Техника. Тепловые снимки и тормоза McLaren: насколько серьёзен вызов для Red Bull в 2025 году?
После первых шести гоночных уик-эндов Формулы-1 2025 года становится очевидным преимущество McLaren над Red Bull в гоночном темпе. В то время как Макс Ферстаппен способен конкурировать с оранжевыми болидами в квалификации, в гонке команда из Уокинга демонстрирует значительное превосходство в управлении износом шин. Тепловые снимки раскрывают интересные детали в конструкции тормозных барабанов McLaren, которые могут быть ключом к их доминированию не только в текущем сезоне, но и в будущем.

Тенденция после первых шести гоночных уик-эндов Формулы-1 2025 года очевидна: Макс Ферстаппен может конкурировать с McLaren на одном круге и компенсировать некоторые слабости своим мастерством, но в большинстве воскресных гонок он и Red Bull просто не имеют инструментов для борьбы с болидами цвета папайи на полной гоночной дистанции.
Объяснение меньшего разрыва в квалификации двоякое. Во-первых, Ферстаппен выжимает максимум из RB21 и может немного сильнее нагружать болид, поскольку износ шин не является ограничивающим фактором во время квалификационного круга. Это принесло ему поул-позицию в Сузуке, Джидде и, совсем недавно, в Майами.
Вторая часть объяснения кроется в самом болиде McLaren. По словам руководителя команды Андреа Стеллы, MCL39 трудно контролировать на одном круге, особенно из-за непредсказуемости поведения передней оси. Это легко приводит к блокировке колёс и объясняет, почему Оскар Пиастри и особенно Ландо Норрис не всегда могли извлечь максимум из своего болида в Q3.
"Я думаю, у нас достаточно статистики, чтобы подтвердить то, что было нашим первоначальным впечатлением в Бахрейне во время тестов", — сказал Стелла.
"Болидом легче управлять в гоночных симуляциях, чем на одном круге в квалификации. Мы видели, что до сих пор у нас не было ни одного идеального круга, возможно, лучшим был круг Оскара в Бахрейне".
Эти проблемы менее заметны во время гонки, поскольку болид не нагружается до предела. Это делает машину более предсказуемой и подчёркивает сильнейшее преимущество McLaren: управление шинами Pirelli. Стелла назвал это "чёрной магией" в Формуле-1.
Бахрейн и Майами — реальность для Red Bull
Это согласуется с данными. Ферстаппен мог наиболее близко конкурировать с болидами McLaren в Японии и Саудовской Аравии, и это неслучайно. В Сузуке он мог извлечь выгоду из своей поул-позиции, поскольку обгоны были практически невозможны, в то время как сверхбыстрая трасса Джидда оказалась нетипичной по многим параметрам.
Конфигурация очень специфична, с последовательностью быстрых поворотов, которые подходят RB21, и традиционно в Джидде очень низкий износ шин, что играет на руку Ферстаппену и Red Bull. Поэтому не совсем точно со стороны Кристиана Хорнера использовать эту гонку, чтобы подчеркнуть, что производительность может варьироваться от трассы к трассе, поскольку Джидда была исключением и не отменяет структурных проблем Red Bull.
Эти структурные проблемы проявились в Бахрейне и Майами. Обе гонки проходили при высоких температурах, и износ шин играл значительную, если не решающую роль. В обеих гонках шины пилотов Red Bull быстро перегревались, что приводило к значительно более высокому износу по сравнению с McLaren.
Ферстаппен отставал более чем на 30 секунд в Бахрейне и едва финишировал впереди Пьера Гасли на Alpine. В Майами результат был лучше — четвёртое место, но отставание составило почти 40 секунд. Хельмут Марко оценил чистый дефицит в семь десятых — секунду на круг. Австриец описал ситуацию как "удручающую" и добавил, что обновления Red Bull — модифицированное днище в Майами — не имели того воздействия, которого он ожидал.
Фокус на тормозных барабанах McLaren и тепловых снимках
Ещё интереснее то, что Ферстаппен упомянул в субботу во время общения с голландскими СМИ: "Если вы видите, что McLaren делает с шинами, то мы все делаем что-то не так". По словам четырёхкратного чемпиона мира, эффект можно наблюдать во многих случаях: "Вы видели это и на промежуточных шинах под дождём. Как только шины перегреваются, у них появляется огромное преимущество".
Ключевой вопрос в том, что именно делает McLaren и может ли это быть воспроизведено конкурентами в нынешнем сезоне. "Мы делаем всё возможное, чтобы решить эту проблему, но некоторые вещи требуют больше времени для понимания. А потом фактическое их производство — это отдельная история", — сказал Ферстаппен изданию Motorsport.com.
Первый шаг, как упоминает Ферстаппен, — понять, что делает McLaren. Внимание сосредоточено на тормозах, точнее на тормозных барабанах. Известно, что Red Bull изучил несколько тепловых снимков, полученных от сторонней организации, которые показали интересные "синие" пятна — это указывает на то, что определённые части тормозных барабанов McLaren удивительно холодные по сравнению с другими. Это может помочь предотвратить передачу тепла от тормозов к ободам колёс и шинам, а значит, предотвратить их перегрев.
FIA проверила болид McLaren и тормозную систему после Гран-при Майами, хотя важно подчеркнуть, что это было частью обычных послегоночных проверок. Отчёт о выбранном болиде обычно поступает незадолго до следующего гоночного уик-энда, но, по-видимому, всё было признано в порядке и, следовательно, легальным.
Это означает, что конкуренты должны продолжить поиски шинного секрета McLaren, хотя здесь есть два осложняющих фактора: ограничение бюджета и тот факт, что командам в конечном итоге придётся переключить внимание на 2026 год, что ограничивает возможность бесконечно инвестировать в болид нынешнего года.
Тема, выходящая за рамки 2025 года? Знания частично переносимы на 2026 год
Для Red Bull крайне важно хотя бы понять этот аспект, поскольку последствия выходят за рамки 2025 года, и Стелла признаёт, что нынешние знания можно частично перенести в 2026 год.
Хотя болиды будут полностью другими, шины будут другими, и всё будет основано на новом наборе правил, по словам Стеллы, основные принципы всё равно могут быть применены.
Хорнер также признаёт это потенциальным ключом к успеху не только для оставшейся части этого сезона, но и в долгосрочной перспективе:
Это подчёркивает, что доминирование McLaren связано не только с антикрыльями. Более строгие тесты передних антикрыльев вступят в силу в Барселоне в июне, и Red Bull по-прежнему считает, что это может повлиять на порядок команд, но этот аспект может быть ещё более интересным.
На этом фронте пока не предвидится вмешательства FIA, что означает, что соперники должны найти способы улучшить износ своих шин — по крайней мере для жарких гонок с высокой деградацией. Это важно в двух аспектах для таких команд, как Red Bull. Во-первых, чтобы дать Ферстаппену инструменты, необходимые для борьбы за титул 2025 года, а во-вторых, чтобы использовать эти знания в предстоящие годы.
Текущая картина прежде всего подтверждает: "чёрная магия", о которой говорит Стелла, имеет неоспоримое значение в современной Формуле-1, и McLaren в данный момент является её абсолютным мастером.