Выводы Гран-при Монако 2025 года
Экспериментальный Гран-при Монако не совсем оправдал ожидания Формулы-1, но стал увлекательным уик-эндом с легендарной гонкой. Ландо Норрис вернул себе уверенность, завоевав поул и победу, Ferrari продемонстрировала лучший результат сезона, а Alpine опустилась на новое дно. Вот восемь главных выводов из Монте-Карло.

Норрис избавился от квалификационного проклятия
Ландо Норрис завоевал поул-позицию и одержал победу в гран-при впервые с открытия сезона в Австралии. В Монако одно обычно ведет к другому, поэтому это было идеальное место для Норриса, чтобы избавиться от квалификационных неудач.
Норрис чувствовал, что ездит лучше и "умнее" в Монако после целенаправленных усилий по исправлению подхода, который привел к слишком большому количеству ошибок в этом сезоне.
Не секрет, что Норрис испытывал больше трудностей, чем его напарник Оскар Пиастри, с изменениями болида McLaren, которые притупили ощущения, получаемые пилотами от передней оси.
McLaren по-прежнему надеется улучшить основную проблему в течение сезона, но до тех пор команда пытается помочь настройками и просто работает с обоими пилотами, чтобы помочь им понять, что делает болид и почему в определенных ситуациях.
По словам руководителя команды Андреа Стеллы, Норрис теперь получил вознаграждение за свою роль в этом процессе и смог ездить быстро и стабильно всю неделю в Монако - тогда как, необычно для этого года, именно Пиастри показывал хорошие пиковые результаты, но терял ритм в ключевые моменты.
Норрис не совсем идеально справился в квалификации, как отметил Стелла - на столе оставалось некоторое время круга, и он считает, что от Норриса можно ждать еще большего в достижении абсолютного максимума на одном круге.
Но это был важный шаг, и в Монако этого было достаточно. Основная работа была проделана в квалификации, чтобы Норрис одержал очень важную победу.
Передышка Ferrari - не полное возрождение
Ferrari провела сильнейший уик-энд года в Монако, Шарль Леклер занял второе место в квалификации и финише. И это несмотря на то, что победитель Монако 2024 года был пессимистично настроен относительно своих шансов перед уик-эндом.
Но хотя Леклер был приятно удивлен тем, что его Ferrari впервые в 2025 году стала настоящей угрозой для победы, он знает, что это разовый случай. Болид принципиально имеет хороший механический пакет в плане преодоления неровностей и бордюров, что помогло Ferrari SF-25. Это, в сочетании с виртуозностью Леклера в танце между стенами, означало, что Ferrari была серьезно быстра - хотя и не совсем так быстра, как McLaren.
Проблема в том, что только на такой экстремальной трассе-исключении, как Монако, механическая сила Ferrari вступает в игру.
Это потому, что для более обычных трасс Ferrari должна идти на компромиссы в настройке, чтобы достичь лучшего компромисса между высокоскоростными и низкоскоростными поворотами и обеспечить, чтобы касание днищем, а следовательно, износ планки, не было проблемой. В результате низкоскоростная сила приносится в жертву и становится слабостью.
Так что в эти выходные в Барселоне снова все как обычно? Ну, возможно, а возможно и нет - как отмечает руководитель команды Фред Вассёр, вступает в силу техническая директива о гибкости переднего антикрыла, и это может изменить игру.
Тем не менее, хотя у Ferrari есть надежда, это не потому, что возрождение в Монако стало прорывом.
Прорыв Лоусона остался в тени
Лиам Лоусон настойчиво утверждал перед уик-эндом в Монако, что все встало на свои места для него во второй команде Red Bull несколько гонок назад, просто у него не было результата, чтобы это показать.
Теперь он есть, поскольку бывший пилот Red Bull Racing наконец-то заработал свои первые очки сезона.
Это был крайне необходимый прорыв в плане финального результата для Лоусона, хотя было бы неправильно не отметить, что он все еще оставался в тени своего напарника-новичка Исаака Хаджара практически весь уик-энд.
Лоусон проделал хорошую работу, без сомнений, и идеально сыграл в команде в воскресенье с первым случаем сдерживания других болидов, что привело к тому, что больше команд применили такую тактику позже.
Но он был более медленным пилотом Racing Bulls, поскольку Хаджар произвел огромное впечатление в свой первый визит в Монако.
Сначала это произошло неправильным образом, поскольку Хаджар дважды ударился о стену во второй свободной практике. Ему повезло, что первый удар не завершил сессию прямо в начале - если бы это случилось, и он потерял час практики, уик-энд Хаджара мог бы выглядеть совсем по-другому.
Вместо этого он смог воспользоваться вторым шансом, и то, что он сделал, квалифицировавшись шестым, было исключительным для новичка.
Затем закрепить это шестым местом в гонке, своим лучшим результатом в Формуле-1, стало заслуженной наградой за выдающийся дебют в Монако - даже если он сказал, что боролся, чтобы не заснуть временами, потому что тщательно управляемые отрезки были такими скучными!
Aston Martin показывает признаки жизни
Череда неудач Фернандо Алонсо продолжилась проблемой с ERS, которую он контролировал некоторое время, что в конечном итоге заставило его сойти с гонки, находясь на пути к седьмому месту, но есть причины для оптимизма в Aston Martin.
Ранее в сезоне медленные повороты были слабым местом, Алонсо жаловался, что болид умирал в низкоскоростных поворотах.
Тем не менее Алонсо показал сильные результаты в Монако. И это немного отличается от ситуации Ferrari, поскольку, хотя не было необходимости идти на компромисс в настройке для работы в широком диапазоне скоростей поворотов, пакет обновлений, представленный неделей ранее в Имоле, считался улучшившим болид во всех аспектах.
Учитывая, что Aston Martin была слаба в последний раз, когда Формула-1 гонялась на уличной трассе в Майами, ее форма в Монако предполагает, что прогресс реален.
И с Эдрианом Ньюи на месте в зеленом впервые, который теперь вдохнул немного магии в болид 2025 года, несмотря на то, что его основное внимание сосредоточено на следующем году, производительность Aston Martin развивается в правильном направлении.
Проблема теперь в том, чтобы превратить эту скорость в очки.
Антонелли испытывает трудности с C6
Кими Антонелли сам признает, что ему нужна "перезагрузка" после двух подряд сложных уик-эндов Формулы-1.
Его плохие результаты на Гран-при Эмилии-Романьи широко объяснялись тем, что он был не в правильном настрое, поскольку сочетание рекламных мероприятий и дополнительных развлечений, таких как приглашение одноклассников на трассу, слишком сильно отвлекло его внимание и энергию от того, что было необходимо для результата на трассе.
Но даже в Монако все не сложилось, и его уик-энд в княжестве был сорван аварией в квалификации в Q1, когда он задел отбойник на входе в Новую Шикану, а затем вылетел в барьеры снаружи.
Хотя разочарования в Имоле и Монако не кажутся связанными, похоже, есть общая тенденция. И заключается она в том, что молодой итальянец особенно испытывал трудности с освоением особенностей самой мягкой шины Pirelli C6, которая появлялась на обеих трассах.
Смесь определенно сложна для команд и пилотов.
Освоение ее очень пикового сцепления, особенно на первом круге, экстремальное термическое управление, необходимое для попытки привести обе оси в правильное температурное рабочее окно, плюс справление с ощущением движения, когда резина нагружается в поворотах - все это вещи, с которыми самому Антонелли еще нужно лучше справляться.
Он будет облегчен тем, что Гран-при Испании в эти выходные увидит переход Формулы-1 к самым жестким вариантам смесей, но C6 вернется сразу после в Канаде.
Более суровые наказания все еще нужны для обмана системы
Побочным эффектом тактики Racing Bulls в Монако стало то, что Williams сделал то же самое, чтобы удержать низкий очковый финиш с обеими машинами, будучи оттесненным в середину поля.
А это, в свою очередь, привело к тому, что Алекс Албон назвал дерзким ходом Джорджа Расселла намеренно срезать шикану, чтобы обойти намеренно медленный Williams.
Расселл сделал это, потому что был готов получить обычное 10-секундное наказание за съезд с трассы и получение преимущества - и был удивлен, получив вместо этого проездное наказание.
Это произошло потому, что FIA ясно дала понять перед гонкой, что, учитывая потенциал применения таких тактик, любое намеренное срезание поворотов для обгона медленного болида может быть наказано более сурово, чем обычно.
Но, как отметил Расселл, он все равно финишировал на более высокой позиции, делая то, что сделал. Потому что проездное наказание все еще было недостаточным, чтобы полностью аннулировать выигрыш во времени круга от обгона Албона и езды в полную силу.
Расселл сказал, что это показало, что "система довольно порочна", и хотя он ссылался на эксперимент с двумя остановками, то же самое можно сказать и о наказаниях Формулы-1.
Независимо от того, что то, что сделал Расселл, было понятно в данных обстоятельствах, явно нужны еще более суровые наказания, чтобы избежать самых крайних случаев обмана системы пилотами.
Дно Alpine хуже, чем можно было представить
Монако установило новый подвал того, насколько плохой может быть Alpine в 2025 году.
До уик-энда она в лучшем случае была способна наступать на пятки четырем лучшим командам, а в худшем - была погребена глубоко в посредственности середняка. Но в Монако она была явно худшим болидом.
Чтобы подчеркнуть, насколько плохо это было, лучший круг, установленный Alpine, был на 1,1 секунды медленнее прошлогоднего - в точке сезона, когда команда все еще была глубоко в трясине. Так что пошло не так?
Ну, команда вошла в уик-энд, уверенная в хороших результатах, но болид оказался ужасен на неровностях и бордюрах. Как признал Пьер Гасли, это известная слабость болида.
Что еще хуже, Гасли врезался сзади в Юки Цуноду рано в гонке, в то время как его напарник Франко Колапинто провел большую часть гонки в пробке на "воскресной прогулке".
Нуждаясь в результатах, учитывая, что это второй из только пяти этапов, на которые он официально подтвержден, он боролся с уверенностью, особенно на шинах Pirelli C6.
Учитывая, что Alpine удалось заработать очко в прошлом году на избыточно тяжелом, неуклюжем болиде 12 месяцев назад, это было новое дно для команды.
Стратегическая встряска получилась неоднозначной
То, рассматривается ли переход Формулы-1 к двум остановкам в Монако как успех или неудача, очень зависит от мнения.
Но что он сделал, так это дал боссам гран-при пищу для размышлений о том, куда двигаться дальше.
С положительной стороны, обязательные две остановки внесли изрядную долю стратегической неопределенности - с различными мыслями в игре в передней части поля о том, как лучше всего проложить путь к финишу.
Поскольку Red Bull и Макс Ферстаппен держались как можно дольше в надежде на машину безопасности или красный флаг, позволяющий им украсть победу у Ландо Норриса, судьба победы висела на волоске прямо до конца.
Но с отрицательной стороны была откровенная манипуляция результатами гонки дальше по полю, поскольку сначала Racing Bulls, затем Williams и наконец Mercedes - все играли в игры между своими двумя болидами, чтобы блокировать соперников и открывать разрывы. Это не было гонкой в чистом виде.
Критика этих тактик, даже несмотря на то, что команды хорошо знали заранее, что это игра для игры в Монако, выявила тот факт, что Формула-1 ничего не сможет сделать, чтобы остановить подобные вещи, пока болиды борются с обгонами там.
Разработка способов сделать обгоны хотя бы возможными - это то, на чем в конечном итоге должна сосредоточиться Формула-1, чтобы предотвратить превращение тактики "паркования автобуса" в общую тактику в 2026 году.