Техника. Sauber обходит Ferrari в Барселоне: как самая медленная машина догнала лидеров
В разгар сезона Формулы-1 2025 года, когда борьба в пелотоне накаляется, команда Sauber, долгое время считавшаяся аутсайдером, неожиданно ворвалась в центр внимания. На Гран-при Испании на трассе Каталунья Нико Хюлькенберг сотворил сенсацию, обогнав Льюиса Хэмилтона и финишировав пятым. Как обновления болида позволили самой медленной команде чемпионата бросить вызов грандам? Разбираемся в деталях.

В 2025 году команда Sauber, по средним показателям "супертаймов", оставалась самой медленной в Формуле-1. Однако на Гран-при Испании Нико Хюлькенберг совершил прорыв, опередив Льюиса Хэмилтона на последнем рестарте и финишировав пятым, что стало лучшим результатом команды за последние три года.
Хюлькенберг отметил, что первое попадание в топ-5 укрепляет позиции Sauber в борьбе середняков:
Ключевым фактором успеха стал новый аэродинамический пакет, представленный на трассе Каталунья.
Удача сыграла свою роль: Хюлькенберг оказался единственным гонщиком с новыми мягкими шинами на финальном отрезке после пит-стопа под сейфти-кар. Это позволило ему обогнать Исаака Хаджара и Хэмилтона, а также подняться еще на одну позицию после штрафа Макса Ферстаппена. Однако, в отличие от Гран-при Австралии, где седьмое место Хюлькенберга было обусловлено удачным переходом на промежуточные шины, в Барселоне болид Sauber уже демонстрировал потенциал для борьбы за очки на чистой скорости. К моменту поломки двигателя у Кими Антонелли Хюлькенберг уже поднялся на восьмую позицию.
Прогресс машины был очевиден. Габриэль Бортолето квалифицировался 12-м, уступив всего 0,145 секунды топ-10 в Q2. Хюлькенберг выбыл в Q1 из-за потери времени на последнем секторе, но было ясно, что на трассе, требующей высокой аэродинамической эффективности, Sauber способна бороться за выход в Q3 при идеальном исполнении. Обновление включало новое днище, крышку зоны "бутылочного горлышка" и переднее антикрыло. Как пояснил спортивный директор Иньяки Руэда перед пятничными тренировками:
Он также отметил, что Sauber C45 страдала от излишней "пиковости" характеристик, особенно в турбулентном воздухе:
Хотя обновление совпало с технической директивой, ограничивающей гибкость переднего антикрыла, адаптация к этим требованиям составила лишь 10% от общего пакета, по словам Руэды. Пятничные тренировки подтвердили значимость изменений: Хюлькенберг использовал новый пакет, а Бортолето — старую спецификацию для прямого сравнения. Разница в 0,367 секунды между ними отражала прогресс, особенно в последнем секторе, где стабильность обновленного пакета позволила лучше работать с шинами.
Руководитель команды Джонатан Уитли осторожно оценил успех, отметив, что для полной уверенности нужно протестировать болид на других трассах. Однако он подчеркнул:
Это указывает на то, что Sauber добилась цели — сделала машину менее капризной.
Создание стабильной прижимной силы в условиях аэродинамики с граунд-эффектом — сложная задача. Барселона тестирует скоростные повороты, и пока неясно, как обновленный болид поведет себя на трассах с медленными секциями. Тем не менее, прогресс очевиден, и, по словам Руэды, команда готовит еще одно крупное обновление в этом году.
Несмотря на статус самой медленной команды в среднем по сезону, Sauber занимает восьмое место в Кубке конструкторов. Успех в Барселоне доказывает, что команда способна бороться за очки на отдельных этапах, что вдохновляет коллектив.
Гонщики Sauber чаще других жаловались на поведение машины в турбулентном воздухе или при боковом ветре. Каждый пилот считает свой болид худшим в таких условиях, но если в аэродинамической трубе бесконечно наращивать прижимную силу, поверхности могут перегружаться. На трассе это приводит к срыву воздушного потока при турбулентности или боковом ветре, что вызывает цепную реакцию проблем.
Переднее антикрыло Sauber в Барселоне внешне изменилось незначительно. В Монако команда использовала секцию с более выраженным закрылком Гurney, а в Барселоне его уменьшили, что, вероятно, связано с особенностями трассы и ужесточением директивы FIA о жесткости конструкции. Однако основное внимание привлекает обработка боковых понтонов. Ранее Sauber использовала верхнюю канавку на понтоне, направляющую поток к центру машины для улучшения работы диффузора.
В Барселоне команда изменила внешний край понтона, уменьшив его "ваннообразный" профиль на середине. Это позволило части верхнего потока перетекать в зону "бутылочного горлышка", улучшая стабильность воздушного потока от переднего угла понтона. Если этот поток нестабилен, страдают переднее антикрыло, уплотнительный механизм днища и вытяжные канавки. Таким образом, небольшой прирост прижимной силы в идеальных условиях может обернуться значительными потерями в реальной среде.