Обязательный пит-стоп в Монако: помогло ли это Гран-при?
После прошлогодней "процессии" в Монако, как назвал ее руководитель Red Bull Кристиан Хорнер, Формула 1 и ФИА решили попробовать "что-то новое" для гонки 2025 года. Этим "чем-то" стало изменение правил, направленное на добавление стратегической интриги в гонку. ФИА обязала каждого пилота использовать три комплекта шин, что при отсутствии красного флага означало бы два пит-стопа. Это вызвало беспокойство команд перед гонкой и неоднозначную реакцию после ее завершения.

В паддоке сходились во мнении, что новое правило, как минимум, предотвратило катастрофу прошлого года, когда после раннего красного флага ничего не происходило. Однако большинство пилотов считали правило 2025 года слишком искусственным.
С точки зрения добавления напряжения и стратегического интереса нововведение оказалось эффективным. Оно дало как командам, так и болельщикам множество сценариев на различных этапах гонки. В игре появилось хотя бы несколько переменных, которые могли изменить исход гонки. Обгоны оставались практически невозможными, но при различных стратегиях сейфти-кар или красный флаг имели потенциал встряхнуть ситуацию.
Правило также поощряло команды думать разумно. Red Bull была одной из команд, которая попробовала ранний пит-стоп с Юки Цунодой - это не сработало, но попытка того стоила. Racing Bulls и Williams позже более успешно применили командную тактику. Учитывая, что обе команды заработали очки обеими машинами, это показывает, что умное мышление может окупиться в рамках этого формата.
Тем временем Mercedes не предприняла никаких попыток - за исключением незаконного обгона Джорджа Расселла на шикане Nouvelle - несмотря на то, что находилась за пределами очковой зоны. В результате команда осталась ни с чем.
Другими словами, стратегическое мышление было вознаграждено новым форматом, хотя наличие двух болидов, идущих близко друг к другу, было ключевым для его реализации.
Сомнительная тактика не является следствием нового правила
Можно утверждать, что эта тактика была не самой спортивной в Формуле 1. Александр Албон разделил это мнение после гонки: "
Его напарник по команде Карлос Сайнс удвоил ставку:
"Для меня нам нужно найти решение, потому что в конечном итоге вы манипулируете гонкой. К сожалению, мы оказались в ситуации, когда Racing Bulls сделали это с нами. Поскольку они сделали это с нами, а мы не делали пит-стоп, мы должны были финишировать на 19-м и 20-м местах. Поэтому нам пришлось сделать это самим. Я не очень доволен тем, что это сделали с нами, и я также не очень доволен тем, что делаем это с другими - но это Монако, и это был единственный способ финишировать обеими машинами в очках."
"В то же время я, очевидно, не доволен тем, что гонки Формулы 1 в Монако стали тем, чем они были сегодня."
Это мнение было широко распространено среди пилотов. Даже победитель гонки Ландо Норрис поставил под сомнение, должна ли Формула 1 стремиться к таким "искусственным гонкам". Макс Ферстаппен пошел еще дальше, сравнив нынешнюю гонку в Монако с Mario Kart и задавшись вопросом, не станет ли бросание бананов следующим шагом.
Однако эта тактика не обязательно отражает недостаток формата. Она является результатом практической невозможности обгонов в Монако, независимо от количества пит-стопов. Пилоты могут ехать так медленно, как хотят, и сдерживать пелетон.
Фернандо Алонсо делал нечто подобное в 2022 году с Alpine, намеренно сдерживая половину пелетона - не для помощи напарнику, а для сохранения своих шин. Результат был тот же: значительно более медленные времена кругов и огромный разрыв перед ним.
Это подчеркивает фундаментальную проблему современных болидов Формулы 1, которые просто слишком велики для узких улиц Монте-Карло. Эта тактика просто больше выделялась в этом году - отчасти потому, что правило пит-стопов было темой для разговоров в паддоке в течение нескольких дней, а отчасти из-за умного способа, которым это разыграли Racing Bulls и Williams.
В передней части правило не изменило финальный результат или картину гонки, поэтому главный вывод заключается в том, что эксперимент с пит-стопами не решил основную проблему.
Есть ли другие решения?
Если реальная проблема лежит глубже, какие решения могут быть помимо обязательных пит-стопов? Еще больше таких остановок - не ответ, категорично считали пилоты.
"Может быть, в следующем году у нас будет четыре пит-стопа!" - саркастически предложил Макс Ферстаппен.
"Здесь все равно нельзя гоняться, поэтому неважно, что вы делаете. Один стоп, 10 стопов - все одно и то же."
"В конце концов, я лидировал с полностью изношенными шинами, и все равно никто не мог обогнать. В наши дни вы, вероятно, не сможете обогнать болид Формулы 2 на болиде Формулы 1 здесь."
У руководителя Mercedes Тото Вольффа была другая идея: внедрение минимального времени круга, чтобы предотвратить чрезмерное замедление пилотов и тактические игры.
Но 2025 год уже показал, что добавление большего количества правил - делая вещи еще более сложными для зрителей - не обязательно является решением. Что произойдет, если пилот намеренно поедет медленнее установленного времени? Пятисекундный штраф? А что, если команда готова принять этот штраф, чтобы помочь сестринской машине?
Кристиан Хорнер озвучил другую идею во время своей послегоночной медиа-сессии - ту, которую он также предлагал в прошлом году: изучение возможности модификации трассы Монако.
"Фундаментальная проблема в том, что нельзя обогнать. Я думаю, модификация трассы - единственный способ действительно поощрить любую форму обгонов."
"Поэтому попытка создать больше зоны торможения либо на выходе из туннеля, либо на первом повороте. Если бы был какой-либо способ создания более длинной зоны торможения где-то, мы должны действительно это исследовать. Болиды сейчас такие большие."
Но изменить трассу легче сказать, чем сделать. Удаление шиканы Nouvelle не поможет, поскольку поворот Табак слишком быстрый, чтобы быть большой зоной торможения. Модификация Portier для удлинения прямой может немного помочь, но будет сложной в реализации и будет иметь последствия далеко за пределами Формулы 1. То же самое касается расширения стартово-финишной прямой.
Все эти аспекты связаны с инфраструктурой гавани и города, и поэтому чрезвычайно сложны - даже несмотря на то, что Хорнер призвал Монако "идти в ногу со временем" и добавил:
Реальная проблема, как признал руководитель Red Bull, заключается в том, что болиды Формулы 1 слишком большие - и для этого нет быстрого решения. Машины 2026 года должны быть более проворными, согласно ФИА, но все относительно. Колесная база уменьшится на 20 см, а болиды станут уже на 10 см, но даже это не сделает обгоны в Монако намного легче. Достаточно посмотреть на Формулу 2 - даже там они не могут обгонять друг друга. "Может быть, нам стоит посадить пилотов в картинги," - пошутил Хорнер.
Принять Монако как уникальную трассу?
В обозримом будущем остается в основном только два варианта: исключить Монако из календаря или принять его таким, какое оно есть. С новым контрактом, действующим до 2031 года, последнее является нашей реальностью - и в некотором смысле это нормально. Возможно, в воскресенье мало зрелища, но квалификация уникальна. Пилоты говорят, что ничто не сравнится с квалификационным кругом на самом пределе в Монако - и это само по себе заслуживает места в календаре Формулы 1.
Телезрители могут не полностью ощутить это, но наблюдение за этим с трассы уникально - особенно для тех счастливчиков, кто стоит непосредственно за барьерами. Это показывает, насколько безумна Формула 1 в Монако на самом деле - как далеко пилоты заходят за пределы этих узких улиц, и как квалификация в княжестве является окончательным испытанием их навыков. В некотором смысле это автоспорт в лучшем виде.
Воскресенье таковым не является, но коммерческая ценность, наследие и азарт квалификации Монако все еще достаточны, чтобы оправдать его место в современном календаре Формулы 1. Так что давайте просто наслаждаться этими незабываемыми квалификационными сессиями.