Ferrari: разбор ошибок на Гран-при Китая
Двойная дисквалификация пилотов Ferrari на Гран-при Китая 2025 года стала настоящим шоком для команды и болельщиков. Шарль Леклер и Льюис Хэмилтон, финишировавшие на пятом и шестом местах, были исключены из итоговых результатов по техническим причинам. Обе ошибки, допущенные командой, были вполне предотвратимы, что делает ситуацию особенно болезненной для Скудерии.

Можно представить, что после двойной дисквалификации на Гран-при Китая 2025 года Ferrari отчаянно хотела бы, чтобы все просто собрали вещи и улетели домой в субботу, после победы Льюиса Хэмилтона в спринте.
События в Китае стремительно вышли из-под контроля после того, как Хэмилтон и Шарль Леклер квалифицировались на несколько разочаровывающие пятое и шестое места для гран-при. На первом круге Шарль умудрился столкнуться со своим напарником, но при этом оказался достаточно быстрым даже с поврежденным передним антикрылом, что команда приказала Льюису пропустить его. Хэмилтон, естественно, сопротивлялся, но в итоге уступил, хотя Леклер извлек мало пользы из этого маневра, поскольку Макс Ферстаппен всё равно догнал и обогнал его во время второго отрезка гонки.
Затем оба пилота были дисквалифицированы по разным причинам после гонки, как раз в тот момент, когда Леклер, Хэмилтон и руководитель команды Фредерик Вассёр пытались подчеркнуть положительные стороны на пресс-конференциях.
Обе дисквалификации были неоспоримы, и Ferrari не смогла предложить судьям никаких аргументов в свою защиту, кроме признания вины. Возможно, наиболее показательно то, что другие команды сталкивались с подобными дисквалификациями в недавней истории, и Ferrari должна была извлечь из этого уроки.
Леклер вместе с Пьером Гасли из Alpine был исключен из результатов, когда его болид оказался немного ниже минимального веса в 800 кг.
Прошло уже 30 лет с тех пор, как FIA ввела нынешнюю систему минимального веса, включающего как пилота, так и болид. Целью было уменьшить недостатки, с которыми сталкиваются более высокие и/или тяжелые гонщики, хотя это не совсем сработало по нескольким причинам.
Во-первых, Михаэль Шумахер пренебрег правилами, явившись на предсезонное взвешивание на 8 кг тяжелее, чем в последний раз, когда он стоял на весах FIA – непосредственно перед этим он выпил воды "как слон", по словам его гоночного инженера. Эта лазейка была закрыта введением взвешивания после гонки, но всё равно оставался стимул для гонщиков быть как можно легче: большинство болидов строились значительно легче нормы, а затем доводились до минимума с помощью балластных грузов, которые можно было стратегически размещать по машине для улучшения баланса управления.
Хотя сейчас возможностей для маневра меньше – отсюда и повышение минимума с 595 кг в 1995 году до 800 кг сегодня для учета более прочных структур безопасности, гибридных силовых установок, больших колес и так далее – большинство машин в пелотоне имеют вес ниже минимального и несут балласт.
В случае с Леклером его болид был взвешен вместе с останками торцевой пластины, которая была подобрана с трассы. На этом этапе вес был точно на пределе; при повторном взвешивании с запасным передним антикрылом болид оказался даже тяжелее.
Однако после того, как обязательные два литра топлива были извлечены из бака для тестирования, машина весила 799 кг.
В официальном заявлении команда объяснила это чрезмерным износом шин, вызванным тем, что Леклер использовал стратегию с одним пит-стопом. Но хотя даже официальный поставщик шин для Формулы-1 прогнозировал, что эта гонка потребует двух остановок, фактически такая стратегия оказалась исключением, поскольку новый жесткий состав C2 – впервые использованный на этом этапе – оказался более долговечным, чем ожидалось.
Тем не менее, Racing Bulls, похоже, были единственной командой, не готовой к такому развитию событий. Хэмилтон останавливался дважды, используя среднюю резину для своего финального отрезка, но у него была роскошь сделать это, поскольку он потерял только одну позицию на трассе.
В прошлом году Джордж Расселл был дисквалифицирован после победы в Бельгии за то, что его болид весил на 1,5 кг меньше нормы, и объяснение Mercedes было схожим: он использовал стратегию с одним пит-стопом, Расселл потерял вес из-за пота, а машина потеряла вес из-за износа плиты днища и шин.
Но в том случае переход на стратегию с одной остановкой был незапланированным. Большинство команд придерживались двух остановок и не предвидели такого развития событий.
Формула-1 – это спорт тонких нюансов, и болиды не могут позволить себе быть тяжелее, чем абсолютно необходимо. Но Mercedes непреднамеренно перешла границу в Спа в прошлом году и, как признала впоследствии, извлекла уроки из своих ошибок.
Другие конкуренты тоже должны были извлечь уроки из этого очевидного примера – и, учитывая, что стратегия с одним пит-стопом была более вероятной в Шанхае в этот уик-энд, Ferrari имела возможность смягчить последствия износа шин.
Дисквалификация Хэмилтона будет столь же болезненной, потому что это тоже уже случалось ранее – с самим Льюисом в Остине в 2023 году. Леклер был дисквалифицирован из той же гонки по той же причине: чрезмерный износ скользящих пластин.
В то время Mercedes и Ferrari заявили, что их подвело "уникальное сочетание" неровной трассы с форматом гоночного уик-энда со спринтом, "который минимизировал время для настройки и проверки машины перед гонкой". Хотя Китай также был уик-эндом со спринтом, свежеуложенное покрытие трассы было отнюдь не бугристым.
Кроме того, Ferrari изменила настройки SF-25 Хэмилтона между спринтерской гонкой и квалификацией гран-при. Льюис жаловался, что это "действительно поставило машину на грань" – могли ли эти изменения способствовать тому, что его болид слишком сильно касался трассы днищем?
Даже если нет, это всё равно был автогол. Показательно, что Ferrari не предложила никаких смягчающих обстоятельств и сообщила судьям, что это была "настоящая ошибка".
При Вассёре Ferrari заметно менее хаотична, чем в прошлом. Но события в Китае показывают, что от старых привычек трудно избавиться...