Радиопереговоры. Гран-при Испании: напряжённая дуэль Леклера и Ферстаппена
В Гран-при Испании 2025 года фанаты Формулы-1 стали свидетелями ожесточённой дуэли между Шарлем Леклером и Максом Ферстаппеном. Радиопереговоры Ferrari проливают свет на тактические решения команды, борьбу на трассе Каталунья и причины, по которым гонка сложилась не так, как ожидал Леклер. Этот материал раскрывает ключевые моменты гонки, включая спорный контакт лидеров и стратегические ходы Ferrari.

Макс Ферстаппен был вне себя от ярости, потеряв позицию в пользу Шарля Леклера на рестарте Гран-при Испании. Он пожаловался, что соперник задел его болид. Дирекция гонки изучила инцидент и не стала наказывать ни одного из пилотов, отметив, что оба маневрировали друг к другу на разных этапах обгона, когда Леклер опередил Red Bull.
Однако радиопереговоры Леклера показывают, что это был не первый случай, когда он пытался вытеснить соперника на прямой. Ещё раньше в гонке он обсуждал с гоночным инженером Брайаном Боцци, какую линию выбрать на главной прямой.
Позже Боцци настойчиво просил Леклера чаще использовать технику "подъём-и-катись" в конце главной прямой, чтобы экономить топливо и снижать температуру шин. Леклер был явно недоволен этими указаниями, считая, что они замедляют его темп.
Тем не менее гонка сложилась для Леклера успешно. После финиша он отметил, что решение Ferrari пожертвовать скоростью в квалификации ради сохранения свежих шин оправдало себя: "Это окупилось".
Радиопереговоры Шарля Леклера на Гран-при Испании
"Мы теряем время"
Леклер начал гонку позади напарника Льюиса Хэмилтона, но быстро приблизился к нему. Пять кругов подряд он находился в зоне DRS, но Ferrari медлила с перестановкой позиций. Леклер был явно раздражён, напоминая, что пожертвовал результатом в квалификации ради свежих шин, и не хотел терять время за напарником.
Круг 3/66 ЛЕК: 1’20.725
Боцци: Расселл в 0.8 сзади, Хэмилтон в 1.2 впереди.
Круг 4/66 ЛЕК: 1’20.750
Боцци: Расселл без DRS сзади.
Боцци: Напоминаю, продолжай использовать "подъём-и-катись". Расселл в 1.5 сзади.
Круг 7/66 ЛЕК: 1’21.722
Леклер: Мы теряем время.
Боцци: Принято.
Леклер: Готовы перейти к плану А?
Боцци: Меняем позиции, жёлтый сигнал.
Круг 8/66 ЛЕК: 1’21.841
Боцци: Увеличивай "подъём-и-катись" для шин и настрой дифференциал на плюс один.
Круг 9/66 ЛЕК: 1’22.127
Боцци: Какой темп ты можешь показать? Пиастри в 20.8.
Леклер: Ребята, я пожертвовал квалификацией, чтобы быть быстрым в гонке, а не чтобы тормозить. Вы решайте. Какой темп? Я могу сказать, только если буду на чистом воздухе. Я прилип к его коробке передач.
Боцци: Меняем машины на главной прямой, Шарль, меняем на прямой.
Круг 10/66 ЛЕК: 1’21.028
Боцци: Уровень заряда батареи — шесть.
"Если поеду вправо, на шинах будут куски резины"
За три круга Боцци дважды менял инструкции Леклеру по выбору траектории на главной прямой: сначала велел держаться левой стороны, затем — правой. Леклер уточнил, стоит ли избегать "мрамора" — кусков резины, скапливающихся за пределами гоночной траектории. Вскоре он заехал на первый пит-стоп, сменив мягкие шины на свежий комплект средних.
Круг 12/66 ЛЕК: 1’21.086
Боцци: Держись левой стороны на главной прямой.
Круг 14/66 ЛЕК: 1’21.341
Боцци: Вернись к прежней траектории на прямой. Пиастри — 21.0, Ферстаппен заехал в боксы.
Круг 17/66 ЛЕК: 1’25.153
Боцци: Полный газ, полный газ.
Леклер: Я и так на пределе, больше не могу.
Боцци: Заезжай в боксы, Шарль, обновление настроек антикрыла.
Боцци: Держись правее столбика.
Леклер заезжает в боксы.
Круг 18/66 ЛЕК: 1’39.171
Боцци: После выезда будешь бороться с Лоусоном.
Круг 20/66 ЛЕК: 1’20.775
Леклер: Вправо на прямой — куски резины или чисто?
Боцци: Чисто, без кусков.
Леклер: Без кусков? Вы должны говорить точно. Если поеду вправо, на шинах будут куски резины.
Боцци: Избегай кусков.
Круг 22/66 ЛЕК: 1’19.918
Леклер: Он держится левой стороны на прямой. Так лучше.
Боцци: Принято.
Круг 23/66 ЛЕК: 1’19.467
Боцци: Спокойнее на выходе из поворотов.
Круг 25/66 ЛЕК: 1’19.611
Леклер: Как средние шины по сравнению с мягкими?
Круг 26/66 ЛЕК: 1’19.983
Боцци: Темп хороший, продолжай.
Леклер: Это не мой вопрос. Средние…
Боцци: Перебивает: Лучше, чем мягкие. Лучше.
Леклер: Отлично, понял.
Боцци: Чуть больше "подъём-и-катись" в поворотах.
Круг 27/66 ЛЕК: 1’19.981
Боцци: Обломки во втором повороте. Ферстаппен на мягких — 20.4, Пиастри на средних — 19.9.
"Я старался вытеснить его на куски резины"
Ферстаппен рано провёл второй пит-стоп и оказался позади Леклера. Когда он обгонял Ferrari на главной прямой, Леклер сместился вправо, пытаясь вынудить соперника проехать по грязной части трассы с кусками резины. Позже он обсуждал это с Оскаром Пиастри и Ландо Норрисом.
Круг 31/66 ЛЕК: 1’20.085
Леклер: Ферстаппен на трёх остановках?
Круг 32/66 ЛЕК: 1’20.007
Боцци: Возможно, сообщим. Проверь цифры на приборной панели, продолжай "подъём-и-катись".
Круг 36/66 ЛЕК: 1’21.159
Боцци: Ферстаппен с DRS.
Ферстаппен обгоняет.
Леклер: Я старался вытеснить его на куски резины, но он слишком быстр.
Боцци: Сосредоточься на своём темпе.
Круг 37/66 ЛЕК: 1’21.111
Леклер: Задние шины начинают изнашиваться.
Круг 38/66 ЛЕК: 1’20.825
Боцци: Пиастри — 20.5.
"Все целы?"
На втором пит-стопе Леклер волновался, что слишком резко тронулся и мог задеть механика. Боцци успокоил его, подтвердив, что всё в порядке. Однако Леклера продолжали раздражать настойчивые просьбы команды чаще использовать "подъём-и-катись".
Круг 40/66 ЛЕК: 1’25.756
Боцци: Настройка пилота — дельта ноль. Хэмилтон — 20.5.
Леклер: Ребята, задние шины совсем износились.
Леклер: Подумайте…
Боцци: Перебивает: Заезжай в боксы, Шарль. Сообщи о настройках антикрыла.
Леклер: Минус два.
Леклер заезжает в боксы.
Боцци: Принято, боксы.
Круг 41/66 ЛЕК: 1’38.564
Леклер: Я слишком рано отпустил сцепление. Все целы?
Боцци: Всё в порядке, всё в порядке. Антонелли рядом.
Боцци: 26 кругов до финиша, на три круга больше, чем в прошлом отрезке.
Круг 42/66 ЛЕК: 1’19.354
Боцци: Настройка пилота — дельта ноль.
Круг 43/66 ЛЕК: 1’19.570
Боцци: Нужно больше "подъём-и-катись" в первом повороте, больше, чем на прошлом круге.
Круг 44/66 ЛЕК: 1’19.321
Боцци: Больше "подъём-и-катись" в первом повороте, в десятом можно не делать, только в первом.
Круг 45/66 ЛЕК: 1’19.181
Боцци: Продолжай "подъём-и-катись" в первом повороте до конца.
Круг 46/66 ЛЕК: 1’19.877
Боцци: Дифференциал на входе и в середине плюс один. Нужно "подъём-и-катись" в первом.
Круг 51/66 ЛЕК: 1’19.815
Боцци: Торможение двигателем минус один.
"Это, наверное, главная причина нашего плохого темпа"
Леклер был явно недоволен темпом на втором комплекте средних шин по сравнению с первым. Он жаловался на излишнюю жёсткость машины и на частые указания команды использовать "подъём-и-катись".
Круг 52/66 ЛЕК: 1’19.831
Леклер: Машина слишком жёсткая на этом отрезке. Очень жёсткая.
Боцци: Нужно больше "подъём-и-катись" в первом повороте.
Леклер: Это, наверное, главная причина нашего плохого темпа, кстати.
Круг 53/66 ЛЕК: 1’19.674
Боцци: 14 кругов до финиша.
Боцци: Больше "подъём-и-катись" в первом повороте, все круги.
Круг 54/66 ЛЕК: 1’19.826
Боцци: Дифференциал в середине плюс один.
"Ферстаппен впереди на жёстких шинах"
Появление машины безопасности дало Леклеру шанс. Он сохранил шины для гонки, в то время как Ферстаппен израсходовал свои и перешёл на жёсткий комплект для финального отрезка. Боцци продолжал требовать больше "подъём-и-катись", но уточнил, что при использовании DRS это не нужно.
Круг 55/66 ЛЕК: 1’41.931
Боцци: Бортолето обходит Леклера в первом повороте. Бортолето на новых мягких. Решай, пропускать его или нет.
Боцци: Выведена машина безопасности.
Боцци: Заезжай в боксы, Шарль.
Леклер: Принято, боксы.
Боцци: Сообщи о настройках антикрыла.
Леклер: Минус четыре.
Боцци: Дельта [неразборчиво].
Леклер: Боксы, не слышу вас, не слышу.
Леклер заезжает в боксы.
Круг 56/66 ЛЕК: 2’07.848
Боцци: Смотри в зеркала. Ферстаппен впереди на жёстких шинах.
Круг 57/66 ЛЕК: 2’07.268
Леклер: Какие шины у всех впереди?
Боцци: Использованные мягкие — Пиастри и Норрис. Новые жёсткие — Ферстаппен. Расселл сзади на использованных, Хэмилтон на использованных, Хаджар на использованных.
Круг 58/66 ЛЕК: 2’03.766
Боцци: Для справки: с DRS "подъём-и-катись" не нужен. Без DRS — нужно в первом повороте, все круги.
Леклер: Даже на круге рестарта?
Боцци: На рестарте можно не делать. На других кругах без DRS — нужно. Осталось восемь кругов. Круги для обгона всё ещё должны отыгрываться.
"Я знаю, почему финал гонки был слабым"
Когда Леклер воспользовался шансом обогнать Ферстаппена, пилот Red Bull ответил тем же, вытеснив Ferrari на куски резины. Когда Леклер вышел вперёд, он вернулся на чистую траекторию, и их машины слегка коснулись. Дирекция гонки отметила, что это "могло привести к серьёзной аварии", но не стала винить одного из пилотов больше другого.
Как только Леклер вышел из последнего поворота, Боцци велел ему сбросить темп после клетчатого флага. Оба пилота Ferrari были недовольны скоростью на финальном отрезке, но на медленном круге Леклер сказал Боцци, что знает причину их слабого темпа.
Круг 60/66 ЛЕК: 2’00.826
Боцци: Ферстаппен в 1.2 сзади.
Круг 61/66 ЛЕК: 1’17.547
Боцци: Нужно "подъём-и-катись" в первом повороте. Ферстаппен в 1.3.
Круг 63/66 ЛЕК: 1’17.609
Боцци: Ферстаппен без DRS в 1.1. Нужно "подъём-и-катись" в первом.
Леклер: Хорошо, хорошо, хорошо. Чёрт возьми, это ужасно.
Боцци: Ферстаппен в 1.2.
Круг 64/66 ЛЕК: 1’18.130
Боцци: Ферстаппен в 1.1, его попросили пропустить Расселла, обновлю.
Боцци: Ферстаппен в 0.8.
Боцци: Ферстаппен в 1.8.
Леклер: На инструментах, ребята, мне нужно больше обратной связи.
Круг 65/66 ЛЕК: 1’18.644
Боцци: Расселл в 2.6, два круга до финиша. "Подъём-и-катись" в первом. Дифференциал на входе плюс один.
Круг 66/66 ЛЕК: 1’19.137
Боцци: Дифференциал на входе плюс один, баланс тормозов минус один, Расселл в 1.5, последний круг.
Боцци: Расселл в 1.1.
Клетчатый флаг.
Боцци: Леклер приближается к финишной черте.
Сразу большой "подъём-и-катись" и третье место.
Леклер: Да, отличная работа. Это окупилось, я думаю.
Боцци: Отлично сработано. Великолепная гонка.
Леклер: И я знаю, почему финал гонки был слабым. Я объясню, но есть причина.
Боцци: Ферстаппену 10 секунд штрафа за столкновение с Расселлом.
Леклер: Понял.
Боцци: Собирай резину, где можешь. Поедем через пит-лейн к табличке третьего места.