Написать

За какую команду вы болеете?

Новости
F1
Новости 14, май

10 интересных фактов о первой гонке Формулы-1

13 мая 1950 года трасса Сильверстоун стала свидетелем рождения величайшего автоспортивного чемпионата в истории. Первый этап официального чемпионата мира Формулы-1 собрал невероятно разнообразный состав участников — от аристократов и членов королевских семей до профессиональных гонщиков и даже музыкантов. Ровно 75 лет спустя, в рамках празднования юбилея, мы предлагаем вспомнить самые интересные, малоизвестные и необычные факты об историческом Гран-при Сильверстоуна.

10 интересных фактов о первой гонке Формулы-1

1. У гонки было два разных названия

Как ни странно, первая гонка чемпионата мира имела сразу два титула. Официально она называлась Гран-при Европы — впервые этот титул получила гонка за пределами Италии или Франции — но поскольку соревнование проходило на британской земле, оно также включало в себя Гран-при Великобритании. В отличие от современных традиций, когда открытие сезона обычно проходит в марте, гонка состоялась 13 мая.

Только семь открытий сезона чемпионата мира проводились позже в году. Это были: 1951 (27 мая), 1952 (18 мая), 1961 (14 мая), 1962 (20 мая), 1963 (26 мая), 1966 (22 мая) и 2020 (5 июля).

2. Вудкот был первым поворотом, с которым столкнулись пилоты

С 1952 до 2011 года Вудкот был финальным поворотом Сильверстоуна, но на первом этапе чемпионата мира этот скоростной правый поворот был первым на 4,6-километровой трассе — и, следовательно, первым поворотом в истории гонок Формулы-1.

Оттуда пилоты проходили ещё шесть поворотов — Копс, Мэггот, Бекетс, Чапел, Стоу и Клуб — прежде чем добраться до финального поворота, Эбби. Пит-лейн и стартовая решётка располагались между Эбби и Вудкотом, а болиды выстраивались на старте в конфигурации 4-3-4.

3. На гонке присутствовал высокопоставленный гость

По оценкам, около 120 000 зрителей собрались вдоль трассы в день гонки, но самым почётным был Его Королевское Высочество король Георг VI, который присутствовал на гонке вместе с королевой Елизаветой, принцессой Маргарет и гостями лордом и леди Маунтбэттен. Это остаётся единственным случаем, когда царствующий монарх присутствовал на британской автогонке.

4. В гонке участвовали тайский принц и швейцарский барон

Довольно символично для гонки, на которой присутствовала королевская семья, что список участников имел отчётливый аристократический оттенок.

Среди 21 пилота, вышедшего на старт, были принц Бирабонгсе Банудедж Банубанд (более известный как принц Бира или Б. Бира), заметный гонщик и член тайской королевской семьи, и барон Эммануэль "Туло" де Граффенрид, швейцарский пилот, выигравший Гран-при Великобритании 1949 года в эпоху до чемпионата мира.

Бира, единственный тайский пилот в соревнованиях Формулы-1 до дебюта Александра Албона в 2019 году, квалифицировал свой Maserati пятым в Сильверстоуне, но сошёл в гонке, когда у него закончилось топливо.

Аналогично, де Граффенрид не смог добраться до финиша после того, как у его идентичного 4CLT-48 возникли проблемы с двигателем.

5. Фамилии трёх фаворитов перед гонкой начинались с "Фа"

Alfa Romeo 158 хоть и была 13-летней к моменту первой гонки чемпионата мира, но с 1,5-литровым компрессорным двигателем всё равно оставалась болидом, который нужно было побеждать. Это помогло итальянскому производителю подписать контракты с тремя крупнейшими именами той эпохи: Джузеппе "Нино" Фарина, Луиджи Фаджоли и Хуан Мануэль Фанхио, ласково называемые "Тремя Ф".

Трио должным образом квалифицировало свои алые болиды на первых трёх позициях стартовой решётки, а британский пилот Рег Парнелл оказался на четвёртой позиции, отстав на секунду, в последней заявленной Alfa Romeo. В гонке Фарина, Фаджоли и Фанхио, как и предсказывалось, оторвались от остального пелотона, который в остальном состоял из смеси стареющих Maserati, ERA, Talbot и Alta.

После 70 кругов и почти двух с четвертью часов гонки — во время которой лидирующее трио несколько раз менялось позициями — победу одержал Фарина, опередивший своего соотечественника Фаджоли на 2,6 секунды. Но именно Парнелл, а не Фанхио, завершил полный подиум Alfa после того, как аргентинец был вынужден сойти из-за сломанной масляной трубки — возможно, в результате столкновения с тюком соломы в повороте Стоу.

6. Местная фауна подобралась слишком близко к действию

Несмотря на очевидное преимущество в скорости, Alfa Romeo повезло довести до финиша три из четырёх своих болидов после того, как машина Парнелла столкнулась с неудачливым представителем популяции зайцев Сильверстоуна. Согласно сообщениям того времени, животное вызвало значительную вмятину в обшивке болида британского пилота.

7. Средний возраст участников составлял 39 лет

Средний возраст пилотов, выстроившихся на стартовой решётке на открытии нынешнего сезона в Австралии, составлял около 27 лет, но для самой первой гонки чемпионата мира он был гораздо более зрелым — 39 лет.

Трое из 21 пилота на старте в Сильверстоуне были в возрасте за пятьдесят (асы довоенной эпохи Луиджи Фаджоли, 51 год, Луи Широн, 50 лет, и Филипп Этанселен, 53 года), пятеро были 40 лет или старше, включая победителя гонки Джузеппе Фарину (43 года).

"Малышом" пелотона, если можно так сказать, был британский гонщик Джеффри Кроссли, который в свои 29 лет был на 12 лет старше, чем Макс Ферстаппен в момент своего дебюта в чемпионате мира...

8. Джазовый музыкант финишировал на 11-м месте

Нет, это не шутка — известный джазовый музыкант действительно принял участие в первом этапе чемпионата мира, хотя справедливо сказать, что Джонни Клаес пользовался значительно большим успехом со своим великолепно названным комбо "Джонни Клаес и глиняные голуби", чем в Формуле-1.

Бельгийский пилот (родившийся в Лондоне) квалифицировал свой Talbot последним в Сильверстоуне, отставая на целых 18 секунд от поул-позиции Фарины на Alfa, но всё же смог добраться до финиша в гонке, придя к нему с отставанием в шесть кругов от итальянца на 11-м месте.

9. BRM представили свой зарождающийся болид Формулы-1 перед гонкой

Набирающий обороты британский производитель BRM надеялся дебютировать со своим V16 Type 15 в Сильверстоуне, но после множества технических проблем бледно-зелёный болид смог завершить лишь несколько предгоночных демонстрационных кругов с основателем команды Раймондом Мэйсом за рулём.

Болид в конечном итоге совершил свой долгожданный дебют в чемпионате мира на следующем этапе в Сильверстоуне год спустя.

10. Стирлинг Мосс занял второе место в гонке поддержки

Стирлинг Мосс впоследствии выиграл Гран-при Великобритании в 1955 и 1957 годах, но на первом Гран-при чемпионата мира на своей родине тогда 20-летний гонщик участвовал только в гонках поддержки класса 500 куб. см, а не в основном событии.

Мосс выиграл свой отборочный заезд и участвовал в захватывающей борьбе за лидерство в финале, но в итоге должен был довольствоваться вторым местом после того, как его Cooper-JAP пострадал от поломки поршня на последнем повороте.

Тем не менее, по крайней мере ему удалось встретиться с королем...

0 комментариев