Топ-10 самых дорогих болидов Формулы-1 проданных на аукционах
Коллекционирование болидов Формулы-1 стало одним из самых престижных и дорогих увлечений в мире автоспорта. За последние годы интерес к легендарным машинам, на которых выступали великие чемпионы, вырос в разы, что привело к установлению новых ценовых рекордов на аукционах. Представляем рейтинг десяти самых дорогих болидов Формулы-1, когда-либо проданных с молотка.

Для 99% жителей планеты управление болидом Формулы-1 остается далекой мечтой, но еще меньше людей могут позволить себе владеть такими машинами. Однако по мере того, как все больше болидов выставляется на аукционы, коллекционеры получают шанс приобрести одни из лучших гоночных машин в истории.
Многие машины были проданы через аукционный дом Sotheby's, представитель которого рассказал PlanetF1.com о значительном росте интереса в последние годы.
"Рынок болидов Формулы-1 современной эры переживает огромный рост интереса со стороны коллекционеров, что привело к значительному увеличению цен, которые эти машины теперь достигают", - заявил директор по маркетингу и коммуникациям Питер Хейнс.
"Сейчас на рынке больше денег, поэтому эти машины, которые невероятно сложны и дороги в обслуживании, покупают коллекционеры, обладающие ресурсами для их содержания и технического обслуживания. Производители, такие как Ferrari, McLaren и Williams, создали специальные подразделения, предлагающие клиентам возможности и техническую поддержку, необходимые для ухода за болидами."
"Нет сомнений, что болиды Ferrari и McLaren лидируют по привлекательности, а машины, на которых выступали Михаэль Шумахер и Айртон Сенна, пользуются наибольшим спросом. Стоимость также зависит от количества побед машины и от того, был ли это год, когда команда или пилот выиграли чемпионат. Это очень тонкий рынок, поэтому цены сильно варьируются, но нет сомнений, что машины 80-х, 90-х и после 2000 года находятся на подъеме."
С учетом этого представляем 10 самых дорогих болидов Формулы-1, когда-либо проданных с молотка:
10.) McLaren MP4/8A 1993 года – продан за 3,6 млн фунтов в 2018 году
Единственная машина Айртона Сенны в этом топ-10 – одна из самых знаковых в карьере легендарного бразильца. С характерной красно-белой цветовой схемой, вариацией обычного папайя McLaren в соответствии со спонсорством Marlboro, Сенна выиграл пять гонок в том сезоне, но упустил титул своему заклятому сопернику Алену Просту.
Это также был последний полный сезон бразильца перед его трагической гибелью в результате аварии на Гран-при Сан-Марино 1994 года. Шасси №MP4/8-6 использовалось во время рекордной шестой победы Сенны в Монако – достижение, которое до сих пор не превзойдено.
Болид был продан за 4 197 500 евро на аукционе 'Les Grandes Marques à Monaco' от Bonhams в 2018 году.
9.) McLaren MP4-25A 2010 года – продан за 4,8 млн фунтов в 2021 году
Самая современная из всех машин в этом списке, эта версия MP4-25A не попала к предшественникам в бульвар Центра технологий McLaren и была продана на аукционе в 2021 году. Это была машина, построенная для сезона 2010 года, и именно это шасси (25A-01) сошло с конвейера первым. На нем ездили и Хэмилтон, и Дженсон Баттон, что означало уникальное достижение – на машине выступали два чемпиона мира.
Хэмилтон также сражался на ней колесо в колесо с Шумахером на Гран-при Китая, когда два самых успешных пилота в истории Формулы-1 вступили в битву. Перед продажей McLaren Racing Heritage и Mercedes AMG High Performance Powertrains привели болид в готовое к езде состояние, и он был продан Sotheby's за 4,8 млн фунтов в 2021 году.
8.) Ferrari F2002 2002 года – продан за 5 млн фунтов в 2019 году
Как RB18 в 2022 году, F2002 был феноменальной машиной по самому важному показателю – победам. Болид одержал 15 побед, завоевал 11 поул-позиций и показал 15 быстрейших кругов из 19 гонок. Именно это шасси Шумахер довел до победы на Гран-при Сан-Марино, Австрии и Франции.
Немец завершил кампанию 2002 года как чемпион мира, сравнявшись с Хуаном Мануэлем Фанхио по количеству титулов в истории. Болид был продан за 6 643 750 долларов на аукционе Sotheby's в Абу-Даби.
7.) Ferrari F300 1998 года – продан за 5,3 млн фунтов в 2022 году
В отличие от многих других машин в этом списке, F300 не была чемпионской машиной, но помогла Михаэлю Шумахеру финишировать вторым позади Мики Хаккинена в его втором сезоне с Ferrari. Кампания 1998 года была еще одной, в которой Ferrari отставала от Хаккинена и McLaren, но F300 должна была послужить основой для лет успеха, которые вскоре ждали Ferrari.
Что делало это конкретное шасси особенным, так это то, что оно никогда не проигрывало гонку с Шумахером, который одержал победу во всех четырех Гран-при, в которых участвовал на этой конкретной модели. Эти четыре гонки были Гран-при Канады, Великобритании, Франции и Италии.
Это остается единственным шасси Ferrari Формулы-1, участвовавшим минимум в трех гонках и одержавшим победу в каждой гонке. Болид принес 6 220 000 долларов на аукционе Sotheby's в Монтерей, Калифорния.
6.) Ferrari F2001 2001 года – продан за 5,5 млн фунтов в 2017 году
С командой Рори Бирна, Игнацио Лунетты, Альдо Косты, Марко Файнелло, Николаса Томбазиса, Джеймса Эллисона и Росса Брауна за спиной F2001 стал одной из самых успешных машин в славной истории Ferrari. Михаэль Шумахер привел его к девяти победам в сезоне 2001 года, успешно защитив свой титул чемпиона. Это был год, когда он сравнялся с Аленом Простом по четырем титулам чемпиона мира, уступая только Хуану Мануэлю Фанхио.
Это конкретное шасси использовалось во время побед Шумахера на Гран-при Венгрии и Монако. Проданный Sotheby's в Нью-Йорке в 2017 году, болид принес 7 504 000 долларов.
5.) Ferrari F2003 2003 года – продан за 10,7 млн фунтов в 2022 году
Второе самое недавнее пополнение этого списка произошло в ноябре 2022 года, когда Ferrari F2003 Михаэля Шумахера принес 10,7 млн фунтов на аукционе в Швейцарии. Шасси 229 привело к семи победам в гонках во время титульного сезона Шумахера 2003 года и было одним из всего четырех шасси Ferrari Формулы-1 эры Шумахера с пятью или более победами в сезоне завоевания чемпионата мира.
Болид был выставлен на аукцион в Женеве от Sotheby's и принес 13 миллионов швейцарских франков (13,2 миллиона долларов) от телефонного покупателя. Он также побил предыдущий рекорд для машины Шумахера, которым был F2001, и на год стал самым дорогим современным болидом Формулы-1, когда-либо проданным.
4.) Ferrari F2001 2001 года – продан за 13,43 млн фунтов в 2025 году
Разбив предыдущий рекорд для машины Шумахера, шасси 211 Ferrari F2001, на котором он пришел к славе на Гран-при Монако 2001 года, принес 13,43 млн фунтов на аукционе в Монте-Карло в 2025 году. Немец также использовал машину для победы на Гран-при Венгрии, но именно триумф в Монако сделал ее желанной для коллекционеров.
Выставленный на аукцион Sotheby's, Ferrari был продан почти за 16 миллионов евро, став самой дорогой машиной Шумахера, когда-либо проданной с молотка.
3.) Mercedes W04 2013 года – продан за 15,1 млн фунтов в 2023 году
Было множество списков, где Льюис Хэмилтон обогнал Шумахера, и этот не исключение: W04 Хэмилтона принес ошеломляющие 15,1 млн фунтов. Шасси номер 4, на котором Хэмилтон одержал свою первую победу за Mercedes в Будапеште, было продано с аукциона во время уик-энда Гран-при Лас-Вегаса от Sotheby's и превзошло первоначальные прогнозы в 15 миллионов долларов.
Болид стал вторым самым дорогим болидом Формулы-1, когда-либо проданным, и был превзойден только другим Mercedes.
2.) Mercedes W196R 1954 года – продан за 19,6 млн фунтов в 2013 году
W196R управлял легендарный Хуан Мануэль Фанхио, и это была машина, на которой он взял второй из своих пяти титулов Формулы-1 в 1954 году. Шасси №6 победило в Германии и Швейцарии, прежде чем Ханс Герман довел его до четвертого места в Италии.
Это была не только потрясающая машина, но и начало новой эры с первым входом Mercedes в Формулу-1. Через 60 лет после победы Фанхио в 54-м Mercedes выиграл свой третий титул чемпиона мира среди пилотов, на этот раз под управлением Хэмилтона.
Болид стал самым дорогим болидом Формулы-1, когда-либо проданным, когда был продан с аукциона Bonhams в июле 2013 года на Фестивале скорости Goodwood, принеся 19 601 500 фунтов. Мало того, он также был пятой самой дорогой машиной, когда-либо проданной на тот момент.
1.) Mercedes W196R Streamliner 1954 года – продан за 42,7 млн фунтов в 2025 году
Лишь во второй раз шасси Mercedes W196R было выставлено на продажу, и рекорд аукционной цены Формулы-1 более чем удвоился. Этот Mercedes W196R был уникальным, поскольку это был первый в спецификации Stromlinienwagen, или 'Streamliner', когда-либо сделанный доступным для продажи, после почти 60 лет экспонирования в Музее Indianapolis Motor Speedway.
На нем выступали не один, а два звездных пилота: Хуан Мануэль Фанхио довел его до домашней победы в Буэнос-Айресе в 1955 году, а затем Стирлинг Мосс использовал шасси 00009/54 в Монце позже в том сезоне.
Аукцион прошел в штаб-квартире Mercedes-Benz в Штутгарте в феврале 2025 года от RM Sotheby's, и с учетом премии покупателя была подтверждена мировая рекордная цена в 51 155 000 евро.
Болид не только стал самым дорогим болидом Формулы-1, когда-либо проданным на аукционе, но и вторым самым дорогим болидом в истории – его превосходит только Mercedes 300 SLR Uhlenhaut Coupe 1955 года за 142 миллиона долларов.