FIA объяснила, почему протест Red Bull против Джорджа Расселла был отклонён
Гран-при Канады 2025 года запомнился не только напряжённой борьбой на трассе, но и громким протестом Red Bull против победителя гонки Джорджа Расселла. Инцидент за машиной безопасности вызвал бурные обсуждения, а решение стюардов стало ключевым моментом уикенда. Почему FIA отклонила претензии Red Bull и как это укрепило позиции Расселла? Разбираем подробности для всех фанатов Формулы-1.

Голос спортивного директора FIA Тима Мэлиона сыграл решающую роль в отклонении протеста Red Bull, стремившегося передать победу на Гран-при Канады Максу Ферстаппену. FIA подробно разъяснила своё решение, сохранив за Джорджем Расселлом четвёртую победу в карьере.
Спустя почти шесть часов после того, как Расселл пересёк финишную черту на трассе имени Жиля Вильнёва, он смог наконец насладиться триумфом, который до последнего момента оставался под вопросом из-за протеста Red Bull и разбирательства стюардов.
Инцидент, вызвавший споры, произошёл после столкновения гонщиков McLaren — Оскара Пиастри и Ландо Норриса, из-за которого последний завершил гонку досрочно. Это привело к появлению машины безопасности за три круга до финиша. За машиной безопасности Расселл, представляющий Mercedes, резко затормозил на прямой между 12-м и 13-м поворотами, что заставило следовавшего за ним Ферстаппена на мгновение выйти вперёд.
Четырёхкратный чемпион Формулы-1 выразил недовольство по радио своему гоночному инженеру Джанпьеро Ламбьязе:
Через несколько минут Ламбьязе уведомил Ферстаппена:
В словах Red Bull прозвучало предположение, что Расселл мог намеренно спровоцировать обгон, чтобы Ферстаппен получил штраф за нарушение правил под машиной безопасности и, возможно, дополнительные штрафные баллы, ведущие к пропуску гонки.
Red Bull подала протест по двум пунктам: во-первых, против резкого торможения Расселла, во-вторых, за несоблюдение правила, требующего держаться в пределах десяти длин машин от машины безопасности. На слушании присутствовали спортивный директор Red Bull Стивен Ноулз, Ламбьязе и Ферстаппен, а также менеджер Mercedes Рон Медоуз, директор по трековым операциям Эндрю Шовлин и Расселл. От FIA участвовали спортивный директор Тим Мэлион и директор гонки Руи Маркеш.
Разбирательство стюардов прошло следующим образом:
Претензии Red Bull:
- Red Bull утверждала, что во время действия машины безопасности Расселл (машина №63) необоснованно затормозил на прямой между 12-м и 13-м поворотами, из-за чего Ферстаппен (машина №1) ненадолго обогнал его, а затем вернулся на исходную позицию после ускорения Расселла.
- Команда также заявила, что, жалуясь по радио на обгон Ферстаппена, Расселл проявил неспортивное поведение.
- Ферстаппен отметил, что внезапное торможение Расселла застало его врасплох, и у него не было иного выбора, кроме как обогнать.
- Red Bull предоставила телеметрию, показывающую действия педалей газа и тормоза обоих гонщиков.
- Команда предположила, что Расселл, глядя в зеркала перед торможением, знал о близости Ферстаппена и сознательно спровоцировал обгон для нарушения.
- Red Bull также указала, что жалоба Расселла по радио была сделана с расчётом на то, что её услышит дирекция гонки, чтобы инициировать расследование против Ферстаппена.
- Наконец, Red Bull заявила, что Расселлу не нужно было поддерживать температуру шин и тормозов, поскольку было очевидно, что гонка завершится под машиной безопасности.
Аргументы Mercedes в защиту:
- Расселл объяснил, что периодическое торможение — обычная практика под машиной безопасности для поддержания температуры шин и тормозов.
- На прямой он заметил, что приближается к машине безопасности, и показал жест рукой, сигнализируя её водителю ускориться (это подтверждено бортовым видео).
- Торможение было вызвано двумя причинами: сохранением дистанции до машины безопасности и поддержанием температуры тормозов и шин.
- Перед торможением Расселл проверил зеркала и затормозил, убедившись, что Ферстаппен находится сбоку, а не прямо позади.
- Телеметрия показала, что давление на педаль тормоза составило 30 psi, что, по словам Расселла, не было чрезмерным.
- Ферстаппен, как следовавший сзади, должен был быть готов к возможному торможению для поддержания температуры.
- Ответственность за действия идущей сзади машины не лежит на лидере.
- Сообщая команде об обгоне, Расселл не стремился спровоцировать расследование — он лишь констатировал факт.
- Расселл не знал, завершится ли гонка под машиной безопасности.
- Mercedes подчеркнула, что сообщение Расселла по радио было исключительно фактическим, и команда не подавала жалобу в дирекцию гонки, поскольку позиция была возвращена Ферстаппеном.
- Mercedes предоставила телеметрию, демонстрирующую торможения обоих гонщиков на нескольких кругах под машиной безопасности, показав, что Ферстаппен также тормозил на этой прямой, что делает действия Расселла типичными.
Позиция FIA:
- Тим Мэлион пояснил, что инцидент был замечен дирекцией гонки и оценён как не требующий передачи стюардам.
- Периодическое торможение под машиной безопасности — стандартная практика, и дирекция гонки допускает определённую свободу в соблюдении правила десяти длин машин, учитывая необходимость торможения и ускорения.
Выводы стюардов:
- Учитывая пояснения Мэлиона, стюарды приняли объяснения Расселла и сочли, что он не пилотировал нестабильно, тормозя в указанном месте и с такой интенсивностью.
- Сообщение Расселла о том, что Ферстаппен обогнал его, не было признано неспортивным поведением.
- Хотя Red Bull не указала это в протесте, стюарды также заключили, что торможение Расселла не было неспортивным.
На основании этого протест Red Bull был отклонён как необоснованный, а команда лишилась залога в размере 2000 евро.