Написать

За какую команду вы болеете?

Новости
F1
Новости 19, ноябрь

10 самых спорных штрафов в истории борьбы за титул Ф1

Когда на кону стоит титул чемпиона мира, напряжение достигает предела не только в кокпитах машин, но и в комнате стюардов. История Формулы-1 полна моментов, когда судьба трофея решалась не чистой скоростью на трассе, а сложными, порой непопулярными вердиктами дирекции гонки. Каждое решение судей под микроскопом рассматривают миллионы фанатов, и споры о справедливости некоторых штрафов не утихают даже спустя десятилетия. В этом материале мы собрали десять самых противоречивых судейских решений, принятых в разгар чемпионских баталий.

10 самых спорных штрафов в истории борьбы за титул Ф1

1. Сузука 1989: Дисквалификация Айртона Сенны

Пожалуй, самый известный скандал в истории спорта. Борьба между Аленом Простом и Айртоном Сенной в McLaren достигла кипения на Гран-при Японии. В последней шикане трассы Прост закрыл калитку, что привело к столкновению. Француз сошел, а Сенна, получив помощь маршалов, срезал шикану, вернулся на трассу, заменил сломанное переднее антикрыло и выиграл гонку.

Однако радость была недолгой. Стюарды, под давлением президента FISA Жан-Мари Балестра, дисквалифицировали бразильца за срезку шиканы, фактически вручив титул Просту. Сенна назвал это решение манипуляцией чемпионатом, и этот эпизод навсегда испортил его отношения с руководством серии.

2. Аделаида 1994: Столкновение Шумахера и Хилла

Финальная гонка сезона в Австралии. Михаэль Шумахер лидировал в чемпионате с отрывом в одно очко от Деймона Хилла. Немец допустил ошибку, зацепив стену и повредив подвеску своего Benetton, после чего вернулся на траекторию прямо перед Williams Хилла. Произошло столкновение, оба гонщика сошли.

Стюарды расценили это как гоночный инцидент, и Шумахер выиграл свой первый титул. Многие в паддоке, включая команду Williams, считали маневр Михаэля преднамеренным выбиванием соперника, но официального наказания не последовало, что до сих пор вызывает споры среди британских болельщиков.

3. Херес 1997: «Удар» Михаэля Шумахера

Спустя три года ситуация повторилась, но с другим исходом. В финале сезона Михаэль Шумахер (уже в Ferrari) сражался с Жаком Вильневом на Williams. Когда канадец пошел в атаку в шпильке Dry Sack, Шумахер резко дернул руль вправо, ударив болид соперника в боковой понтон.

На этот раз Михаэль застрял в гравии, а Вильнев смог доехать до финиша и взять титул. FIA отреагировала жестко: Шумахера не просто оштрафовали, а полностью исключили из протокола чемпионата 1997 года, лишив второго места. Это уникальный случай в истории Ф1, когда пилот потерял все очки за сезон из-за одного маневра.

4. Спа 2008: Срезанная шикана Льюиса Хэмилтона

Гран-при Бельгии подарил одну из самых красивых дуэлей в истории между Кими Райкконеном и Льюисом Хэмилтоном под дождем. В борьбе за позицию Льюис (тогда выступавший за McLaren) срезал шикану «Автобусная остановка», получил преимущество, формально вернул позицию, но тут же снова атаковал и прошел Кими в шпильке La Source.

Хэмилтон выиграл гонку, но стюарды посчитали, что он не полностью нивелировал полученное преимущество. Ему выписали 25-секундный штраф уже после финиша, что отбросило его на третье место и отдало победу его главному сопернику в борьбе за титул — Фелипе Массе.

5. Сильверстоун 2021: Авария в повороте Copse

Сезон 2021 года стал квинтэссенцией противоречий. На первом круге Гран-при Великобритании Льюис Хэмилтон и Макс Ферстаппен вели ожесточенную борьбу. В скоростном повороте Copse произошло касание: переднее левое колесо Mercedes задело заднее правое колесо Red Bull. Макс на огромной скорости влетел в барьеры, испытав перегрузку в 51G.

Стюарды признали Хэмилтона виновным, но назначили достаточно мягкий по меркам Red Bull штраф — 10 секунд. Льюис отбыл его на пит-стопе и все равно выиграл гонку, сократив отставание в чемпионате. Хельмут Марко и Кристиан Хорнер требовали дисквалификации, называя маневр безрассудным.

6. Джидда 2021: «Брейк-тест» и хаос штрафов

Гран-при Саудовской Аравии превратился в фарс из-за череды инцидентов. Макс Ферстаппен получил несколько штрафов за одну гонку: сначала за получение преимущества за пределами трассы, а затем — за столкновение с Хэмилтоном.

Самый спорный момент произошел, когда дирекция гонки приказала Максу пропустить Льюиса. Ферстаппен замедлился на прямой, пытаясь пропустить соперника перед зоной детекции DRS, чтобы тут же контратаковать. Хэмилтон не понял маневра и врезался в заднюю часть болида Red Bull. Судьи назвали действия Макса «брейк-тестом» и добавили ему 10 секунд к времени, хотя многие критиковали и саму коммуникацию дирекции гонки в тот вечер.

7. Абу-Даби 2021: Рестарт одного круга

Хотя формально это не штраф пилоту, решение директора гонки Майкла Маси стало самым обсуждаемым в современной эре. После аварии Николаса Латифи на трассу выехала машина безопасности. Маси сначала запретил круговым обгонять сейфти-кар, а затем разрешил это сделать только тем болидам, которые находились между Хэмилтоном и Ферстаппеном.

Это позволило дать рестарт на последнем круге. Макс Ферстаппен на свежих мягких шинах легко прошел Льюиса Хэмилтона на изношенном Hard и выиграл свой первый титул. Mercedes подали протесты, утверждая, что процедура рестарта была нарушена, но стюарды отклонили их, подтвердив чемпионство нидерландца.

8. Остин 2024: 5 секунд для Ландо Норриса

В сезоне 2024 года, когда Макс Ферстаппен шел к своему четвертому титулу, его главным преследователем стал Ландо Норрис. На Гран-при США в Остине развернулась драма на последних кругах. Норрис на более свежих шинах атаковал Макса в 12-м повороте. Оба болида оказались за пределами трассы, но Ландо завершил обгон вне белых линий.

McLaren настаивали, что Ферстаппен выдавил соперника и сам выехал за пределы трека, поэтому Норрис был впереди на апексе. Однако стюарды применили букву закона жестко: 5 секунд штрафа для британца за получение преимущества. Это решение лишило Норриса подиума и важных очков в погоне за лидером Red Bull.

9. Мехико 2024: Двойной удар по Ферстаппену

Спустя всего неделю после Остина стюарды решили изменить подход к судейству жесткой обороны. В Мексике Макс Ферстаппен в борьбе с тем же Норрисом дважды за один круг вышел за рамки дозволенного. Сначала он выдавил Ландо на траву, а через несколько поворотов провел сверхагрессивную атаку, вывезя соперника далеко за пределы трассы.

На этот раз дирекция гонки не стала церемониться: Макс получил два штрафа по 10 секунд (суммарно 20 секунд), что фактически разрушило его гонку. Это был сигнал от FIA, что методы борьбы, допустимые в 2021 году, больше не пройдут. Несмотря на потерю очков в той гонке, Ферстаппен сумел удержать преимущество в сезоне и стать 4-кратным чемпионом мира.

10. Канада 2019: Украденная победа Себастьяна Феттеля

Эпизод, который многие считают началом конца карьеры Феттеля в Ferrari. Себастьян лидировал под прессингом Льюиса Хэмилтона, ошибся в шикане, проехал по траве и вернулся на траекторию, заблокировав Mercedes. Контакта не было, Хэмилтону пришлось лишь приподнять ногу с педали газа.

Стюарды посчитали возвращение «небезопасным» и выписали Феттелю 5 секунд. Немец пересек финишную черту первым, но победа досталась Льюису. В закрытом парке разгневанный Феттель поменял таблички с номерами перед болидами, поставив «1» перед пустым местом, где должна была стоять его машина. Этот момент стал символом чрезмерного вмешательства судей в "настоящие гонки".

Спорные решения — неотъемлемая часть ДНК Формулы-1. Будь то легендарные дуэли Проста и Сенны или современное противостояние Ферстаппена и Норриса, человеческий фактор стюардов всегда вносит элемент непредсказуемости. Теперь, когда Льюис Хэмилтон выступает за Ferrari в паре с Шарлем Леклером, а Джордж Расселл ведет за собой Mercedes с юным Кими Антонелли, нас наверняка ждут новые главы в этой бесконечной книге судейских драм.

0 комментариев
Информация. Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.