Увольнение Лоусона станет для Ферстаппена тревожным сигналом
В Red Bull назревает очередной конфликт, связанный с выбором между сменой пилота и исправлением фундаментальных проблем болида. Если команда решит расстаться с Лиамом Лоусоном, это может стать для Макса Ферстаппена сигналом, что его критика остаётся без внимания.

Если в Red Bull и есть кто-то, кто считает увольнение Лиама Лоусона ошибкой, то это почти наверняка Макс Ферстаппен.
Перспектива того, что ещё один напарник Ферстаппена окажется за бортом, уже кажется реальной, несмотря на то что Лоусон провёл за рулём RB21 всего две гонки. Его «преступление» — неспособность моментально адаптироваться к сложной машине и быть на уровне четырехкратного чемпиона.
Если Лоусона действительно заменят в ближайшее время, это посылает Ферстаппену чёткий сигнал: Red Bull по-прежнему не осознаёт, насколько проблемным является её болид.
Макс уже несколько лет указывает на недостатки машины, временами чувствуя, что его слова игнорируют. В прошлом году команда, казалось, наконец прислушалась к его критике, но RB21 не стал тем шагом вперёд, на который рассчитывал Ферстаппен.
Это не медленный болид — в руках Макса он демонстрирует впечатляющую скорость. Однако ему не хватает сцепления на обеих осях, он склонен к недостаточной поворачиваемости и неожиданным срывам.
Ферстаппен мастерски балансирует на грани, точно дозируя нагрузку на переднюю ось, не перегружая заднюю. Сравнение его стиля с Лоусоном в Китае показало радикальные различия.
Макс входит в поворот плавно, с постепенным увеличением угла, затем резче доворачивает машину, чувствуя сцепление. Лоусон же действовал менее стабильно, его движения были резкими, словно он пытался копировать Ферстаппена, не понимая сути его действий.
Это часто приводило к тому, что Лиам входил в поворот на слишком высокой скорости, терял траекторию, и передняя ось скользила, а задняя уходила в занос. Ферстаппену удавалось стабилизировать машину с меньшими усилиями, мягко корректируя её поведение.
Короче говоря, Макс сам создаёт себе меньше проблем и эффективнее справляется с недостатками болида. И Red Bull, что неудивительно, снова вынуждена оправдываться за то, что её машину может уверенно вести только один пилот.
— Найти пределы сцепления в машине с избыточной недостаточной поворачиваемостью всегда проще, чем в более нервной, — заявил в Китае руководитель команды Кристиан Хорнер.
— Если вспомнить начало 2022 года, у нас была стабильная, но «недостаточная» машина, которую Макс терпеть не мог. После апгрейда в Испании мы добавили больше нагрузки на переднюю ось, и он сделал большой шаг вперёд, а вот Серхио Перес с этого момента начал теряться.
— Наша задача — создать самый быстрый болид, и мы руководствуемся имеющимися данными. Мы не стремимся сделать машину под конкретного гонщика, просто работаем с информацией, чтобы добиться максимальной скорости.
— И этот подход принёс нам 122 победы.
Да, за всю историю Red Bull. Но больше половины из них — заслуга Ферстаппена. И здесь возникает вопрос: насколько эти победы — результат гениальности Макса, а насколько — преимущества машины?
Последние 12 месяцев явно показали, что Ферстаппен своей мастерской ездой маскирует недостатки RB21. Команда продолжает «перемалывать» вторых пилотов — либо потому, что они недостаточно талантливы (что маловероятно), либо потому, что болиды слишком заточены под теоретические показатели, а не под управляемость.
Макс не намеренно подталкивал Red Bull к такому развитию, но его способность справляться с последствиями лишь укрепляла команду в выбранном направлении. Результат — череда сломанных карьер у его напарников.
За последний год, когда Red Bull потеряла абсолютное преимущество в скорости, но сохранила сложные характеристики болида, разница между тем, как с этим справляется пилот уровня Ферстаппена и просто хороший гонщик, стала особенно очевидной. Сначала это проявилось у Серхио Переса, а теперь — ещё резче у Лоусона.
Команда расплачивается за приоритет чистой аэродинамической эффективности над балансом, как отмечает Марк Хьюз из The Race. RB21 должен был исправить ситуацию — он не катастрофичен, и Ферстаппен не жалуется на баланс, но машина всё ещё далека от идеала. Более того, этот сдвиг, возможно, произошёл за счёт общего сцепления.
Ферстаппен никогда публично не критиковал своих напарников и не собирается начинать сейчас. В Китае он сказал голландским СМИ, что, хотя Лоусон показывал схожие с Юки Цунодой результаты в одной команде, теперь разрыв «очень велик», а машины «соперников тоже близко ко мне».
Если Макс говорит такое публично — добавляя, что «даже борьба за лидерство стала сложной», — можно не сомневаться, что в приватных беседах он выражает недовольство отсутствием прогресса.
И хотя Ферстаппен пока сохраняет спокойствие и готов работать над улучшениями, он не будет бесконечно мириться с машиной, которая не отвечает его требованиям, или с командой, которая не берёт на себя ответственность за проблемы своих гонщиков.
Остаётся вопрос: как отреагирует Макс, если вместо анализа внутренних проблем Red Bull просто сделает очередного напарника козлом отпущения?