Пивная война отменила Гран-при Канады 1987 года
История Формулы-1 знает немало курьезных случаев, но отмена целого Гран-при из-за спора двух пивоварен стоит особняком. В 1987 году канадские гиганты Labatt и Molson развязали настоящую войну за право спонсировать престижные гонки в Монреале. Их противостояние привело к невиданной ситуации: одна компания получила права на трассу, другая - на сам Гран-при. Результатом стала отмена одного из старейших этапов чемпионата мира.

В 1987 году крайне популярный Гран-при Канады был отменен, поскольку два потенциальных титульных спонсора сражались за право продвигать гонку - и оба они были канадскими пивоварнями.
С одной стороны была Labatt, которая служила титульным партнером до 1987 года, когда было решено, что она имеет права на трассу Жиль Вильнёв, а не на Гран-при Канады. С другой стороны была Molson, которая владела правами на Гран-при, но не на трассу. Последовавшая юридическая битва чуть не убила старейшее событие Формулы-1 в Северной Америке.
Гран-при Канады: краткая история
История Канады как принимающей стороны Гран-при чемпионата мира Формулы-1 началась 27 августа 1967 года, когда страна провела восьмую из 11 гонок того сезона. Событие прошло на 2,458-мильной трассе Mosport International Raceway недалеко от Боумэнвилла в Онтарио и было разработано как часть продолжающихся празднований столетия Канады.
То, что начиналось как разовое событие, вскоре превратилось в ежегодную классику, которая несколько раз меняла место проведения: сначала в Мон-Тремблан в Квебеке, затем снова в Mosport, прежде чем Монреаль предложил свою трассу Иль Нотр-Дам - теперь известную как трасса Жиль Вильнёв - в качестве постоянного дома для вершины гонок с открытыми колесами.
Классическое событие проводится почти непрерывно с момента добавления в календарь Формулы-1 в 1967 году, за несколькими исключениями. Гонки не было в 1975 и 2009 годах, когда разногласия по поводу бюджетов не позволили Формуле-1 приехать в североамериканскую страну, а в 2020 и 2021 годах пандемия COVID-19 остановила публичные мероприятия.
И был еще 1987 год.
Посреди сильного десятилетнего периода гонок импульс Формулы-1 в Канаде резко остановился, поскольку две крупные канадские пивоварни - Labatt и Molson - вступили в спонсорский спор, который чуть не завершил культовый Гран-при Канады.
Выстрелы в битве пивоварен
Канадцы узнают Labatt и Molson как две основные пивоварни в Канаде: Labatt со штаб-квартирой в Торонто, а Molson - в Монреале. Обе превратили свои компании в пивные империи, и в конце 1980-х годы обе жаждали спонсировать Формулу-1.
Первой пришла Labatt, что имело смысл: Формула-1 нашла свою опору в Онтарио, поэтому естественно, что бренд из Онтарио предложил свои услуги в качестве титульного спонсора. Но в конце 1970-х Molson начала бросать вызов удушающему захвату Labatt как в канадском пивоварении, так и в Формуле-1. Традиционный эль компании '50' вышел из моды, его заменил эль Molson's Laurentide.
Подкрепленная успехом, Molson сохранила спонсорство Montreal Canadiens, несмотря на предложения от Labatt, добавив это к репертуару спонсорства футбола и бейсбола. На автоспортивном фронте Molson заполучила права на гонки Can-Am, выложив 250 000 долларов призовых по четырехлетнему контракту.
"Все выигрывают так или иначе", - сказал Брайан Хики, представитель Mosport, Hamilton Spectator в 1977 году.
"У Labatt есть Гран-при, а у Molson - другие события. Это как пирог. У него есть много кусочков, и обе компании выбрали, какие им нужны".
Но было ли этого достаточно? Наряду с несколькими меньшими гоночными событиями, у Labatt в основном был только Гран-при Формулы-1, что побудило ее выпустить пиво под названием "Grand Prix" в надежде еще больше укрепить связи с международной автоспортивной сценой. Это была единственная вещь, которую Molson не удалось приобрести - хотя угроза быстро приближалась.
В 1986 году Molson произвела первый выстрел в том, что должно было называться "пивными войнами".
В середине июня, как раз когда Гран-при Канады готовился к очередному проведению в конце уик-энда, человек по имени Жан-Пьер Тупен сбросил бомбу. Тупен был генеральным менеджером, отвечающим за канадскую гонку IndyCar, известную как Molson Indy. Хотя она проходила на улицах Торонто, Тупен выделил место проведения канадского Гран-при Формулы-1 как потенциальную будущую локацию для американской серии.
Это был прямой и точный удар по Labatt: в преддверии Гран-при 1986 года спонсор признал, что понес убытки в 26 миллионов долларов с тех пор, как впервые начал спонсировать гонку в 1977 году. Как следствие, федеральное и провинциальное правительства добавили финансовую поддержку, чтобы помочь спонсору удовлетворить постоянно растущие требования Формулы-1.
Руководители Labatt, такие как президент Пьер Дежарден, также отметили, что пивоварня рассматривала возможность прекращения спонсорства, если дополнительная финансовая помощь не появится.
Вице-президент по продажам Molson в восточном регионе Роже Самсон добавил:
Была только одна проблема: контракт Labatt с трассой Жиль Вильнёв гарантировал ей эксклюзивное использование трека. Molson не могла привести гонку IndyCar в это место, если только Labatt полностью не ушла или каким-то образом не потеряла этот контракт.
Это был первый выстрел в том, что должно было стать дикой войной.
Гран-при Канады 1987: начало пивной войны
В мире Формулы-1 в конце 1980-х происходили изменения. Жестокая битва между Ассоциацией конструкторов Формулы-1 (FOCA) и Международной федерацией автомобильного спорта (FISA) пришла к неудовлетворительному заключению, которое в конечном счете сдвинуло власть больше в пользу FOCA, когда многие ее сотрудники были поглощены FIA. Коммерческие права стали еще более важными, и именно с этой мыслью Берни Экклстоун привел человека по имени Джек Лонг.
Лонг был из Калифорнии, и он был повышен до роли промоутера Гран-при Канады FOCA. С самого начала он знал, чего хочет: Molson. Labatt показала свои слабости, когда признала, что нуждается в правительственных субсидиях для продолжения проведения гонки. Неважно, что у нее оставался год по контракту на проведение Гран-при. Неважно, что Labatt сохранила первое право отказа на трассу, если Формула-1 хочет продолжить там соревноваться. Джек Лонг чувствовал, что у Molson есть то, что нужно для большего процветания серии, и он заключил сделку с Molson.
Проблема переросла в судебную битву в январе 1987 года. Суд низшей инстанции постановил, что город Монреаль имел законное право заключить сделку с Molson и Джеком Лонгом. Но Labatt подала апелляцию, и Апелляционный суд Квебека отменил первоначальное решение. В результате Лонг пригрозил перенести гонку обратно в Mosport.
После гонки 1986 года, где Labatt выплатила 2,2 миллиона канадских долларов призовых, команды решили, что хотят получать средства в американских долларах и что они хотят, чтобы спонсор добавил дополнительные 12% увеличения кошелька для покрытия инфляции.
Уже страдая от больших потерь за восемь лет спонсорства Гран-при, у Labatt не было денег - но она все еще хотела гонку.
Это была грязная битва, в которой никто не был счастлив. В конечном счете Molson сказали, что у нее есть права на Гран-при Канады, но не на трассу Жиль Вильнёв. Labatt, однако, сказали, что у нее есть права на трек, но не на Гран-при.
Сытый по горло, Берни Экклстоун сказал The Canadian Press в обзоре февраля 1987 года:
Джек Лонг сказал информационному агентству, что надеется отговорить Экклстоуна, но что есть один ответ, полностью исключенный из вопроса: продать свои права обратно Labatt.
Экклстоун сделал именно то, что обещал: он отозвал статус Гран-при у события и начал искать замену.
Но борьба не была закончена. В апреле Labatt подала иск против Molson и Джека Лонга, требуя компенсации за предполагаемый ущерб, причиненный нарушением контракта. Директор по продвижению Labatt Роже Доре оценил, что они начнут с требования 250 000 долларов компенсации, но что "цифра будет пересмотрена, когда весь ущерб будет оценен".
Спросите вице-президента Molson Андре Траншемонтань, и иск был не чем иным, как отвлекающим маневром со стороны Labatt.
Трэксайд-репортер Elmira Star-Gazette Рон Левандуски возложил вину прямо на лагерь FOCA, утверждая, что единственная причина, по которой Labatt боролась с оплатой счетов, заключалась в том, что FOCA продолжала просить все больше и больше денег.
Угроза замены Канады в расписании Формулы-1 была сосредоточена не только на сезоне 1987 года: согласно Джеку Лонгу, он стремился подписать шестилетний контракт с любыми заменами, и часы отмеряли время до крайнего срока 1 сентября, необходимого для любого потенциального события Формулы-1, чтобы подать заявку на включение в расписание 1988 года.
Босс FOCA Берни Экклстоун сел с Элом Халберштадтом из The Windsor Star на обеденное интервью, которое было опубликовано 20 июня 1987 года - и в этом разговоре он выразил свое разочарование бывшим спонсором.
Экклстоун имел в виду совершенно новый пит-комплекс, который он просил построить трассу и который стоил бы около 2 миллионов долларов.
Еще один ключ в механизме был брошен в июне, когда Роже Пирт, президент Канадских автомобильных спортивных клубов (CASC), попросил Labatt отступить.
Исполнительный комитет города Монреаль согласился с оценкой Пирта.
Лонг еще раз подтвердил свое законное право продвигать событие, заявив: "Если Labatt сможет затянуть это через судебные процессы или что-то еще, не будет никакого Гран-при Канады".
А что касается самого города Монреаль, то его адвокат Франсуа Годбу сказал СМИ: "Мы хотим вернуть Формулу-1 сюда на трассу Жиль Вильнёв. Это Кадиллак автогонок, жемчужина спорта. Нам все равно, кто спонсирует гонку или кто проводит гонку".
Позже в 1987 году FISA лишила CASC организационных полномочий: официальные лица утверждали, что CASC не имела права вести переговоры о многолетнем контракте со спонсором, поскольку это нарушило бы вновь принятое Соглашение Конкорд.
Тем не менее FISA призналась, что дала Гран-при Канады предварительную дату гонки в 1988 году. Запланированное на 12 июня, санкционирующее тело потребовало подтверждения события как можно быстрее - и оно придет вскоре.
Labatt наконец отозвала свой иск в начале декабря 1987 года, открыв гонку для полного поглощения Molson. Город Монреаль быстро назначил встречу с Джеком Лонгом, и вскоре Канада снова заработала свое место в календаре Формулы-1 на предстоящий сезон 1988 года.
Гран-при Канады 1988: новая эра
С подтвержденными коммерческими правами на Гран-при Канады Molson полностью взялась за подготовку трассы Жиль Вильнёв к событию 1988 года. В течение 50 дней строительство было завершено на совершенно новой пит-лейн, гаражном комплексе и диспетчерской вышке, а также нескольких новых трибунах - и хотя писатель Motor Sport Magazine Денис Дженкинсон признал, что работа не была полностью завершена по некоторым "удобствам", трасса была значительно улучшена.
На короткий момент в начале 1990-х пивоваренная битва выглядела готовой продолжиться, когда Labatt заключила сделку с Williams - но это так и не материализовалось.
В 1997 году Molson отошла от титульного партнерства Гран-при Канады, передав это право сначала сигаретам Player's, а затем Air Canada.