Написать

За какую команду вы болеете?

Новости
F1
Новости 09, июнь

Пивная война отменила Гран-при Канады 1987 года

История Формулы-1 знает немало курьезных случаев, но отмена целого Гран-при из-за спора двух пивоварен стоит особняком. В 1987 году канадские гиганты Labatt и Molson развязали настоящую войну за право спонсировать престижные гонки в Монреале. Их противостояние привело к невиданной ситуации: одна компания получила права на трассу, другая - на сам Гран-при. Результатом стала отмена одного из старейших этапов чемпионата мира.

Пивная война отменила Гран-при Канады 1987 года

В 1987 году крайне популярный Гран-при Канады был отменен, поскольку два потенциальных титульных спонсора сражались за право продвигать гонку - и оба они были канадскими пивоварнями.

С одной стороны была Labatt, которая служила титульным партнером до 1987 года, когда было решено, что она имеет права на трассу Жиль Вильнёв, а не на Гран-при Канады. С другой стороны была Molson, которая владела правами на Гран-при, но не на трассу. Последовавшая юридическая битва чуть не убила старейшее событие Формулы-1 в Северной Америке.

Гран-при Канады: краткая история

История Канады как принимающей стороны Гран-при чемпионата мира Формулы-1 началась 27 августа 1967 года, когда страна провела восьмую из 11 гонок того сезона. Событие прошло на 2,458-мильной трассе Mosport International Raceway недалеко от Боумэнвилла в Онтарио и было разработано как часть продолжающихся празднований столетия Канады.

То, что начиналось как разовое событие, вскоре превратилось в ежегодную классику, которая несколько раз меняла место проведения: сначала в Мон-Тремблан в Квебеке, затем снова в Mosport, прежде чем Монреаль предложил свою трассу Иль Нотр-Дам - теперь известную как трасса Жиль Вильнёв - в качестве постоянного дома для вершины гонок с открытыми колесами.

Классическое событие проводится почти непрерывно с момента добавления в календарь Формулы-1 в 1967 году, за несколькими исключениями. Гонки не было в 1975 и 2009 годах, когда разногласия по поводу бюджетов не позволили Формуле-1 приехать в североамериканскую страну, а в 2020 и 2021 годах пандемия COVID-19 остановила публичные мероприятия.

И был еще 1987 год.

Посреди сильного десятилетнего периода гонок импульс Формулы-1 в Канаде резко остановился, поскольку две крупные канадские пивоварни - Labatt и Molson - вступили в спонсорский спор, который чуть не завершил культовый Гран-при Канады.

Выстрелы в битве пивоварен

Канадцы узнают Labatt и Molson как две основные пивоварни в Канаде: Labatt со штаб-квартирой в Торонто, а Molson - в Монреале. Обе превратили свои компании в пивные империи, и в конце 1980-х годы обе жаждали спонсировать Формулу-1.

Первой пришла Labatt, что имело смысл: Формула-1 нашла свою опору в Онтарио, поэтому естественно, что бренд из Онтарио предложил свои услуги в качестве титульного спонсора. Но в конце 1970-х Molson начала бросать вызов удушающему захвату Labatt как в канадском пивоварении, так и в Формуле-1. Традиционный эль компании '50' вышел из моды, его заменил эль Molson's Laurentide.

Подкрепленная успехом, Molson сохранила спонсорство Montreal Canadiens, несмотря на предложения от Labatt, добавив это к репертуару спонсорства футбола и бейсбола. На автоспортивном фронте Molson заполучила права на гонки Can-Am, выложив 250 000 долларов призовых по четырехлетнему контракту.

"Все выигрывают так или иначе", - сказал Брайан Хики, представитель Mosport, Hamilton Spectator в 1977 году.

"У Labatt есть Гран-при, а у Molson - другие события. Это как пирог. У него есть много кусочков, и обе компании выбрали, какие им нужны".

Но было ли этого достаточно? Наряду с несколькими меньшими гоночными событиями, у Labatt в основном был только Гран-при Формулы-1, что побудило ее выпустить пиво под названием "Grand Prix" в надежде еще больше укрепить связи с международной автоспортивной сценой. Это была единственная вещь, которую Molson не удалось приобрести - хотя угроза быстро приближалась.

В 1986 году Molson произвела первый выстрел в том, что должно было называться "пивными войнами".

В середине июня, как раз когда Гран-при Канады готовился к очередному проведению в конце уик-энда, человек по имени Жан-Пьер Тупен сбросил бомбу. Тупен был генеральным менеджером, отвечающим за канадскую гонку IndyCar, известную как Molson Indy. Хотя она проходила на улицах Торонто, Тупен выделил место проведения канадского Гран-при Формулы-1 как потенциальную будущую локацию для американской серии.

"Мы убеждены, что Molson Indy с Марио Андретти, Элом Унсером, А. Дж. Фойтом, Эмерсоном Фиттипальди и другими представит уникальное шоу на Иль Нотр-Дам, и... Презентация Molson Indy была бы возможна без каких-либо правительственных субсидий", - сказал он, как сообщала The Gazette.

Это был прямой и точный удар по Labatt: в преддверии Гран-при 1986 года спонсор признал, что понес убытки в 26 миллионов долларов с тех пор, как впервые начал спонсировать гонку в 1977 году. Как следствие, федеральное и провинциальное правительства добавили финансовую поддержку, чтобы помочь спонсору удовлетворить постоянно растущие требования Формулы-1.

Руководители Labatt, такие как президент Пьер Дежарден, также отметили, что пивоварня рассматривала возможность прекращения спонсорства, если дополнительная финансовая помощь не появится.

"Мы не можем ожидать, что канадские или квебекские налогоплательщики будут платить за рекламный инструмент нашего спонсора", - сказал Тупен из Molson.

Вице-президент по продажам Molson в восточном регионе Роже Самсон добавил: 

"Мы просто бросаем свою шляпу на ринг. Мы серьезно настроены. Мы никогда не скрывали своего желания или надежды привести Molson Indy в Монреаль".

Была только одна проблема: контракт Labatt с трассой Жиль Вильнёв гарантировал ей эксклюзивное использование трека. Molson не могла привести гонку IndyCar в это место, если только Labatt полностью не ушла или каким-то образом не потеряла этот контракт.

Это был первый выстрел в том, что должно было стать дикой войной.

Гран-при Канады 1987: начало пивной войны

В мире Формулы-1 в конце 1980-х происходили изменения. Жестокая битва между Ассоциацией конструкторов Формулы-1 (FOCA) и Международной федерацией автомобильного спорта (FISA) пришла к неудовлетворительному заключению, которое в конечном счете сдвинуло власть больше в пользу FOCA, когда многие ее сотрудники были поглощены FIA. Коммерческие права стали еще более важными, и именно с этой мыслью Берни Экклстоун привел человека по имени Джек Лонг.

Лонг был из Калифорнии, и он был повышен до роли промоутера Гран-при Канады FOCA. С самого начала он знал, чего хочет: Molson. Labatt показала свои слабости, когда признала, что нуждается в правительственных субсидиях для продолжения проведения гонки. Неважно, что у нее оставался год по контракту на проведение Гран-при. Неважно, что Labatt сохранила первое право отказа на трассу, если Формула-1 хочет продолжить там соревноваться. Джек Лонг чувствовал, что у Molson есть то, что нужно для большего процветания серии, и он заключил сделку с Molson.

Проблема переросла в судебную битву в январе 1987 года. Суд низшей инстанции постановил, что город Монреаль имел законное право заключить сделку с Molson и Джеком Лонгом. Но Labatt подала апелляцию, и Апелляционный суд Квебека отменил первоначальное решение. В результате Лонг пригрозил перенести гонку обратно в Mosport.

После гонки 1986 года, где Labatt выплатила 2,2 миллиона канадских долларов призовых, команды решили, что хотят получать средства в американских долларах и что они хотят, чтобы спонсор добавил дополнительные 12% увеличения кошелька для покрытия инфляции.

Уже страдая от больших потерь за восемь лет спонсорства Гран-при, у Labatt не было денег - но она все еще хотела гонку.

Это была грязная битва, в которой никто не был счастлив. В конечном счете Molson сказали, что у нее есть права на Гран-при Канады, но не на трассу Жиль Вильнёв. Labatt, однако, сказали, что у нее есть права на трек, но не на Гран-при.

Сытый по горло, Берни Экклстоун сказал The Canadian Press в обзоре февраля 1987 года: 

"Я подам заявление в понедельник об исключении Гран-при Канады из календаря 1987 года. С меня хватит, я закончил. И когда они уходят, они уходят навсегда. Есть другие люди, которые активно ждут в очереди на гонки, поэтому мне не нужны эти проблемы".

Джек Лонг сказал информационному агентству, что надеется отговорить Экклстоуна, но что есть один ответ, полностью исключенный из вопроса: продать свои права обратно Labatt.

"У меня есть соглашение на проведение гонки мной, и только мной", - сказал он.

Экклстоун сделал именно то, что обещал: он отозвал статус Гран-при у события и начал искать замену.

Но борьба не была закончена. В апреле Labatt подала иск против Molson и Джека Лонга, требуя компенсации за предполагаемый ущерб, причиненный нарушением контракта. Директор по продвижению Labatt Роже Доре оценил, что они начнут с требования 250 000 долларов компенсации, но что "цифра будет пересмотрена, когда весь ущерб будет оценен".

Спросите вице-президента Molson Андре Траншемонтань, и иск был не чем иным, как отвлекающим маневром со стороны Labatt.

"Думаю, Labatt пытается затянуть время, потому что не может поставить товар", - сказал он The Gazette. "Она использует Molson как козла отпущения. Экклстоун уже сказал, что не будет иметь дела с ними. Думаю, Labatt понимает, что не может получить права обратно от Экклстоуна".

Трэксайд-репортер Elmira Star-Gazette Рон Левандуски возложил вину прямо на лагерь FOCA, утверждая, что единственная причина, по которой Labatt боролась с оплатой счетов, заключалась в том, что FOCA продолжала просить все больше и больше денег.

Угроза замены Канады в расписании Формулы-1 была сосредоточена не только на сезоне 1987 года: согласно Джеку Лонгу, он стремился подписать шестилетний контракт с любыми заменами, и часы отмеряли время до крайнего срока 1 сентября, необходимого для любого потенциального события Формулы-1, чтобы подать заявку на включение в расписание 1988 года.

Босс FOCA Берни Экклстоун сел с Элом Халберштадтом из The Windsor Star на обеденное интервью, которое было опубликовано 20 июня 1987 года - и в этом разговоре он выразил свое разочарование бывшим спонсором.

"Labatt годами ничего не делала для улучшения монреальской гонки", - сказал он. "Они даже не потрудились обратиться в город с просьбой о новых объектах".

Экклстоун имел в виду совершенно новый пит-комплекс, который он просил построить трассу и который стоил бы около 2 миллионов долларов.

Еще один ключ в механизме был брошен в июне, когда Роже Пирт, президент Канадских автомобильных спортивных клубов (CASC), попросил Labatt отступить.

"29 июня мы сообщили Labatt, что считаем договоренность, которую мы с ними заключили, недействительной, потому что они не смогли заключить соглашение с FOCA", - сказал он СМИ. "Без FOCA не было бы ни машин, ни пилотов".

Исполнительный комитет города Монреаль согласился с оценкой Пирта.

Лонг еще раз подтвердил свое законное право продвигать событие, заявив: "Если Labatt сможет затянуть это через судебные процессы или что-то еще, не будет никакого Гран-при Канады".

А что касается самого города Монреаль, то его адвокат Франсуа Годбу сказал СМИ: "Мы хотим вернуть Формулу-1 сюда на трассу Жиль Вильнёв. Это Кадиллак автогонок, жемчужина спорта. Нам все равно, кто спонсирует гонку или кто проводит гонку".

Позже в 1987 году FISA лишила CASC организационных полномочий: официальные лица утверждали, что CASC не имела права вести переговоры о многолетнем контракте со спонсором, поскольку это нарушило бы вновь принятое Соглашение Конкорд.

Тем не менее FISA призналась, что дала Гран-при Канады предварительную дату гонки в 1988 году. Запланированное на 12 июня, санкционирующее тело потребовало подтверждения события как можно быстрее - и оно придет вскоре.

Labatt наконец отозвала свой иск в начале декабря 1987 года, открыв гонку для полного поглощения Molson. Город Монреаль быстро назначил встречу с Джеком Лонгом, и вскоре Канада снова заработала свое место в календаре Формулы-1 на предстоящий сезон 1988 года.

Гран-при Канады 1988: новая эра

С подтвержденными коммерческими правами на Гран-при Канады Molson полностью взялась за подготовку трассы Жиль Вильнёв к событию 1988 года. В течение 50 дней строительство было завершено на совершенно новой пит-лейн, гаражном комплексе и диспетчерской вышке, а также нескольких новых трибунах - и хотя писатель Motor Sport Magazine Денис Дженкинсон признал, что работа не была полностью завершена по некоторым "удобствам", трасса была значительно улучшена.

На короткий момент в начале 1990-х пивоваренная битва выглядела готовой продолжиться, когда Labatt заключила сделку с Williams - но это так и не материализовалось.

В 1997 году Molson отошла от титульного партнерства Гран-при Канады, передав это право сначала сигаретам Player's, а затем Air Canada.

0 комментариев