«Больше не естественно» — недостаток новых правил гонок в Формуле-1
Жёсткая защитная тактика Макса Ферстаппена против дуэта McLaren в лице Оскара Пиастри и Ландо Норриса на Гран-при Майами вызвала дискуссию о новых правилах гоночной борьбы в Формуле-1. Изменения в руководстве по стандартам вождения 2025 года привели к парадоксальной ситуации, когда пилоты вынуждены вести неестественную борьбу, чтобы не нарушить регламент.

Жёсткая защита Макса Ферстаппена против дуэта McLaren в лице Оскара Пиастри и Ландо Норриса стала главным событием Гран-при Майами в Формуле-1.
Особенно интригующим аспектом подхода пилота Red Bull стало то, как природа гоночной борьбы приобрела новое измерение в этом году с точки зрения того, как машина впереди может лучше всего справиться с атакой соперника.
Как показал Ферстаппен в своих манёврах по блокировке Пиастри и Норриса, пересмотренные правила гонок на 2025 год означают, что теперь всё сводится к попыткам заставить соперника обгонять по внешней траектории — потому что пилоты не могут позволить себе отдать кому-либо внутреннюю сторону поворота.
Это то, на что Ферстаппен намекнул, говоря, что гонки больше не "естественные" — в том смысле, что теперь речь идёт просто о выполнении необходимых действий, чтобы не нарушить правила и не попасть под санкции стюардов.
Когда после Гран-при Майами издание The Race спросило его о влиянии новых правил на то, что мы наблюдали, он ответил: "Я думаю, довольно ясно, что разрешено, а что нет, поэтому все подстраиваются под это".
На вопрос, лучше ли то, что сейчас есть в Формуле-1, по сравнению с прошлым годом, он сказал: "Не знаю, для меня всегда лучше оставлять всё более естественным. Но я просто следую правилам".
Что изменилось?
Происходящее стало следствием пересмотра Руководства по стандартам вождения Формулы-1, направленного на прояснение некоторых серых зон, которые проявились в прошлом году.
В результате целенаправленного изменения для расширения возможностей обгона, по сути предоставляющего множество приоритетов атакующему пилоту, это, похоже, повлияло на то, как разворачиваются сражения на трассе.
Критически важным здесь является удаление формулировки из прошлогодней версии, которая требовала от пилотов на внутренней траектории оставлять "справедливую и приемлемую ширину для обгоняемого болида от апекса до выхода из поворота".
Теперь, если вы "выиграли" поворот, вы можете претендовать на всю трассу на выходе — при условии, что остаётесь в пределах белых линий.
Три требования
Руководство по стандартам вождения Формулы-1 требует, чтобы обгоняющий болид на внутренней траектории:
i) Имел свою переднюю ось КАК МИНИМУМ НА УРОВНЕ ЗЕРКАЛА другого болида ДО И НА АПЕКСЕ поворота.
ii) Управлялся полностью контролируемым образом, особенно на входе в апекс, и не "нырял" внутрь.
iii) По оценке стюардов, придерживался разумной гоночной линии и мог завершить манёвр, оставаясь в пределах трассы.
Как стюарды FIA написали командам в начале года: "При обгоне по внутренней траектории вы больше не обязаны оставлять место обгоняемому болиду от апекса до выхода, ПРИ УСЛОВИИ, что вы контролируете машину и находитесь в пределах трассы".
Это означает, что если вы можете поставить своё переднее колесо достаточно глубоко на внутреннюю траекторию вашего соперника перед апексом поворота и удерживать его там, то вы по сути выиграли поворот — поскольку болид на внешней траектории ничего не может сделать.
Более того, заметное ключевое предложение в начале руководства подчёркивает этот момент: "[Когда] обгоняющий пилот имеет приоритет, ответственность за предотвращение столкновения или вытеснения обгоняющего пилота лежит на защищающемся пилоте".
С точки зрения защищающегося пилота теперь гораздо лучше попытаться заставить соперника идти по внешней траектории, поскольку критерии для выигрыша поворота там намного жёстче.
В прошлом году руководство определяло, что для получения права на гоночное пространство при обгоне по внешней траектории пилот должен был иметь свою переднюю ось "как минимум рядом" с передней осью другого болида на апексе поворота и на выходе.
Новое руководство теперь требует, чтобы обгоняющий болид "имел свою переднюю ось ВПЕРЕДИ ПЕРЕДНЕЙ ОСИ другого болида НА АПЕКСЕ".
Кроме того, манёвр не будет считаться легитимным, если будет признано, что болид "нырнул" по внешней траектории, чтобы оказаться впереди на апексе.
Теперь вполне очевидно, что лучший способ защиты — попытаться заставить соперника попытаться обойти снаружи, поскольку теперь это стало намного сложнее выполнить.
Именно на это ссылался Ферстаппен, когда Джанпьеро Ламбьязе сообщил ему во время борьбы:
В большинстве ключевых моментов в Майами, особенно когда Ферстаппен подвергался атакам на стартовой прямой, он гарантировал, что и Норрис, и Пиастри были вынуждены обгонять по внешней траектории.
В итоге Пиастри разгадал его уловку, сделав обратный переход на внутреннюю траекторию, в то время как Норрис узнал на собственном опыте, что попытка удержаться по внешней траектории всегда будет приводить только к тому, что его вытеснят.
В конечном итоге Норрис был вынужден выполнить манёвр по внутренней траектории в повороте 11, после того как в более ранней попытке вылетел за пределы трассы.
Необходимость изменений?
После того, как Ферстаппен на собственном опыте узнал в Джидде (изображено выше) об опасностях атаки по внешней траектории, вывод из Майами заключается в том, что никто больше никогда не захочет оставлять место на внутренней траектории.
Именно это, по мнению руководителя команды Red Bull Кристиана Хорнера, должно вызвать дискуссию среди пилотов о том, действительно ли последние правила работают так, как задумано.
"Это больше не похоже на естественные гонки", — сказал он.
"Возможно, кажется, что мы становимся излишне зарегулированными в борьбе колесо в колесо, потому что они гоняются по разным линиям. Это становится довольно неестественным".
"Так что я не знаю, нужен ли нам просто небольшой пересмотр правил".
"Было бы хорошо, если бы пилоты обсудили это на следующей гонке, потому что кажется, что когда вы вводите слишком много правил, вы в итоге начинаете ездить по регламенту, и это становится немного неестественным".