На Гран-при Азербайджана 2025 года в Баку произошёл неожиданный поворот: пилот команды Haas F1 Team Эстебан Окон был исключён из результатов квалификации из-за несоответствия заднего антикрыла его болида строгим техническим требованиям FIA. Для фанатов Формулы-1 это стало очередным подтверждением жёсткого контроля над аэродинамическими ухищрениями команд. Что привело к дисквалификации и как это скажется на гонке? Разбираемся в деталях.

Эстебан Окон, представляющий команду Haas F1 Team, был исключён из результатов квалификации Гран-при Азербайджана 2025 года после того, как заднее антикрыло его машины не прошло проверку на прогиб, проводимую FIA.
После насыщенной и хаотичной квалификационной сессии на уличной трассе в Баку технический делегат FIA Джо Бауэр выявил, что заднее антикрыло болида Окона превысило допустимый предел прогиба в 0,5 мм. Бауэр сообщил:
Стюарды установили, что антикрыло Окона прогибалось на 0,6 мм с левой стороны и на 0,825 мм с правой, что привело к его дисквалификации из квалификации. В результате пилот будет вынужден стартовать из пит-лейн в воскресной гонке.
В вердикте стюардов указано, что команда Haas объяснила несоответствие производственной ошибкой.
Статья 3.15.17 технического регламента Формулы-1 была ужесточена в начале сезона 2025 года, когда FIA усилила контроль над аэроэластичностью задних антикрыльев, чтобы пресечь так называемый эффект "мини-DRS". Допустимый прогиб главной плоскости антикрыла был снижен с 2 мм до 0,5 мм при нагрузке в 750 Нм во время статического теста.
На Гран-при Испании в Барселоне в июне 2025 года FIA также ужесточила контроль над прогибом передних антикрыльев, чтобы ограничить использование аэроэластичности командами. Окон и Haas стали первыми, кто попался на нарушении этих обновлённых правил.
Сам Окон показал в квалификации лишь 18-е время из-за проблем с тормозами, которые привели к его вылету в первом сегменте. Таким образом, спортивное наказание для него окажется относительно мягким.
"В квалификации у нас были серьёзные проблемы с тормозами," — рассказал Окон. "На моём круге я трижды блокировался, не мог остановить машину и выезжал за пределы трассы почти на каждом повороте. Ветер усложнял задачу, но это не основная причина нашего результата.
Нам нужно разобраться в причинах. Проблема была и в третьей тренировке. Я тормозил с давлением на 30–40 бар меньше, чем Оливер Берман, но всё равно не мог остановить машину и улетал в зоны вылета.
В машине есть потенциал для более высокого темпа, и сегодня мы упустили возможности. Надеюсь, завтра удастся использовать шансы. Иногда у нас возникали сложности с торможением, но сегодня это было нечто невероятное. Просто безумие."