Ферстаппен избежал бана, но удача отвернулась в Австрии
Гран-при Австрии стало настоящим испытанием для Макса Ферстаппена: столкновение с Андреа Кими Антонелли, провал в квалификации и нулевой результат в гонке. Однако действующий чемпион всё же избежал автоматического бана, несмотря на 11 штрафных баллов. Что спасло пилота Red Bull и как это повлияет на его борьбу за титул? Разбираем ключевые моменты уикенда и перспективы Ферстаппена.

Если Макс Ферстаппен и был должен судьбе за прошлые удачи, то на Гран-при Австрии он, похоже, полностью расплатился за свои кармические долги.
Тысячи болельщиков Red Bull, заполнивших трибуны домашней трассы команды, так и не увидели своего кумира в деле после третьего поворота. Именно там гонка Ферстаппена закончилась из-за столкновения с неуправляемым болидом Андреа Кими Антонелли на Mercedes.
Но неудачи чемпиона начались ещё раньше. В квалификации он мог претендовать на третье, а то и второе место, если бы не жёлтый флаг на девятом повороте, вызванный инцидентом с Пьером Гасли. Ферстаппен сбросил скорость, потеряв шанс показать лучшее время. Оскар Пиастри, чей круг также был испорчен, оказался в схожей ситуации. В итоге Макс стартовал лишь с седьмой позиции, что сделало его уязвимым для атаки Антонелли.
Этот сход стал первым для Ферстаппена без очков с момента отказа тормозов на Гран-при Австралии в прошлом году. Теперь его отставание от лидера чемпионата составляет 61 очко. С учётом того, что половина сезона ещё впереди, у Макса есть шанс сократить разрыв, если он начнёт регулярно побеждать. Однако стабильные выступления McLaren, чьи пилоты порой отбирают очки друг у друга, делают задачу завоевания пятого титула подряд, по словам руководителя Red Bull Кристиана Хорнера, "нереалистичной".
Единственным утешением для Ферстаппена стало отсутствие новых штрафных баллов в Австрии. Это позволило ему избежать автоматической дисквалификации, которая наступает при достижении 12 баллов. Напомним, что перед гонкой у Макса было 11 штрафных баллов, и даже малейшее нарушение могло привести к бану. К счастью для болельщиков, которые с нетерпением ждут его выступления на Сильверстоуне, два балла будут сняты перед следующей гонкой, снижая риск наказания.
Однако, как показала информация, впервые опубликованная FIA на прошлой неделе, Ферстаппену повезло избежать бана ещё раньше. Инцидент, из-за которого он получил три штрафных балла, произошёл на Гран-при Испании, где он столкнулся с Джорджем Расселлом. Ситуация была необычной: Red Bull посоветовала Максу уступить позицию Расселлу, хотя сам пилот был уверен, что этого делать не нужно. Стюарды позже подтвердили его правоту, но за столкновение всё равно выписали три балла, отметив, что Ферстаппен "внезапно ускорился и столкнулся" с соперником после замедления.
Система штрафных баллов в Формуле-1 действует с 2014 года, и за это время ни один пилот не получал больше трёх баллов за один инцидент. Однако правила допускают до четырёх баллов за "умышленное или безрассудное" столкновение. Например, Никита Мазепин в Формуле-2 шесть лет назад получил четыре балла за аварию. В случае с Ферстаппеном стюарды могли счесть его действия в Испании как минимум безрассудными: он замедлился, позволив Расселлу приблизиться, а затем ускорился, выехав за пределы апекса и задев Mercedes. Такой манёвр вполне тянул на четыре балла, что автоматически привело бы к бану.
Вероятно, стюарды проявили осторожность, зная, что четыре балла станут для Ферстаппена фатальными. Учитывая, что подобное наказание никогда ранее не применялось в Формуле-1, а руководящие принципы FIA по штрафам были опубликованы только после Гран-при Испании, более строгое наказание могло вызвать обвинения в предвзятости.
Ранее стюарды уже проявляли снисхождение к пилотам на грани бана. Например, на Гран-при Австралии 2023 года Пьер Гасли, имевший 10 баллов, избежал наказания за столкновение после рестарта, хотя его действия также могли быть признаны нарушением.
Два штрафных балла, полученные Ферстаппеном за столкновение с Ландо Норрисом на прошлогоднем Гран-при Австрии, уже аннулированы, и теперь у него девять баллов. Однако угроза бана всё ещё сохраняется: ещё три балла — и дисквалификация неизбежна. При этом до Гран-при Мексики, который пройдёт через девять этапов, ни один балл не будет снят.
Теперь, когда FIA чётко обозначила санкции за различные нарушения, стюарды окажутся под ещё большим вниманием. Каждое их решение, особенно в отношении пилотов с высоким количеством штрафных баллов, будет тщательно анализироваться фанатами и экспертами.