Тайна поломок Расселла в Бахрейне
Гран-при Бахрейна 2025 года подарил болельщикам Формулы-1 не только яркую борьбу на трассе, но и драматичную историю технических сбоев в болиде Mercedes Джорджа Расселла. Несмотря на отказ ключевых систем, британский пилот показал мастерство и хладнокровие, удержав второе место. Что скрывается за обугленным транспондером и как команда разбирается в причинах поломок — рассказываем в деталях.

Команда Mercedes начала расследование неисправностей, которые возникли на болиде Джорджа Расселла во время Гран-при Бахрейна, прошедшего на прошлых выходных.
Расселл сумел финишировать вторым, несмотря на сбой в системе тормозов с электронным управлением. Кроме того, он и другие пилоты поблизости были вынуждены вручную управлять системой снижения сопротивления (DRS) из-за проблемы с таймингом, связанной с машиной Расселла. Представители Mercedes сообщили, что технические неполадки начались гораздо раньше, чем могло показаться по телетрансляции. Хотя точные причины пока не установлены, транспондер, обеспечивающий связь с системой хронометража Formula One Management, после гонки оказался обугленным и сильно поврежденным.
Проблемы начались примерно на середине дистанции, рассказал представитель команды Брэдли Лорд в видео, опубликованном Mercedes:
Проблемы начались примерно на середине дистанции. Скорее всего, по телетрансляции казалось, что неисправность возникла за последние 10 кругов. На самом деле первые признаки появились гораздо раньше.
Мы только что вернулись на базу с примерно десятью чемоданами деталей и компонентов, включая сильно обугленный транспондер системы хронометража FOM и другие элементы, связанные с системой тормозов, — пояснил он. — Пока мы не определили первопричины.
Команда заметила неисправность транспондера, когда имя Расселла внезапно исчезло из второй позиции на экранах хронометража. Его имя просто рухнуло вниз по таблице, и мы подумали: нет, он все еще на трассе, он говорит по радио, значит, это проблема с хронометражем, а не что-то другое, — рассказал Лорд. — Это также повлияло на работу DRS: если теряется транспондер, теряется связь с механизмом, который определяет, находится ли пилот в пределах секунды от другого болида. Нам пришлось перейти на резервную систему. Мы согласовали это с FIA, получили разрешение, и Джордж фактически управлял DRS вручную.
Параллельно возникла другая проблема — сбой в системе тормозов с электронным управлением. Эта электроника отвечает за распределение тормозного усилия между передними и задними тормозами, особенно на задней оси. Часть торможения обеспечивается электрическим мотором MGU-K, а часть — гидравлической системой. В пассивном режиме используются только гидравлические тормоза, что меняет поведение машины при торможении. Это крайне осложняет управление, поскольку теряется значительная часть тормозной силы, а гидравлические задние тормоза перегреваются, — объяснил Лорд.
Расселлу пришлось бороться с этой проблемой. Мы провели так называемое изменение настроек по умолчанию, чтобы он мог переключаться между пассивным и активным режимами тормозов, — отметил Лорд. — В последние 10 кругов он совершал от 20 до 30 переключений этой настройки, одновременно управляя машиной, точно тормозя и удерживая сначала Шарля Леклера, а затем Ландо Норриса позади.
Команда опасалась, что сбой в системе хронометража мог повлиять на другие системы болида, например, отключить дисплей на рулевом колесе, но этого не произошло. Однако Расселл однажды по ошибке активировал DRS. Стюарды установили, что это было ненамеренно, и пилот сразу же устранил преимущество, поэтому наказания не последовало.
Мы не знали, какие еще последствия могут быть. Главным страхом было полное отключение дисплея на рулевом колесе, — рассказал Лорд. — Если это происходит, мы можем продолжать гонку, потому что в машине есть резервные системы: можно переключать передачи, использовать DRS и радио. У нас есть резервная радиосистема, кнопка которой расположена в кокпите. Эта же кнопка служит резервным управлением для DRS в случае сбоя.
Джордж отрабатывал переход на резервное радио, нажал эту кнопку и случайно на прямой открыл DRS, поскольку она выполняет обе функции одновременно. Он мгновенно осознал ошибку, затормозил, закрыл DRS и продолжил гонку. Именно это стюарды рассмотрели после гонки и решили не принимать дальнейших мер, — добавил Лорд.
В конце гонки Расселл был словно акробат, жонглирующий тарелками, — отметил Лорд. — Его выступление впечатляет не только из-за способности справляться с такими нагрузками, но и из-за безошибочного пилотирования, сдерживания Норриса и сохранения дистанции от Леклера. Это было по-настоящему невероятное выступление.