Написать

За какую команду вы болеете?

Новости
F1
Новости 13, май

12 лет без побед: как изменилась Формула-1 с последней победы Фернандо Алонсо

За 24 года карьеры в Формуле-1 Фернандо Алонсо завоевал два чемпионских титула, одержал 32 победы и 106 раз поднимался на подиум. Несмотря на продолжающиеся успехи, включая несколько подиумов в начале 2023 года после перехода в Aston Martin, испанскому гонщику не удается одержать победу в гонке уже 12 лет. Последний триумф Алонсо датируется 12 мая 2013 года на Гран-при Испании. За эти годы "Королевские гонки" изменились до неузнаваемости, трансформировавшись в совершенно иной вид спорта.

12 лет без побед: как изменилась Формула-1 с последней победы Фернандо Алонсо

Последняя победа Алонсо пришлась на 12 мая 2013 года, когда он занял верхнюю ступень подиума на Гран-при Испании. В то время он выступал за Ferrari и, стартовав с пятой позиции, сумел прорваться на первое место, чтобы в 32-й раз отпраздновать победу шампанским на подиуме.

За прошедшие 12 лет Алонсо сменил несколько команд, уходил из спорта, возвращался в Формулу-1, а затем снова менял команду, но так и не смог одержать еще одну победу. Однако изменилась не только карьера Алонсо — вся Формула-1 претерпела огромные изменения за 12 лет с момента его последней победы.

Новые чемпионы мира Формулы-1

Если Алонсо не побеждал в этот период, то кто же побеждал? С момента последней победы испанца в Гран-при было четыре разных чемпиона мира, включая двух, которые завоевали титулы впервые.

Корона 2013 года досталась пилоту Red Bull Себастьяну Феттелю – это был его четвертый и последний титул. После этого мир Формулы-1 стал свидетелем лет доминирования Mercedes, когда Льюис Хэмилтон завоевал титулы в 2014 и 2015 годах, его напарник Нико Росберг выиграл титул в 2016 году, после чего Хэмилтон добавил в свою коллекцию еще четыре чемпионства.

С 2021 года Формула-1 вступила в новую эру доминирования, теперь уже Red Bull с Максом Ферстаппеном, который завоевал четыре чемпионских титула подряд.

Формула-1 переходит на гибриды

Одним из самых значительных изменений в Формуле-1 за последние 12 лет стал переход на турбо-гибридные двигатели для повышения экологичности автоспорта.

В 2014 году серия представила сложные новые силовые установки, которые сочетают в себе V6 двигатель внутреннего сгорания с двумя гибридными компонентами: MGU-K и MGU-H. Каждый из этих генераторных блоков восстанавливает энергию от торможения и тепло от выхлопных газов, сохраняя ее в виде электроэнергии, которая может быть использована во время гонки.

Внедрение этих технологий помогло нынешнему поколению гибридных двигателей V6 Формулы-1 стать самыми термически эффективными двигателями в мире.

Алонсо столкнулся с трудностями в начале гибридной революции, особенно в 2015 году, когда он выступал за McLaren с силовой установкой Honda. Двигатель уступал в мощности конкурентам, и Алонсо даже сравнил его с двигателем GP2 во время Гран-при Японии. Однако время Honda в роли аутсайдера не было долгим – позже она выиграла два Кубка конструкторов подряд с Red Bull в 2022 и 2023 годах.

Да здравствует "хало"

После четырех лет использования гибридных двигателей в Формуле-1 появилась следующая крупная инновация, направленная на повышение безопасности пилотов, – система "хало", представленная в 2018 году. Это была одна из двух инноваций, испытанных в Формуле-1 для обеспечения лучшей защиты головы пилотов, особенно после аварии Жюля Бьянки на Гран-при Японии 2014 года, которая в итоге привела к его смерти в июле 2015 года.

"Хало" представляет собой титановую защиту головы, которая огибает кокпит пилота и предназначена для отклонения обломков, летящих в сторону головы гонщика. Устройство было протестировано на устойчивость к таким предметам, как оторвавшиеся колеса и другие летающие обломки, и способно выдержать вес двухэтажного автобуса.

Это устройство, хотя и вызвало споры при первом появлении на болидах Формулы-1, уже доказало свою ценность на гоночных трассах в таких авариях, как у Ромена Грожана на Гран-при Бахрейна 2020 года и у Чжоу Гуаньюя на Сильверстоуне в 2022 году.

Эффект Drive to Survive

В течение 2018 года Формула-1 опробовала нечто новое: она допустила съемочные группы в паддок и за кулисы гоночного цирка. Получив доступ почти ко всем командам на стартовой решетке, за исключением Ferrari и Mercedes в первом сезоне, Drive to Survive оказался феноменом и возродил глобальный интерес к Формуле-1.

Первый сезон сосредоточился на историях вдали от побед Mercedes, с эпизодами, посвященными команде Haas и ее харизматичному боссу Гюнтеру Штайнеру, а также Red Bull и динамике между ее пилотами Максом Ферстаппеном и Даниэлем Риккардо. Сериал также осветил уход Алонсо из Формулы-1, когда он покинул McLaren в конце 2018 года.

Сериал привлек в Формулу-1 множество новых фанатов и спровоцировал революцию в том, как пилоты и команды ведут себя – с повышенным акцентом на проявление своих личностей.

Изменения в командах

На Гран-при Испании 2013 года 11 команд Формулы-1 выстроились на стартовой решетке. Сегодня две из этих команд больше не существуют, появилась новая команда, а три команды полностью изменили свои названия по сравнению с тем, что было 12 лет назад.

Caterham и Marussia боролись весь 2013 год за 10-е место в турнирной таблице. В следующем году Caterham вошел в администрацию и выбыл, в то время как Marussia продолжала существовать до 2015 года, прежде чем сменить название на Manor Racing в 2016 году. Эта команда также ушла из Формулы-1 до начала сезона 2017 года.

Затем последовали переименования. Lotus стал Renault в 2016 году и был переименован в Alpine в 2021 году. Force India была продана канадскому миллиардеру Лоуренсу Строллу после того, как вошла в администрацию в 2018 году, и превратилась в Racing Point. Позже Стролл переименовал команду в Aston Martin в 2021 году.

Toro Rosso стала Alpha Tauri в 2020 году, затем RB в 2024 году, и сейчас выступает как Racing Bulls. Sauber стал Alfa Romeo в 2019 году, затем вернулся к своему первоначальному названию в 2024 году перед трансформацией в заводскую команду Audi с 2026 года. Наконец, Haas вошла в Формулу-1 в 2016 году и с тех пор стала постоянным участником середины пелотона.

Граунд-эффект возвращается

В то время как происходили все эти изменения названий команд, Формула-1 пережила еще один сейсмический сдвиг с внедрением регламента 2022 года. Новые правила были разработаны для создания более плотной борьбы и более конкурентоспособной стартовой решетки через философию конструкции болидов "с чистого листа", которая снижала турбулентность воздуха при гонках.

Для этого Формула-1 перешла на философию граунд-эффекта, которая не применялась с начала 1980-х годов.

Новые болиды полагаются на сложные каналы под днищем для создания большей части прижимной силы, удерживающей их на дороге, создавая низкое давление под болидом и прижимая его к трассе. В первом сезоне этой новой философии машины страдали от проблем с подпрыгиванием, которые особенно проявлялись на длинных прямых и делали болиды очень неудобными для пилотов.

Эти проблемы были в основном решены после первого сезона новых правил, и это действительно достигло своей цели — сделать болиды более легкими для следования за соперником и обгона. Однако это не сделало стартовую решетку более плотной, так как Red Bull вступил в новые правила как доминирующая сила. Только после того, как другие команды разобрались в новых правилах спустя несколько сезонов, гонки снова стали более плотными.

Изменения трасс

Исторические трассы, такие как Монца, Сильверстоун и Спа, были в календаре в 2013 году и остаются в расписании на 2025 год. Но Формула-1 добавила множество новых и возвращающихся трасс за годы, прошедшие с момента последней победы Алонсо.

В 2013 году календарь из 19 гонок включал Гран-при Малайзии, Германии, Южной Кореи и Индии, и ни одна из этих трасс не фигурирует в 24-гоночном сезоне 2025 года. Вместо этого Формула-1 добавила новые гонки в США с этапами в Майами и Лас-Вегасе, которые присоединились к Остину в календаре. Она также расширилась на Ближнем Востоке, когда Саудовская Аравия и Катар приобрели этапы.

Есть также возрожденные гонки в таких странах, как Нидерланды, которые вернулись в календарь Формулы-1 в 2021 году после 35-летнего перерыва, и Имола, которая вернулась в календарь в 2020 году.

0 комментариев