Болиды Red Bull RB21: не совсем одинаковые у Ферстаппена и Лоусона. Техника
Понижение Лиама Лоусона в команде Red Bull стало очередным примером того, как гонщик, перешедший из младшей команды, быстро оказывается в стороне. Но за короткое время пребывания на вершине, Лоусон столкнулся с уже знакомой в истории Red Bull ситуацией — ему предоставили технически отличающийся болид от того, на котором выступал его напарник. Подобная практика значительно усложняет объективное сравнение результатов гонщиков с выступлениями Ферстаппена.

Болиды Red Bull RB21: не совсем одинаковые
Давайте сразу внесем ясность: это не принижение заслуг Макса Ферстаппена, хотя его способность адаптироваться к проблемам болида создает определенные сложности при использовании его в качестве эталона для оценки напарников, поскольку часто они просто не находятся в равных условиях.
Такая тактика не нова для Red Bull. Команда использовала аналогичный подход еще до прихода Ферстаппена, поэтому маловероятно, что эта практика изменится в будущем.
Пожалуй, самым ярким примером стал конфликт на Гран-при Великобритании 2010 года, когда Марк Уэббер после своей победы произнес по радио: "Неплохо для второго номера команды". Это было реакцией на передачу переднего антикрыла из его комплекта деталей Себастьяну Феттелю.
В том случае Уэббер якобы предложил не использовать новую конструкцию, у которой крепления камер были расположены иначе, но почувствовал себя обделенным, когда его антикрыло отдали Феттелю после повреждения детали у немецкого гонщика.
Этот инцидент неизбежно привел к углублению раскола в отношениях между двумя пилотами и командой, поскольку Уэббер считал, что выполняет львиную долю работы по развитию болида, в то время как Феттель использовал эти знания и, в данном случае, детали для победы в гонках.
Это было сражение, которое Уэббер вел на протяжении всей своей работы в Red Bull, пока его не заменил Риккардо в 2014 году после ухода австралийца из Формулы 1.
Риккардо также выполнял аналогичную роль рядом с немцем до своего ухода, а затем его место занял Даниил Квят, став напарником Риккардо.
Так продолжалось до тех пор, пока Ферстаппен не заменил россиянина, а Риккардо, похоже, вновь вернулся к роли второго номера, поскольку Ферстаппен утвердился как доминирующая сила в течение следующих двух сезонов.
Именно эту роль впоследствии выполняли Пьер Гасли, Алекс Албон, Серхио Перес и, совсем недавно, Лиам Лоусон. Это часто приводило к тому, что они управляли болидом, отличающимся от машины четырехкратного чемпиона мира по ряду причин.
Болиды Формулы 1 — это прототипы, постоянно меняющиеся и никогда полностью не удовлетворяющие тех, кто находится за рулем. Нынешнее поколение машин создает дискомфорт для пилотов, поскольку они имеют гораздо более узкое рабочее окно, что означает, что они часто ведут себя совершенно по-разному от трассы к трассе.
Red Bull уже ясно дал понять, что прошлогодний болид имел особенности, делавшие его нестабильным и непредсказуемым в управлении, и хотя Ферстаппен смог обойти некоторые из этих проблем, для Переса это оказалось не так просто.
Ситуация обострилась, когда разработка RB20 вывела болид еще дальше за пределы рабочего окна, и даже Ферстаппену стало сложнее найти необходимую производительность — препятствие, которое стало еще труднее преодолеть, учитывая, что McLaren превратился в серьезную угрозу.
С тех пор Red Bull попытался отойти от некоторых конструктивных особенностей, которые привели к такой ситуации. RB21 стал более упрощенной версией своего предшественника, поскольку команда сосредоточилась на более стабильном решении.
Red Bull прибыл на последний день предсезонных тестов с комплектом новых компонентов для RB21, которые, как они надеялись, улучшат производительность болида в начале нового сезона. Среди них были новый носовой обтекатель, узел переднего антикрыла и новое днище.
Однако, похоже, что у команды все еще оставались вопросы относительно эффективности этих новых деталей в преддверии Гран-при Австралии, поэтому их пилоты получили различные конфигурации на выходные.
Болид Макса Ферстаппена RB21 был оснащен новым носовым обтекателем, передним антикрылом и днищем, которые были представлены в последний день предсезонных тестов, а также новым задним антикрылом с пониженной прижимной силой. Тем временем RB21 Лоусона был оборудован только новым днищем из полного списка новых компонентов.
Новое днище, вероятно, имеет более сложные детальные изменения в подполье, которые не видны глазу, но самый простой способ отличить две конфигурации — это изменение в боковом элементе днища.
Примечательно, что на новой спецификации (самое нижнее днище на изображении выше) наблюдается совершенно иной переход в задней части (отмечено стрелкой), а форма направляющих и секции перед ним также изменена.
Перед вторым этапом в Китае казалось, что оба пилота получат все новые детали на гоночный уикенд. Однако столкновение между Лоусоном и Дуэном во время спринта заставило Red Bull пересмотреть свои варианты.
Новая конструкция переднего антикрыла на болиде Лоусона получила значительные повреждения: концевая пластина была сложена на поверхность антикрыла (на вставке), что привело к снижению его эффективности во время спринта, и он не смог использовать его снова в течение всего уикенда.
Таким образом, его болид был оснащен носовым обтекателем и передним антикрылом старой спецификации для квалификации и гонки. Между двумя сессиями в режиме закрытого парка были внесены изменения в настройки подвески в попытке улучшить производительность и ответить на некоторые вопросы команды, как объяснил сам гонщик:
"Было довольно сложно там, на трассе. Стартуя с пит-лейна, мы попробовали что-то другое, и это была авантюра, чтобы разобраться с настройками болида.
Мы попытались сделать что-то агрессивное, но это не сработало, это был довольно большой шаг, но мы боролись с темпом, и болид ощущался более капризным, чем в Мельбурне.
Наш темп в спринте вчера был лучше. Это не то, что можно выразить словами; у этого болида очень узкое рабочее окно, и если вы его не попадаете, это сильно наказывается".
Очевидно, что у Лоусона не было болида той же спецификации, что у Ферстаппена, ни в одном из Гран-при, в которых он выступал за Red Bull, что делает абсолютно невозможным прямое сравнение между ними по этому показателю.
Однако в Китае различия в компонентах, вероятно, были связаны с нехваткой запасных частей, а не с нежеланием команды, чтобы они выступали в одинаковой комплектации. Если сравнить их выступления в квалификации спринта, очевидно, что существовал значительный разрыв, и мы никогда не узнаем, можно ли было его сократить со временем.