Самые яркие столкновения напарников в Формуле-1
Столкновения напарников по команде в Формуле-1 — это всегда смесь напряжения, эмоций и драмы, которые надолго остаются в памяти болельщиков. Недавний инцидент между пилотами McLaren Ландо Норрисом и Оскаром Пиастри на Гран-при Канады добавил новый эпизод в богатую историю таких противостояний. В этой статье мы вспоминаем 12 самых ярких и драматичных столкновений напарников, которые потрясли мир Формулы-1, изменили ход чемпионатов и оставили след в сердцах фанатов.

Ландо Норрис и Оскар Пиастри вызвали бурю эмоций на последних кругах Гран-при Канады, столкнувшись в борьбе за четвёртую позицию. Руководитель McLaren Андреа Стелла назвал этот инцидент «недопустимым». Этот случай пополнил длинный список столкновений напарников в Формуле-1. Давайте отправимся в архивы и вспомним 12 самых драматичных эпизодов.
Льюис Хэмилтон и Дженсон Баттон, Канада 2011
Гран-при Канады 2011 года вошёл в историю как самая длинная гонка Формулы-1 — она длилась более четырёх часов из-за переменчивой погоды и множества инцидентов. Одним из ключевых эпизодов стало столкновение напарников по McLaren — Льюиса Хэмилтона и Дженсона Баттона. На седьмом круге Хэмилтон попытался обогнать Баттона по внутренней траектории на стартовой прямой, но из-за дождя и брызг Баттон не заметил манёвр. Машины столкнулись, Хэмилтон сошёл, а Баттон продолжил гонку и сенсационно выиграл, одержав свою десятую победу в карьере.
Мика Хаккинен и Дэвид Култхард, Австрия 1999
Ещё один эпизод с участием McLaren произошёл на Гран-при Австрии 1999 года. Действующий чемпион Мика Хаккинен лидировал в зачёте пилотов и стартовал с поула, опередив напарника Дэвида Култхарда. Однако на первом круге Култхард задел машину Хаккинена, отправив финна в разворот и на последнее место. Хаккинен восстановился до третьей позиции, но победа досталась Эдди Ирвайну из Ferrari, сократившему отставание в чемпионате. Култхард признал вину, назвав инцидент «моей ошибкой».
Нико Росберг и Льюис Хэмилтон, Испания 2016
Одно из самых известных столкновений напарников произошло на Гран-при Испании 2016 года между пилотами Mercedes Нико Росбергом и Льюисом Хэмилтоном. Напряжение между ними нарастало с 2014 года, когда они боролись за титул. В Барселоне Хэмилтон стартовал с поула, но Росберг захватил лидерство на первом круге. На подходе к четвёртому повороту Хэмилтон атаковал, Росберг защищался, и контакт отправил обе машины в гравий. Это открыло путь к первой победе Макса Ферстаппена за Red Bull. Инцидент стал поворотным моментом в их соперничестве.
Пьер Гасли и Эстебан Окон, Австралия 2023/Монако 2024
Французские пилоты Alpine Пьер Гасли и Эстебан Окон, друзья детства, столкнулись с трудностями в 2023 году. На Гран-при Австралии, после второго рестарта, Гасли пытался избежать контакта с другими машинами, но задел Окона, выбив обоих из гонки. Гасли извинился за инцидент. Год спустя в Монако Окон предпринял рискованную атаку в повороте Портье, отправив свою машину в воздух после контакта с Гасли. Окон сошёл, получил штраф и публично извинился.
Эстебан Окон и Серхио Перес, Сингапур 2018
Ещё одно столкновение с участием Окона произошло на Гран-при Сингапура 2018 года с напарником по Force India Серхио Пересом. После серии инцидентов в 2017 году команда запретила пилотам бороться друг с другом, но в 2018-м ограничение сняли. Окон попытался обогнать Переса в третьем повороте, но их машины столкнулись, и Окон врезался в стену. Руководитель команды Отмар Сафнауэр назвал инцидент «недопустимым» и вернул запрет на борьбу.
Себастьян Феттель и Марк Уэббер, Турция 2010
Напарники по Red Bull Себастьян Феттель и Марк Уэббер не раз переживали напряжённые моменты. На Гран-при Турции 2010 года Уэббер лидировал в гонке и чемпионате, когда Феттель атаковал в 11-м повороте на 40-м круге. Контакт отправил Феттеля в отбойник, а Уэббер добрался до подиума. Феттель эмоционально назвал манёвр «глупым», но в итоге именно он стал чемпионом в том сезоне.
Макс Ферстаппен и Даниэль Риккардо, Азербайджан 2018
Пилоты Red Bull Макс Ферстаппен и Даниэль Риккардо столкнулись на Гран-при Азербайджана 2018 года. Риккардо преследовал Ферстаппена, и на 40-м круге попытался обогнать в первом повороте. Ферстаппен защищался, и контакт отправил обе машины за пределы трассы. Стюарды признали обоих виновными, а руководитель команды Кристиан Хорнер потребовал извинений перед всей командой.
Кристиан Фиттипальди и Пьерлуиджи Мартини, Италия 1993
Одно из самых зрелищных столкновений произошло на Гран-при Италии 1993 года между пилотами Minardi Кристианом Фиттипальди и Пьерлуиджи Мартини. На финишной прямой Фиттипальди попытался обогнать напарника, но их машины столкнулись, и болид бразильца взлетел, совершив полный оборот в воздухе. Удивительно, но Фиттипальди финишировал восьмым, а Мартини — седьмым. Фиттипальди позже вспоминал: «Когда машина взлетела, перед глазами промелькнула вся жизнь».
Джордж Расселл и Льюис Хэмилтон, Катар 2023
На Гран-при Катара 2023 года пилоты Mercedes Джордж Расселл и Льюис Хэмилтон столкнулись на первом круге. Хэмилтон, стартовавший третьим, попытался обогнать Расселла и Ферстаппена по внешней траектории, но задел машину напарника и вылетел в гравий. Хэмилтон по радио обвинил Расселла, но позже признал инцидент гоночным. Расселл финишировал четвёртым.
Жан Алези и Ник Хайдфельд, Франция 2000/Австрия 2000
Команда Prost переживала трудный сезон 2000 года, и два столкновения напарников Жана Алези и Ника Хайдфельда лишь усугубили положение. На Гран-при Франции Хайдфельд задел машину Алези, отправив того в разворот. Через две недели в Австрии Алези столкнулся с Хайдфельдом, выбив обе машины из гонки. Это стало символом неудачного года для команды.
Шарль Леклер и Себастьян Феттель, Бразилия 2019
В 2019 году Шарль Леклер стал новым вызовом для Себастьяна Феттеля в Ferrari. На Гран-при Бразилии Леклер обогнал Феттеля в первом повороте, но Феттель попытался вернуть позицию в третьем. Контакт привёл к повреждениям обеих машин и двойному сходу. Руководитель команды Маттиа Бинотто отметил: «Оба пилота несут хотя бы частичную ответственность». Оба гонщика извинились.
Айртон Сенна и Ален Прост, Япония 1989
Одно из самых легендарных столкновений в истории Формулы-1 произошло на Гран-при Японии 1989 года между напарниками по McLaren Айртоном Сенной и Аленом Простом. Прост лидировал в чемпионате, но Сенна захватил поул. На старте Прост вышел вперёд, а на 47-м круге Сенна атаковал в шикане Касио Триангл. Контакт выбил Проста, а Сенна вернулся на трассу и выиграл, но был дисквалифицирован за срезку шиканы. Прост стал чемпионом, а их соперничество продолжилось в 1990 году.