Техника. Антикрылья топ-команд Формулы-1 на Гран-при Монако
Гран-при Монако — культовая гонка Формулы-1, где аэродинамика и настройки болидов играют решающую роль. Гэри Андерсон, эксперт в области автоспорта, анализирует, как топ-команды настраивают антикрылья для максимальной прижимной силы на этой уникальной уличной трассе. Рассказываем, как McLaren, Mercedes, Red Bull и Ferrari готовятся к вызовам Монако в 2025 году.

Гран-при Монако — уникальное событие в календаре Формулы-1, даже на фоне роста числа уличных трасс в последние годы. Настройки для этой гонки кардинально отличаются от других этапов. Механически болид должен быть достаточно податливым, чтобы все четыре колеса максимально долго оставались в контакте с трассой, а также способен эффективно работать на больших дорожных просветах. Эти требования не идеальны для болидов с граунд-эффектом. Кроме того, необходимо обеспечить максимальную прижимную силу.
В Монако можно использовать менее эффективное заднее антикрыло из-за малого числа прямых, но баланс остаётся критически важным. Передняя часть болида должна быть устойчивой, чтобы избежать избыточной недостаточной поворачиваемости, которая затрудняет точное позиционирование машины. Это означает, что заднее антикрыло должно быть сбалансировано с передней частью. Также важна стабильность задней части при торможении и хорошее сцепление при разгоне.
Команды используют антикрылья с повышенной прижимной силой и, соответственно, большим аэродинамическим сопротивлением. Ferrari, например, применит прошлогоднюю конструкцию антикрыла — не из-за недавних проблем, а потому что она по-прежнему эффективна. Это не единственная команда, которая так поступает, ведь разработка уникального антикрыла для одной гонки может негативно сказаться на подготовке к другим 23 этапам сезона.
Рассмотрим, как четыре топ-команды настроили свои задние антикрылья.
McLaren
В этом году McLaren использует заднее антикрыло с V-образной формой. Центральная часть основного элемента находится на минимально допустимой высоте согласно регламенту. Для Монако эта V-образная форма была расширена, что подчёркивает красная линия на точке разделения воздушного потока.
Основной элемент имеет умеренную форму банана, что увеличивает расстояние, которое воздух проходит по нижней поверхности от точки разделения до задней кромки закрылка. Это ускоряет поток, и, если он не срывается, генерирует больше прижимной силы.
McLaren сохраняет уменьшенный изгиб в зоне соединения с боковыми пластинами — это наименее эффективная часть антикрыла. Синяя стрелка указывает на кромку Гёрни вдоль задней кромки закрылка. Точка разделения потока — место, где воздух делится на верхний и нижний потоки относительно антикрыла.
Mercedes
Заднее антикрыло Mercedes использует практически максимальную разрешённую высоту профиля. Центральная часть передней кромки слегка приподнята, создавая более выраженную форму банана в этой зоне.
Края антикрыла слегка опускаются, уменьшая банановидную форму, что также отмечено красной линией. Соединение с боковыми пластинами выполнено с большим радиусом скругления, но с меньшим уменьшением профиля, чем у McLaren. Это обеспечивает схожую общую эффективность.
Red Bull
Как и McLaren, Red Bull использует равномерную переднюю кромку, отмеченную красной линией, с выраженной банановидной формой профиля.
Такая форма обеспечивает больше прижимной силы на низких скоростях по сравнению с более плоским профилем. Она также лучше согласуется с потоком воздуха, идущим от передней части моторного отсека и боковых понтонов.
Переход от элементов антикрыла к боковым пластинам схож с McLaren. Кромки Гёрни пока нет, но, скорее всего, она появится перед выездом на трассу.
Ferrari
Ferrari использует версию заднего антикрыла 2024 года для Монако, и, учитывая победу Шарля Леклера с поула в прошлом году, оно доказало свою эффективность.
Для топ-команды иногда сложно оправдать затраты времени на разработку нового комплекта для одной гонки, особенно с учётом финансового лимита. Необходимость создания новых инструментов, форм и, вероятно, шести комплектов антикрыльев требует значительных вложений.
К тому же использование проверенной конструкции исключает риск срыва потока. Антикрыло Ferrari имеет менее выраженную банановидную форму и более традиционный дизайн.
Интересно, что технический партнёр Ferrari — команда Haas — разработала новое антикрыло для Монако. Это связано с прогрессом их болида по сравнению с прошлым годом, и в рамках программы развития команда решила увеличить прижимную силу за счёт нового антикрыла.
Достижение баланса, о котором упоминалось ранее, сводится к обеспечению достаточной прижимной силы переднего антикрыла, чтобы соответствовать увеличенной прижимной силе заднего. Это сложная задача, особенно без ущерба для воздушного потока к днищу.
В целом, в этих конструкциях антикрыльев нет скрытой магии. Как мы знаем, в Монако квалификация решает всё — в прошлом году топ-10 в квалификации финишировали в тех же позициях. Интересно, как сложится гонка в этом году с введением обязательных двух пит-стопов.