Варианты тактик и стратегий команд на Гран-при Китая
В квалификации Гран-при Китая мы увидели напряженную борьбу среди лидеров чемпионата. Если в субботнем спринте первый ряд стартовой решетки поделили Ferrari и Red Bull, то в воскресной квалификации доминировали McLaren и Mercedes. Такая плотность результатов свидетельствует о чрезвычайно высокой конкуренции в нынешнем сезоне Формулы 1, где правильный выбор стратегии может сыграть решающую роль в исходе гонки.

Оскар Пиастри завоевал свою первую поул-позицию, продолжив успешную серию команды McLaren, которая теперь имеет три поула подряд. Австралиец лишь ненамного опередил Джорджа Расселла из Mercedes, а за ними плотной группой расположились остальные лидеры чемпионата.
Спринт в Шанхае показал, что скорость на одном круге и стартовая позиция не обязательно станут решающими факторами в Гран-при Китая. Недавно обновленное покрытие трассы обеспечивает невероятную скорость, но при этом приводит к серьезному износу шин. Гонщики столкнутся с грейнингом, высокой деградацией резины, а разница между командами составляет лишь десятые доли секунды. В таких условиях правильный выбор шин будет иметь ключевое значение.
Что произошло в прошлом году?
Прошлогодний Гран-при Китая, также проводившийся в формате спринта, получился довольно необычным. Длительный период машины безопасности в середине гонки скрыл истинные намерения команд, но даже до того, как Валттери Боттас остановился на 19-м круге и вызвал сначала виртуальный, а затем и полноценный режим машины безопасности, было очевидно, что команды рассматривали различные стратегии.
Все команды готовились к нескольким пит-стопам, имея в гараже дополнительный комплект жестких или средних шин, хотя не все планировали их использовать.
Гонщики, совершившие ранние пит-стопы, скорее всего, придерживались именно такой тактики. Макс Ферстаппен победил, используя стратегию средние>жесткие>жесткие, заехав на пит-стоп на 13-м круге, а затем снова во время машины безопасности на 23-м круге. Его напарник по команде Серхио Перес, финишировавший третьим, выбрал такой же подход, но окружающие их болиды действовали иначе.
Ландо Норрис, занявший второе место, использовал стратегию средние>жесткие, совершив единственный пит-стоп на 22-м круге во время виртуальной машины безопасности. Шарль Леклер, финишировавший четвертым, сделал то же самое, но Карлос Сайнс, занявший пятое место, придерживался более неоднозначной стратегии с одним пит-стопом, заехав в боксы до режима виртуальной машины безопасности, на 17-м круге.
Фернандо Алонсо пришел к финишу седьмым, используя трехпитстопную стратегию средние>жесткие>мягкие>средние, а Льюис Хэмилтон, финишировавший девятым, был первым гонщиком, попробовавшим что-то иное на старте, отказавшись от популярных средних шин в пользу гонки мягкие>средние>жесткие.
Он был одним из четырех пилотов, стартовавших на мягких шинах, все они заехали на пит-стоп к 12-му кругу. Кевин Магнуссен был единственным гонщиком, начавшим гонку на жестких шинах.
Какая стратегия самая быстрая в этот раз?
В этом году все сберегли оба комплекта жестких шин для гонки, и опытные стратеги полагают, что они будут активно использоваться. Стратегия средние>жесткие>жесткие выглядит явным фаворитом, с окнами для пит-стопов между 14-20 и 32-38 кругами.
Деградация шин выглядела очень высокой в спринте, но интересно, что она не была равномерной у всех команд или даже у обоих болидов одной команды. Вероятно, это снова станет важным фактором.
Даже в рамках одной базовой стратегии возможны различные подходы, поскольку срок службы шин в значительной степени определяется тем, насколько бережно пилоты используют их в начале отрезка гонки.
Какие есть альтернативные варианты для первой десятки?
Возможна ли гонка с одним пит-стопом? Это выглядит маловероятным. В прошлом году однопитстопная стратегия работала хорошо, но учитывая температуру и невероятную скорость болидов на новом покрытии (примерно на четыре секунды быстрее в субботу), это кажется менее реалистичным.
Подталкивает ли это кого-то к варианту с тремя пит-стопами? Это также маловероятно, хотя у всех команд достаточно жестких и средних шин в запасе, если высокая деградация вынудит их использовать такой подход.
Более вероятен другой вариант двухпитстопной стратегии. Если гонщики смогут проехать достаточно долго на средней дистанции на жестких шинах, они могут выбрать второй комплект средних (вероятно, из тех, что были слегка использованы в квалификации спринта) для атакующего финального отрезка. Эта версия имеет такое же окно для первого пит-стопа, как и в стратегии средние>жесткие>жесткие, но отодвигает финальный пит-стоп на 34-40 круги.
Разумеется, существуют оговорки: никто еще не использовал жесткие шины в этот уик-энд, в этом году шины C2 были модифицированы, чтобы быть ближе к C3, температура повышается в течение выходных, и это не те стратегические решения, на которых кто-то будет строить всю гонку. Поэтому ожидается определенная гибкость в подходах.
Какие варианты существуют для второй половины стартовой решетки?
Мягкие шины не выглядят хорошим вариантом, но те, кто был недоволен средними шинами в субботу, могут выбрать их для короткого, интенсивного отрезка, а затем провести большую часть гонки на жестких шинах. Установка мягких шин на старте для стратегии мягкие>жесткие>жесткие предполагает окно для пит-стопов между 8-14 кругами, а затем снова между 28-34 кругами.
Альтернативный подход, обычно предпочитаемый теми, кто хочет рискнуть, – просто перевернуть основную стратегию и использовать жесткие>жесткие>средние. Многие гонщики начали испытывать проблемы со средними шинами довольно рано в субботнем спринте, что не предвещает ничего хорошего для старта гонки на этих шинах с большим запасом топлива.
Это может сделать привлекательным вариант старта на жестких шинах. Недостатками такого старта являются меньшее сцепление на старте и сниженная гибкость в случае раннего появления машины безопасности, но в стратегии жесткие>жесткие>средние есть неплохой темп... если карты лягут правильно.
А что насчет погоды?
Существует небольшая вероятность дождя ближе к концу гонки, но даже хорошая погода, которая, скорее всего, будет в Шанхае, вызывает некоторые опасения. Выходные становятся постепенно теплее, и ожидается, что температура воздуха во время гонки достигнет 28°C.
Новое асфальтовое покрытие очень темное и поглощает тепло, поэтому температура трассы будет соответственно высокой. Это увеличивает вероятность грейнинга, но также смещает его с переднего левого колеса на заднее левое.
Кроме того, присутствует ветер. Он не такой сильный, как в Мельбурне, но при выходе из-за ветровой тени огромных трибун даже относительно легкий ветер может вызвать скольжение задней части болида, что является последним, чего хочет гонщик, пытающийся контролировать деградацию шин. Впереди нас ждет интересная гонка в Шанхае...