Ровно 15 лет назад, в день Гран-при Абу-Даби 2010 года
Пятнадцать лет минуло с того судьбоносного Гран-при Абу-Даби 2010 года, где надежды Фернандо Алонсо на третий чемпионский титул развеялись как дым. В уникальной развязке сезона сразу четыре претендента сохраняли шансы на победу до старта финальной гонки. Тактические просчёты фаворитов открыли дорогу к триумфу неожиданному герою, установившему вечный рекорд.
Ровно 15 лет назад, в день Гран-при Абу-Даби 2010 года, мечты Фернандо Алонсо о титуле рухнули, а самый молодой чемпион в истории Формулы-1 взошёл на пьедестал.
За всю историю чемпионата мира Формулы-1 судьба пилотского трофея решалась в последней гонке сезона 29 раз.
Яркие случаи включают отчаянную победу Льюиса Хэмилтона в 2008-м, поражение от Макса Ферстаппена в 2021-м, а также столкновение Михаэля Шумахера с Деймоном Хиллом в 1994 году, принесшее немцу титул, и обратную ситуацию в 1997-м, когда корону забрал Жак Вильнёв.
Но лишь единожды из этих 29 случаев четверо гонщиков подошли к финалу с реальными шансами стать чемпионом мира.
Это произошло на Гран-при Абу-Даби 2010 года — ровно 15 лет назад, — где два главных фаворита сами себя загнали в тупик, расчистив дорогу к исторической коронации и рекорду, не побитому по сей день.
После Гран-при Бразилии, прошедшего накануне, турнирная таблица выглядела так. Себастьян Феттель отставал на 15 очков, Льюис Хэмилтон — на 24, их считали аутсайдерами, а Алонсо — безоговорочным фаворитом на вступление в клуб трёхкратных чемпионов вместе с Джеком Брэбемом, Джеки Стюартом, Ники Лаудой, Нельсоном Пике и Айртоном Сенной.
На бумаге задача для Алонсо казалась простой. Если побеждал Феттель, испанцу хватало топ-4 для титула, а при виктории Марка Уэббера — второго места за австралийцем. Хэмилтон, отстававший на 24 очка при 25 возможных, оставался претендентом лишь номинально.
Феттель завоевал поул, опередив Хэмилтона, действующего чемпиона Дженсона Баттона, Алонсо и Уэббера. При таком финише Алонсо становился чемпионом с минимальным отрывом.
Но гонка стартовала, и столкновение на первом круге с участием Михаэля Шумахера обернулось катастрофой для Алонсо и его тогдашней команды Ferrari.
После того как Витантонио Лиуцци врезался в Шумахера, едва не задев голову немца, Нико Росберг и Виталий Петров решили заехать на пит-лейн под сейфти-каром и перейти на жёсткие шины, способные выдержать дистанцию до финиша.
Уэббер, повредивший болид о стену и потерявший темп, тоже свернул в боксы, выехал в хвосте пелотона и, что критично, застрял за Росбергом и Петровым, которым больше не требовалось останавливаться. Ferrari же упустила момент.
Не осознав, что Уэббер выбыл из борьбы за титул, а лидирующий Феттель превратился в главную угрозу, команда срочно вызвала Алонсо для прикрытия австралийца. Испанец выехал сразу за Renault Петрова. И остался там.
Алонсо остановился на 15-м круге, оставив себе около 40 кругов на обгон Renault, но в эпоху до DRS не сумел пройти скользкую машину. В итоге Алонсо и Уэббер сами лишили себя шансов на титул.
Дорога открылась Феттелю: он уверенно выиграл гонку и в возрасте 23 лет, 4 месяцев и 11 дней стал самым молодым чемпионом в истории Формулы-1 — рекорд, который он удерживает до сих пор.
В итоге Феттель набрал 256 очков, Алонсо — 252, Уэббер — 242, Хэмилтон — 240. Алонсо финишировал седьмым, на три позиции ниже магического четвёртого места, необходимого для триумфа.
Ещё ближе к третьему титулу он подобрался в 2012-м, уступив Феттелю всего три очка, но ожидание для опытного испанца продолжается.
Если он завоюет пилотский титул 2026 года с новыми регламентами за рулём Aston Martin, то побьёт рекорд перерыва между коронами, сейчас принадлежащий Лауде — семь лет с 1977 по 1984-й.
Для Алонсо пауза составит 21 год.