Анализ дебюта Хаджара в Формуле-1: сравнение с Цунодой. Графика
Неудача в Австралии, где авария на прогревочном круге лишила Исаака Хаджара шанса стартовать в первой гонке сезона Формулы-1 2025 года, сделала его дебют в Китае особенно важным. Молодой пилот Racing Bulls получил возможность доказать свой талант на трассе в Шанхае. В этой статье мы разберем, как он справился с задачей, сравним его выступление с результатами опытного Юки Цуноды и попробуем понять, чего ждать от новичка в будущем.

Авария на прогревочном круге не позволила новичку Racing Bulls Исааку Хаджару выйти на старт первой гонки сезона Формулы-1 2025 года в Австралии, поэтому его настоящий дебют состоялся через неделю на Гран-при Китая. За последние полгода пелотон пополнился множеством новых лиц, что дало нам немало поводов для анализа. Андреа Кими Антонелли и Габриэль Бортолето уже получили свои оценки на прошлой неделе, но случай Хаджара в Австралии, где он зарегистрировал «не стартовал», не позволил подробно рассмотреть его выступление, кроме квалификации.
К счастью, Шанхай дал франко-алжирскому гонщику два шанса показать себя и исправить ошибку, допущенную в Австралии. Можно сказать, что он с этим справился: несмотря на нулевой результат в очках из-за спорной стратегии команды с двумя пит-стопами, Хаджар продемонстрировал отличную скорость и уверенный гоночный темп на протяжении всего уик-энда в Китае. Казалось, он был близок к финишу в топ-10 в своей первой гонке.
Обыграв Юки Цуноду в квалификации к Гран-при — достижение само по себе значительное, — Хаджар подтвердил свою базовую скорость. В этом помогла управляемость машины VCARB 02, которая заметно отличается от болида Red Bull RB21: несмотря на одинаковые силовые агрегаты, коробки передач и подвеску, их поведение на трассе сильно разнится. Тем не менее, выступление 20-летнего пилота стало ободряющим сигналом для команды, особенно учитывая, что Цунода в последние годы чаще всего доминировал над своими напарниками.
Скорость в квалификации: смелость Хаджара дает небольшое преимущество над Цунодой
Оба пилота Racing Bulls — Хаджар и Цунода — прошли в Q3, определяя стартовую решетку Гран-при Китая. После первых попыток Хаджар оказался быстрее на 0,19 секунды, несмотря на потерю времени в первом секторе. Цунода показал лучшее время в связке поворотов 1-2-3 и вошел в зону торможения перед 6-м поворотом с большей скоростью, но это ухудшило его выход, позволив Хаджару раньше нажать на газ. Примечательно, что в 7-м повороте Хаджар сбросил скорость чуть раньше напарника, но сделал это мягче.
Данные GPS показывают, что дроссель Хаджара держался на уровне около 85%, тогда как Цунода тормозил позже и опускался до 70%. В итоге Хаджар сохранил больше скорости в этой секции, что дало ему преимущество примерно в десятую секунды.
В целом, Хаджар чувствовал себя комфортнее, раньше добавляя газ в быстрых поворотах, и постепенно наращивал скорость на выходе из связки 12-13, быстрее Цуноды достигая полного нажатия педали. Цунода же предпочитал тормозить позже перед 14-м поворотом, но из-за более позднего ускорения терял время: начинал с отставанием в 0,1 секунды, а заканчивал с 0,2. Стратегия «медленно на входе, быстро на выходе» сработала в пользу Хаджара.
На последнем быстром круге Цунода потерял сцепление в 13-м повороте, уйдя в занос задней части болида. До этого он отставал от второго времени Хаджара в Q3 примерно на десятую после второго сектора. Возможно, попытка активнее работать газом в длинном правом повороте сыграла против него. Так или иначе, менее опытный пилот оказался быстрее на трассе.
Хаджар считал, что мог выжать больше: показав в Q1 время 1:31.162 и заняв второе место, он чувствовал себя уверенно, но ветер в Q2 и Q3 слегка нарушил баланс машины, хотя сама трасса становилась лучше. Его лучшее время в Q3 оказалось лишь на десятую быстрее Q1, что говорит о том, что переменчивый ветер нивелировал улучшение сцепления.
Не обошлось без ошибок: в спринт-квалификации Хаджар сбился с ритма, хотя в SQ1 снова оказался чуть быстрее Цуноды. Скорость у него есть, а исполнение улучшалось по ходу уик-энда. В Шанхае стиль Хаджара и трасса словно нашли общий язык, особенно благодаря послушной передней части его Racing Bulls в длинных поворотах.
Гоночный темп: средний спринт, прогресс в Гран-при, но вопросы к инстинкту победителя
Стартовав 15-м в спринте, Хаджар уступил позицию Пьеру Гасли на старте, но затем вступил в затяжную дуэль с соотечественником. Однако застревание в группе явно вредило шинам: 19-круговой отрезок на средних составах, вероятно, превысил их предел, заставляя Хаджара действовать осторожно.
Он отыграл позицию в стартовой суматохе, обогнав соперника по титулу в Ф2 Габриэля Бортолето, а затем получил еще одно место, когда Карлос Сайнс свернул на пит-стоп. В итоге Хаджар финишировал 13-м, воспользовавшись проблемами Оливера Бермана, чьи шины износились к концу спринта.
Цунода же всю гонку сдерживал Андреа Кими Антонелли, который охотился за его шестым местом. Быстрый старт дал японцу преимущество, а вылет Ландо Норриса в 6-м повороте поднял его еще выше. Дальше его задачей стало удержание Антонелли: чистый воздух впереди упрощал управление шинами, но лишал возможности использовать DRS для борьбы с итальянцем. Защита Цуноды в этой ситуации заслуживает похвалы.
Хаджар после квалификации признался, что хотел повторить стартовое мастерство Цуноды, но не смог: потеря места в пользу Антонелли была ожидаемой, а вот обгон со стороны напарника — нет. Оставаться в зоне DRS Цуноды оказалось непросто, хотя на средних шинах их темп был близок.
На жестких шинах разница в гоночном темпе стала заметнее. Хотя отрыв не был огромным, Цунода выигрывал время почти на каждом круге, наращивая преимущество во втором отрезке. Более того, он протянул на жестких шинах на три круга дольше, хотя команда упорно держалась за стратегию двух пит-стопов, лишив себя шансов на очки.
Во втором отрезке на жестких шинах Цунода ускорился по сравнению с Хаджаром, но сломанное переднее антикрыло вынудило его свернуть с трассы и лишило шансов на результат. Пробиться в топ-10 обоим было бы сложно: Лэнс Стролл, стартовавший с похожей позиции, не смог этого сделать по чистому темпу (хотя позже выиграл от дисквалификаций). К концу финального отрезка темп Хаджара стал нестабильным, во многом из-за борьбы с Джеком Дуэном. С преимуществом в машине и шинах он должен был обойти австралийца, но раз за разом оказывался заблокированным или вытесненным за пределы трассы. В такие моменты, как и на старте, Хаджару, похоже, не хватает решительности, чтобы использовать узкие возможности. Это придет с опытом, особенно когда он обретет больше ментальной свободы, меньше сосредотачиваясь на управлении болидом. Пока же кажется, что природного чутья ему немного недостает.
Последние круги мы не включили в анализ, так как данные Хаджара и Цуноды несопоставимы: сломанное антикрыло заставило Цуноду заехать в боксы на 46-м круге, где Racing Bulls поставили ему старые средние шины на случай форс-мажора. Хаджар избежал этой участи, но Дуэн продолжал его сдерживать.
В итоге первый полноценный дебют Хаджара прошел почти без ошибок и должен частично сгладить впечатление от неудачного заноса в стену на прогревочном круге в Австралии. Разница с Цунодой выглядит многообещающей отправной точкой, тем более что японец охотно помогал новичку влиться в команду. Среди главных плюсов — уверенность Хаджара в машине Racing Bulls на трассах с длинными поворотами, что пригодится в будущем. Мельбурн, судя по всему, был сложнее для него по сравнению с напарником, что намекает на предпочтение Цуноды к условиям с ограниченной задней частью.
Хаджар, вероятно, выиграл себе время, чтобы освоиться с тонкостями управления гоночным темпом в Формуле-1 и научиться принимать верные решения на трассе — будь то обгоны, старты или заезды на пит-стоп. В этом спорте все решают детали. И хотя в начале года от Хаджара мало кто ждал чудес, пока он приятно удивляет.