Как McLaren управляет лидерами чемпионата Формулы-1
McLaren доминирует в Формуле-1 2025 года, возглавляя оба зачета благодаря Оскару Пиастри и Ландо Норрису. Но как управлять двумя талантливыми пилотами, каждый из которых метит в чемпионы? Руководитель команды Андреа Стелла раскрывает, как открытость и четкие принципы помогают избегать конфликтов и удерживать лидерство в чемпионате.

Управлять двумя пилотами Формулы-1, борющимися за чемпионство в одной команде на самом быстром болиде, — задача не из легких. Об этом откровенно рассказал руководитель McLaren Андреа Стелла на уик-энде Гран-при Испании. Иметь самый быстрый болид и двух гонщиков, достойных титула, — мечта любого руководителя команды, но только на первый взгляд. Идеальный сценарий — это явный первый номер и второй пилот, готовый жертвовать своими интересами ради команды. Однако ни Оскар Пиастри, ни Ландо Норрис, лидирующие в чемпионате пилотов с разницей всего в 10 очков, не считают себя вторыми номерами и не стремятся к этой роли.
Стелла знает о сложностях управления пилотами не понаслышке. Свою карьеру в Формуле-1 он начал в Ferrari в качестве инженера по производительности, когда Михаэль Шумахер доминировал в чемпионате. Тогда Шумахер был явным первым номером, но Рубенсу Баррикелло роль второго пилота не всегда была по душе. Инсайдеры позже рассказали, что на Гран-при Австрии 2002 года Баррикелло неохотно согласился уступить позицию Шумахеру на предгоночной встрече. Во время гонки ему неоднократно напоминали об этом, и в знак протеста он затянул с маневром до последнего момента, пропустив напарника почти на финишной черте. Этот эпизод вызвал бурю критики, что привело к временному запрету командных приказов в Формуле-1.
Позже, будучи гоночным инженером Фернандо Алонсо в Ferrari, Стелла стал свидетелем еще одного спорного момента на Гран-при Германии 2010 года. Тогда Фелипе Масса получил сообщение: «Фернандо быстрее тебя». Зашифрованная команда была очевидной, но Масса, отставая в чемпионате на 31 очко, не считал себя вторым номером. Он даже ускорился, чтобы избежать необходимости уступать. За кулисами, как позже выяснилось, оба пилота были в ярости.
Сейчас McLaren лидирует в конструкторском зачете с 362 очками, более чем вдвое опережая ближайшего конкурента — Ferrari. В чемпионате пилотов ситуация напряженнее: Пиастри набрал 186 очков, Норрис — 176, а Макс Ферстаппен идет третьим с 137 очками. Джордж Расселл с 111 очками также остается в зоне досягаемости. Любые признаки напряженности между Пиастри и Норрисом становятся предметом обсуждений, ведь история Формулы-1 полна примеров, когда внутрикомандная конкуренция стоила титулов.
Пока в этом сезоне обошлось без серьезных инцидентов, подобных тому, как Норриса уговаривали уступить в Венгрии, или агрессивному маневру Пиастри на старте в Монце. Однако эпизод в квалификации Гран-при Испании, когда Норрис пытался получить слипстрим от напарника, а Пиастри резко пресек это, назвав поведение Ландо «нахальным» по радио, намекнул на скрытое напряжение.
Текущая политика McLaren — поддерживать открытое общение между пилотами, четко определяя ожидания от каждого. Невозможно предусмотреть все сценарии или прописать алгоритм действий для каждого поворота, поэтому Пиастри и Норрис должны вести себя зрело.
McLaren стремится избежать повторения сценария Williams 1986 года, когда Найджел Мэнселл и Нельсон Пике, будучи непримиримыми соперниками, отбирали очки друг у друга, позволив Алену Просту выиграть титул. Еще более опасным примером является сезон 2007 года в McLaren, когда отношения между Фернандо Алонсо и Льюисом Хэмилтоном, а затем и между Алонсо и командой, стали токсичными, что подорвало шансы на титул. Ключевой момент того сезона случился в Китае, где команда слишком сосредоточилась на сдерживании Алонсо, упустив контроль над гонкой Хэмилтона.
Сейчас в Уокинге царит иная атмосфера, с четкими ожиданиями от обоих пилотов и демонстративно равным отношением к ним.