Написать

За какую команду вы болеете?

Новости
F1
Новости 26, июнь

Почему возвращение Формулы 1 в Южную Африку все еще кажется маловероятным

Получение одобрения ФИА на модернизацию трассы Кьялами до статуса Grade 1 вызвало большой резонанс среди поклонников королевских гонок. Многие восприняли это как серьезный шаг к возвращению Формулы 1 на африканский континент впервые с 1993 года. Однако при более детальном рассмотрении ситуации становится очевидно, что препятствий на пути южноафриканского проекта значительно больше, чем кажется на первый взгляд.

Почему возвращение Формулы 1 в Южную Африку все еще кажется маловероятным

На прошлой неделе трасса Кьялами в Южной Африке объявила, что ее планы по модернизации до статуса ФИА Grade 1, необходимого для проведения гонок Формулы 1, получили одобрение ФИА. Это событие назвали "определяющим моментом" и важным шагом к возвращению Ф1 в страну — а вместе с тем и на африканский континент — впервые с 1993 года.

Одобрение дает площадке трехлетний срок для проведения необходимых работ по получению желанного статуса Grade 1, включая корректировку зон безопасности, работы с барьерами и ограждениями, а также установку новых бордюров. Некоторые из этих работ будут завершены только в случае, если Кьялами действительно получит возможность снова принимать гонку Ф1. Важно отметить, что изменения не затронут саму 4,5-километровую конфигурацию трассы.

Однако при более внимательном рассмотрении становится ясно, что импульс вокруг Южной Африки пока не набирает обороты, а любая потенциальная гонка находится как минимум в нескольких годах от реализации — если планы вообще когда-либо смогут воплотиться в жизнь.

Годами южноафриканские политики выражали желание увидеть возвращение Ф1, но никакого реального процесса для достижения этой цели, помимо благих намерений, не существовало. Теперь такой процесс наконец появился в виде конкурсной комиссии, созданной правительством, но дела идут весьма хаотично.

Первоначальный срок подачи заявок правительство сначала отложило на два месяца до 18 марта. Поступили три заявки — от Кьялами и две от Кейптауна — с обещанием объявить решение о том, какие заявки пройдут во второй этап, к концу апреля. Однако это решение до сих пор не обнародовано.

В социальных сетях министр спорта Гейтон Маккензи приветствовал финансируемую из частных источников модернизацию Кьялами как "огромный шаг к возвращению Ф1 в Южную Африку", хотя представитель конкурсной комиссии затем заявил местным СМИ: "Вышеупомянутое объявление и развитие событий полностью не зависят от работы комиссии".

Теперь стало известно, что один из трех участников торгов — Cape Town Grand Prix SA, планировавший уличную трассу вокруг района Грин-Пойнт в Кейптауне и стадиона DHL — уже дисквалифицирован после того, как поставил под сомнение целесообразность непрозрачного взноса в 10 миллионов рандов (560 000 долларов) за подачу заявки.

"Порочный процесс может нанести вред", — заявил руководитель Cape Town GP Игшаан Амлай южноафриканской Daily News. "Мы по-прежнему привержены процессу торгов и открыты для участия в справедливой и прозрачной модели — той, которая поощряет равноправное участие и способствует долгосрочному развитию нашего региона".

По информации Motorsport.com, руководство Ф1 не особенно впечатлено процессом торгов. Но более важный вопрос заключается в том, как именно будет финансироваться Гран-при Южной Африки в стране, которая сталкивается с серьезными экономическими проблемами и растущим официальным уровнем безработицы в 32,9 процента. Этот вопрос финансирования можно адресовать и другой заинтересованной стороне континента — Руанде.

Третий африканский проект — предлагаемая трасса за пределами марокканского портового города Танжер под руководством бывшего руководителя команд McLaren и Lotus Эрика Булье — все еще находится на крайне ранней стадии.

Таиланд по-прежнему лидирует в гонке за новый этап Ф1

Вопрос финансирования — тот, на который Таиланд уже дал ответ, после того как кабинет министров страны одобрил заявку на 1,2 миллиарда долларов для проведения уличной гонки в Бангкоке с 2028 года. Заявка стала результатом поездки генерального директора Ф1 Стефано Доменикали в тайскую столицу в начале этого года для обсуждения с премьер-министром Паэтонгтарн Шинаватрой того, как должен выглядеть тайский гран-при.

Среди всех потенциальных площадок для Ф1 Таиланд пока выглядит наиболее достойным и старательным кандидатом с поддержкой на высшем уровне правительства.

Одобренное правительством предложение представляет собой 5,7-километровую трассу, проходящую вокруг парка Чатучак и прилегающего железнодорожного вокзала, что поможет сделать мероприятие более устойчивым. Проект будет опираться на смешанное частное и государственное финансирование, поскольку тайское правительство стремится развивать туризм. Red Bull Thailand также заинтересована в реализации проекта.

Одним из ранних препятствий стал политический кризис, охвативший премьер-министра Шинаватру в последние недели, после утечки телефонного разговора с камбоджийским лидером Хун Сеном о давнем пограничном споре, который недавно вспыхнул снова. Но пока Шинаватра борется за сохранение власти, считается, что проект Ф1 имеет широкую межпартийную поддержку и может выжить даже в случае смены руководства страны.

Уроки Индии и Вьетнама

Трудности Шинаватры актуальны в контексте того, чего хочет достичь Formula 1 Management (FOM), расширяя свои горизонты. У организации нет недостатка в претендентах на место в ограниченном календаре из 24 гонок, поэтому одной из главных задач любого нового дополнения к календарю является долгосрочная стабильность и устойчивость.

"Мы не можем прийти в новое место, не оставаясь там надолго", — заявил Доменикали СМИ в Монако. Эта стратегия лежит в основе долгосрочных соглашений с Майами (2041), Австралией (2037), Бахрейном (2034) и Сильверстоуном (2034). Большинство других гонок также подписали долгосрочные продления, 16 из 24 гонок закреплены как минимум до 2030 года.

Это не только обеспечивает FOM более надежную бизнес-платформу, но и дает промоутерам и правительствам более длительный период для окупаемости инвестиций, улучшения мероприятия и создания ценности бренда.

Последнее, что нужно Ф1, — это прийти на новую площадку и увидеть крах мероприятия в течение нескольких лет, как это произошло с недолговечными гран-при Индии и Кореи. Индийское мероприятие на трассе Buddh International Circuit увязло в бюрократических проволочках и проблемах с финансированием, в то время как корейский этап около Мокпо также столкнулся с финансовыми трудностями на раннем этапе своего четырехлетнего периода.

Совсем недавно предполагаемая гонка в столице Вьетнама Ханое была исключена из календаря после того, как трасса стоимостью 600 миллионов долларов уже была в основном построена — из-за последствий глобальной пандемии и обвинений в коррупции против политического лидера, поддерживавшего мероприятие. Неиспользуемая трасса все еще существует и начинает зарастать растительностью.

Эти болезненные уроки дополнительно демонстрируют необходимость широкой финансовой и политической поддержки и показывают, почему FOM не будет рисковать с Южной Африкой или другими претендентами без должного процесса и надежных долгосрочных гарантий.

В разговоре с Motorsport.com ранее в этом году о перспективе африканского гран-при руководитель Ф1 Доменикали сказал: "Прежде чем сделать этот шаг, нам нужны гарантии по трем направлениям: инвестиции, которые принесут пользу сообществу помимо присутствия Ф1, инфраструктура (не только трасса, но и отели, дороги, аэропорты) и экономическая база, которая может поддерживать мероприятие в долгосрочной перспективе. Мы не в режиме ожидания — мы работаем над оценкой того, чего еще не хватает, прежде чем мы сможем сказать: 'Хорошо, поехали'. Но мы еще не готовы к этому".

А что насчет 2027 года?

Теперь стало совершенно ясно, что не будет никаких новых экзотических дополнений к календарю до 2028 года как минимум, и что FOM, похоже, не спешит принимать решение.

Однако это оставляет краткосрочную брешь в 2027 году, когда Гран-при Нидерландов в Зандворте исчезнет из календаря. Среди других гонок с истекающими контрактами — Барселона, Остин и Баку, хотя ожидается, что последние два будут продлены.

Доступные слоты все еще могут предоставить спасательный круг Барселоне или даже Имоле для сохранения в календаре, скорее всего, в рамках ротации с Бельгией. Также ведутся переговоры с Турцией о возвращении Ф1 в Стамбул Парк, который последний раз принимал гран-при в 2021 году.

0 комментариев