Топ-10 лучших новичков Формулы-1 21-го века
В начале сезона 2025 года более четверти гонщиков на стартовой решетке Формулы-1 проводили свой первый полноценный сезон. Среди них были как абсолютные новички вроде Кими Антонелли, Габриэля Бортолето и Исаака Хаджара, так и пилоты с небольшим опытом: Джек Дуэн, Оливер Берман и Лиам Лоусон. Учитывая высокие ожидания и уже показанные результаты, 2025 год может войти в историю как выдающийся для новых талантов. Команда The Race проанализировала каждый "урожай новичков" 21-го века и составила свой топ-10 лучших наборов дебютантов.

В начале сезона 2025 года более четверти гонщиков на стартовой решетке Формулы-1 проводили свой первый полноценный сезон. Среди новичков были как абсолютные дебютанты Кими Антонелли, Габриэль Бортолето и Исаак Хаджар, так и пилоты с некоторым опытом: Джек Дуэн, Оливер Берман и Лиам Лоусон, имевшие от одного до целых 11 предыдущих стартов в Формуле-1.
Антонелли уже продемонстрировал свой потенциал, завоевав поул в спринте в Майами, Берман продолжает впечатлять в Haas, а Хаджар и Бортолето имели несколько запоминающихся моментов. Дебютный сезон Дуэна оказался коротким, но его место занял еще один высоко оцененный квази-новичок Франко Колапинто.
Учитывая большие надежды на некоторых пилотов из этого списка новичков и то, что некоторые из них уже демонстрируют, есть хорошие шансы, что 2025 год запомнится как отличный год для новых талантов Формулы-1.
10-е место – 2023 год
Хотя карьеры Ника де Вриса и Логана Сарджента в Формуле-1 были недолгими, Оскар Пиастри и Лиам Лоусон произвели большое впечатление в 2023 году.
В McLaren Пиастри провел один из самых впечатляющих дебютных сезонов 21-го века, заставив некоторых сравнивать его (хотя и с небольшим преувеличением) с дебютом Льюиса Хэмилтона в McLaren.
Тем временем Лоусон был в опасности остаться за бортом Формулы-1, когда травма Даниэля Риккардо позволила ему прыгнуть в болид AlphaTauri на пять гонок. Лоусон воспользовался этой возможностью, что привело к его возвращению в конце прошлого сезона.
С тех пор ситуация ухудшилась после краткого пребывания в Red Bull, но если он сможет снова найти себя в RB, то у Лоусона все еще есть шанс напомнить Формуле-1 о том, что в нем увидели изначально.
Возможно, тогда он сможет присоединиться к Пиастри, представляя поколение новичков 2023 года на протяжении следующего десятилетия или более.
Пиастри уже имел две победы до этого сезона и снова поднял планку, утвердившись в качестве лидера по очкам и фаворита чемпионата. Хладнокровный и с беспощадной жилкой, скорость McLaren означает, что нет причин, по которым он не мог бы стать чемпионом мира всего в свой третий сезон в Формуле-1.
9-е место – 2011 год
Никто из новичков Формулы-1 2011 года в итоге не доказал, что может бороться за чемпионство (хотя можно привести аргументы в пользу Даниэля Риккардо или, пожалуй, только для городских трасс – Серхио Переса), но они определенно составили убедительный состав персонажей.
Три победителя – один из них всегда загадочный Пастор Мальдонадо, чей триумф на Гран-при Испании 2012 года с каждым годом кажется все более похожим на горячечный сон – это уже впечатляюще. И если бы Полу ди Ресте дали правильное место, без сомнений, что он мог бы стать четвертым победителем. Заслуживал ли он такой возможности – сложный вопрос, но он точно заслуживал большего, чем три неубедительных сезона, которые он получил.
Жером Д'Амброзио здесь выбивается из общего ряда – пилот, чьи результаты до Формулы-1 и в ней соответствовали тому, что он получил всего один сезон, прежде чем перейти к неплохой карьере в Формуле Е.
Но кажется ироничным, что Д'Амброзио – единственный пилот из этого набора, кто "остался в строю" в Формуле-1, благодаря его новой роли заместителя руководителя команды Ferrari.
8-е место – 2018 год
Шарль Леклер пришел в Формулу-1 с Sauber в 2018 году на волне большого ажиотажа как чемпион Формулы-2. После первых трех гонок некоторые задавались вопросом, о чем весь этот шум, но он начал свой дебютный сезон с отличного шестого места в Азербайджане и больше не оглядывался назад.
Десять финишей в очках сделали его одной из звезд середины пелотона, а его коронным моментом стал невероятный круг в Интерлагосе, который вывел его в Q3, когда другие сдались из-за начавшегося дождя. Вместе с недооцененными качествами Сергея Сироткина в Williams, который заслуживал дольше оставаться в Формуле-1, это составило хороший, хотя и немногочисленный набор новичков.
С тех пор Леклер в одиночку представлял "класс 2018 года". Его успехи были спорадическими, в основном из-за колебаний Ferrari. Он продолжает улучшаться и, похоже, находится на грани перехода от победителя гонок к претенденту на чемпионат мира, как только болиды Ferrari позволят ему, что означает, что 2018 год может рассматриваться как появление одного из великих.
Однако пока сохраняется ощущение нереализованного потенциала, которое необходимо избавить путем устойчивого успеха, на который он, несомненно, способен.
7-е место – 2002 год
Новичкам 2002 года пришлось очень трудно после впечатления, которое произвели новички 2001 года (о них позже), особенно потому, что никто из них не имел техники, чтобы стабильно блистать.
На самой первой гонке Марк Уэббер занял запоминающееся пятое место за Minardi на родной земле – поистине последний великий подвиг Minardi в Формуле-1 против гигантов.
Хотя больше очков не было, Уэббер продолжал выделяться на протяжении всего своего дебютного года. Никто, вероятно, не думал, что ему придется ждать еще семь сезонов, чтобы получить ту конкурентоспособную технику, которую он заслуживал.
Новички не бывают более сырыми, чем Фелипе Масса в 2002 году. Было много инцидентов – столкновение с Jaguar Педро де ла Росы в Монце печально известно тем, что Sauber заменил его на Хайнца-Харальда Френтцена, чтобы избежать штрафа в 10 позиций на стартовой решетке – но также было много скорости.
Просто недостаточно скорости, чтобы помешать Sauber полностью отстранить его на 2003 год, прежде чем он вернулся в 2004 году более разносторонним гонщиком, который заслужил право быть учеником Михаэля Шумахера в Ferrari в 2006 году.
Забудьте наше предыдущее утверждение, потому что Такума Сато был самым сырым новичком 2002 года. Но если вы посмотрите только на его героический финал в Сузуке (где он финишировал пятым, помогая Jordan обойти BAR и Jaguar в Кубке конструкторов), вы бы убедились, что это начало блестящей успешной карьеры в Формуле-1, а не разочаровывающе средней.
Его время в гонках на выносливость показало, что Аллан Макниш заслуживал лучшего, чем быть одним из ранних козлов отпущения Toyota за неудачу, которая, как показала история, не была связана с составом пилотов.
6-е место – 2000 год
Смелый выбор Williams 19-летнего Дженсона Баттона – с опытом всего двух сезонов автогонок – на замену Алексу Дзанарди для начала эпохи BMW в 2000 году был вдохновенной авантюрой.
Поздний отказ двигателя, когда он был на пути к очкам в своей первой гонке, был жестоким, но он получил шестое место в следующей гонке и выглядел так, будто проводил такие Гран-при годами. Четвертое место на мокром Хоккенхайме, третье место на стартовой решетке в Спа и пятая квалификация в его дебюте в Сузуке рассказали все остальное, что вам нужно знать о потенциале Баттона, и единственным сюрпризом было то, что ему потребовалось почти десятилетие (и множество странных обстоятельств), чтобы превратить это в титул.
Тем не менее, его коллега-новичок 2000 года Ник Хайдфельд пришел в Формулу-1, выглядя более вероятным претендентом на быстрый путь к чемпионству, учитывая его долгосрочную поддержку Mercedes/McLaren и его абсолютное доминирование в Формуле 3000 в предыдущем году. Ужасный Prost разрушил его уверенность. В итоге он 13 раз финишировал на подиуме, но его карьера в Формуле-1 никогда по-настоящему не оправдала очень высоких юниорских ожиданий.
Ожидания были намного ниже для платного пилота Minardi Гастона Маццакане. И он в основном соответствовал им.
5-е место – 2006 год
Представитель класса 2006 года, который в итоге стал чемпионом мира, не был величайшим талантом этого набора, хотя оба начали свою карьеру в Формуле-1 сенсационно.
Рывок Нико Росберга, подписанного Williams, с последнего места после столкновения в первом повороте до седьмого (с лучшим кругом гонки) в его дебюте в Бахрейне, установил планку, которую остальная часть его дебютного сезона не смогла совсем достичь, хотя его карьера в конечном итоге это сделала, когда его переход из Williams в Mercedes открыл дверь к 23 победам в Гран-при, титулу 2016 года и легендарному уходу из Формулы-1.
Но сколько титулов мог бы выиграть Роберт Кубица без разрушительной травмы руки? Его скорость в пятничных практиках за BMW Sauber убедила команду отказаться от чемпиона мира 1997 года Жака Вильнева в середине сезона, и Кубица оправдал это доверие, заняв место на подиуме всего в третьей гонке Формулы-1.
Эти двое возглавили группу, которая также включала неудачного выгодоприобретателя усилий Red Bull по развитию американского пилота Формулы-1 (Скотт Спид из Toro Rosso) и сменяющихся на второй позиции гонщиков в очень, очень слабой Super Aguri. Франк Монтаньи заслуживал гораздо лучшей карьеры в Формуле-1.
4-е место – 2015 год
Нет особой необходимости долго останавливаться на двух протагонистах этого набора – и если бы класс новичков состоял только из Макса Ферстаппена и Карлоса Сайнса, он мог бы занять более высокое место.
Но что насчет остальных?
Фелипе Наср был наиболее вероятным претендентом на прорыв помимо этих двоих (и в то время можно было бы утверждать, что он пришел с более сильной репутацией, чем Сайнс), но всё так и не сложилось, его карьера в Формуле-1 погасла из-за неспособности однозначно утвердиться над Маркусом Эрикссоном в Sauber.
Но, возможно, это было к лучшему, поскольку это позволило Насру расцвести и стать одним из настоящих гигантов гонок IMSA SportsCar.
И нет никакого "возможно" в случае с Александром Росси, чьи немногочисленные выступления в 2015 году были действительно достаточно убедительными, но чьи гипотетические будущие перспективы в Формуле-1, которые так и не материализовались, все равно с трудом соответствовали бы мгновенному бессмертию его дебютной победы в Indianapolis 500.
Его коллеги по Manor Уилл Стивенс и Роберто Мери вряд ли могут жаловаться на то, что провели в Формуле-1 всего один сезон. Стивенс создал себе более чем хорошую карьеру в гонках на выносливость, в то время как путь Мери был более кочевым – до такой степени, что возможно, он больше всего известен публике Формулы-1 как близкий доверенный человек своего коллеги-новичка Гран-при 2015 года Сайнса.
3-е место – 2019 год
Это трио 2019 года (извините, Антонио Джовинацци) действительно нарушило тенденцию 2010-х годов, которая в основном ограничивалась одним или двумя хорошими новичками Формулы-1 за несколько лет.
Ландо Норрис уже участвует в своей второй реалистичной борьбе за чемпионат мира, а Джордж Расселл в конечном итоге оказался на вершине внутрикомандной борьбы Mercedes против Льюиса Хэмилтона и также выглядит способным бороться за титулы.
Оба отличились по-разному в 2019 году. Норрис сразу попал в плотную борьбу середины пелотона в восстанавливающемся McLaren и, казалось, сразу идеально вписался.
Отсутствие превосходства над напарником Сайнсом не было большой неудачей, особенно учитывая его отсутствие опыта и тот факт, что Сайнс был одним из лучших исполнителей 2019 года.
Расселл был самым позитивным моментом ужасного сезона 2019 года для Williams, опережая (к сожалению, ограниченного) возвращающегося Кубицу со значительным отрывом на почти каждом гоночном уикенде – за исключением Хоккенхайма, единственной гонки, которая предоставила шанс на очки для Williams, который использовал Кубица.
Репутация Алекса Албона никогда не была выше, чем в 2019 году. Он хорошо начал жизнь с Toro Rosso и заслужил самое быстрое повышение до старшей команды Red Bull среди всех пилотов, заменив Пьера Гасли всего через пять месяцев.
В 2020 году все пошло очень плохо, но в 2019 году Албон был вполне респектабельным напарником Ферстаппена. Он был на 0,429 секунды медленнее Ферстаппена в среднем в квалификации, но стабильно был в первой шестерке в своих девяти гонках – оставшись без очков только в Бразилии, потому что Хэмилтон выбил его из борьбы за подиум.
Джовинацци проявил больше потенциала как в своей выдающейся кампании за титул GP2 против Гасли, так и в своих ранних появлениях в Формуле-1, чем он когда-либо реализовал за свои три года рядом с Кими Райкконеном в Alfa Romeo.
Его первый год, к сожалению, просто стал шаблоном для всех остальных. Прочные пики, но никогда не достаточно стабильности, чтобы гарантировать более долгую карьеру в Формуле-1.
2-е место – 2001 год
Эта группа лишь немного уступила первому месту в нашем рейтинге, несмотря на то, что может похвастаться всего тремя победами в чемпионате мира по сравнению с 11, достигнутыми новичками, занявшими первое место в нашем голосовании.
Это потому, что потенциал был намного больше – хотя неспособность реализовать этот потенциал в большинстве случаев была результатом собственных ошибок.
Хуан Пабло Монтойя и Кими Райкконен сразу попали в заголовки газет – Монтойя, когда так смело бросил вызов Михаэлю Шумахеру и Ferrari на Williams-BMW, а Райкконен за то, что выглядел настолько сенсационно с самого начала в Sauber, несмотря на то, что вся его гоночная карьера до этого момента состояла из нескольких стартов в Формуле Форд и сезона Формулы Рено. Монтойя выиграл Гран-при Италии и должен был выиграть больше – его ошибки означали сезон более глубоких спадов, чем у Райкконена, несмотря на то, что у него также были более высокие пики.
И все же именно гораздо менее заметный новичок в наспех собранной Minardi в конечном итоге стал величайшим из этой группы и одним из величайших всех времен. Хотя он никогда не приближался к получению очков, то, что подросток Фернандо Алонсо делал на этой машине для аутсайдеров, не поддавалось объяснению и заложило основу для того, что должно было быть гораздо большим, чем два чемпионата мира – и, возможно, еще могло бы быть.
Райкконену и Монтойе не недоставало ничего в чистой скорости по сравнению с Алонсо, просто они оказались менее неумолимо надежными в долгосрочной перспективе.
В такой компании Энрике Бернольди, Лучано Бурти и Томаш Энге выглядели как никто. Тем не менее, хотя справедливо сказать, что никто из них не соответствовал лучшим моментам своей юниорской карьеры во время их коротких выступлений в Формуле-1, все они были достойными пилотами Формулы-1 (что нельзя с уверенностью сказать о напарнике Алонсо в конце сезона Алексе Йонге).
1-е место – 2007 год
Это трудный выбор между первыми двумя местами, но это набор новичков, который в итоге принесет 11 из следующих 15 чемпионских титулов пилотов.
Учитывая весь его последующий успех, очень легко забыть, насколько впечатляющим был дебютный сезон Льюиса Хэмилтона. На фоне надежд целой нации на его плечах (первый британский чемпион Формулы-1 за 15 лет), разрушительного скандала McLaren со Spygate и внутрикомандной вражды с действующим двукратным чемпионом мира Алонсо, Хэмилтон был ослепителен. Его ранний сезонный забег (девять подиумов подряд от Австралии до Сильверстоуна) должен войти в историю как величайший старт карьеры в Формуле-1 всех времен.
И после этого тоже было довольно неплохо, только ужасный уикенд на Нюрбургринге и двойной удар между Китаем и Бразилией лишили его титула новичка. В том же хаосе в Шанхае, который поглотил Хэмилтона, его будущий соперник Себастьян Феттель отметился как еще один следующий большой талант, заняв четвертое место на Toro Rosso, который не имел права находиться где-либо рядом.
Он не был таким, как Хэмилтон, но его пики были столь же впечатляющими,когда впервые получил лидирующую машину два года спустя.
В любой нормальный сезон дебютный сезон Хейкки Ковалайнена с Renault заслужил бы гораздо больше похвал. Он затмил своего более опытного товарища по команде Джанкарло Физикеллу и действительно заслужил свой неудачный (но в конечном итоге гораздо более многообещающий, чем казалось) двухлетний период в McLaren.
Энтони Дэвидсон заслуживал гораздо лучшего, чем сезон в Super Aguri, в то время как Адриан Сутиль действительно обсуждался как недооцененный будущий победитель гонок, даже если он никогда не приблизился к тому, чтобы стабильно демонстрировать пики, которые принесли Spyker единственное очко Формулы-1 в Фудзи.