Red Bull после ухода Хорнера: кризис или новый старт?
Увольнение Кристиана Хорнера из Red Bull потрясло мир Формулы-1. После двух десятилетий, отмеченных триумфами с Себастьяном Феттелем и Максом Ферстаппеном, команда переживает спад в сезоне 2025 года. Какие проблемы стоят перед Red Bull и сможет ли новый руководитель Лоран Мекис вывести команду из кризиса? Разбираемся в ключевых вызовах и перспективах.

Уход Кристиана Хорнера после 20 лет работы знаменует конец эпохи для Red Bull. Но проблемы команды уходят корнями глубже, чем смена руководства. Что решает это решение, и какие вызовы стоят перед командой в краткосрочной и долгосрочной перспективе?
С уходом Хорнера Red Bull закрывает главу, полную взлётов и падений — от двух эпох доминирования с Себастьяном Феттелем и Максом Ферстаппеном до недавнего спада. Убеждение тайских акционеров, что ключевые сотрудники заменимы, а Хорнер — главный фактор успеха, в 2025 году потеряло силу.
Спад оказался стремительным. В 2023 году Red Bull выиграла все гонки, кроме одной. Теперь, в середине сезона 2025 года, оба чемпионских титула почти недостижимы, а кампанию можно считать провальной. Это отражает прогресс McLaren, но также подчёркивает упадок Red Bull, который носит комплексный характер.
Разработка болида RB21 зашла в тупик. Машина остаётся быстрой, но работает только в узком диапазоне настроек. Red Bull не удалось расширить это окно без потери пиковой производительности, в то время как McLaren справился с этой задачей. Операционные проблемы усугубляют ситуацию: после ухода Джонатана Уитли команда допустила несколько ошибок на пит-стопах, особенно в Майами и Бахрейне. Гран-при Бахрейна стало низшей точкой сезона, а кризисное совещание после гонки выявило нарастающее напряжение. Стратегические решения также не всегда соответствовали прежнему уровню Red Bull, как, например, выбор жёстких шин в Барселоне на трассе Каталунья.
Масштаб и сложность проблем указывают на то, что сезон 2025 года уже не спасти. Команда планирует внедрить новые обновления перед летним перерывом, но, как признал советник команды Хельмут Марко, они не изменят ситуацию кардинально. Будь на посту Хорнер или Лоран Мекис, итог, скорее всего, будет схожим.
Проблемы носят глубокий характер, и их решение потребует времени. Иронично, но сам Хорнер на своей последней пресс-конференции в FIA как руководитель Red Bull признал это: “Я помню, как Дитрих Матешиц говорил мне, что лучший пилот не нужен, если у нас нет лучшего болида. Тогда речь шла о создании команды. Спорт цикличен, и у нас было два невероятно успешных цикла в Формуле-1. Теперь наша цель — подготовиться к следующему циклу.”
Именно в этой точке находится Red Bull, но уже без Хорнера. Основа для новой эры опирается на четыре столпа: собственный проект двигателя, техническая команда, культура внутри команды и состав пилотов. Однако в 2025 году ситуация отличается от слов Матешица 20 лет назад. Тогда Red Bull нужно было доказать, что они способны создать конкурентоспособный болид, и привлечение Эдриана Ньюи было важнее подписания звёздного пилота.
Сейчас у Red Bull есть звёздный пилот — Макс Ферстаппен, на котором команда сильно зависит. Если удвоить очки Юки Цуноды (семь) за два болида, Red Bull оказался бы последним в Кубке конструкторов. Потеря Ферстаппена имела бы последствия, выходящие за рамки простой замены пилота. Он единственный, кто стабильно выжимает максимум из текущего болида, что требует пересмотра технической философии команды в случае его ухода.
Это не значит, что болид разрабатывается исключительно под Ферстаппена, но существует замкнутый цикл: он единственный, кто стабильно показывает результат, поэтому команда ориентируется на его обратную связь. Это влияет на развитие машины, что усложняет задачу для напарника. Если Ферстаппен уйдёт, Red Bull придётся частично переосмыслить свою философию, тем более что новые правила 2026 года и так требуют изменений.
Второй пилот остаётся проблемой. Руководство Red Bull теперь признаёт, что сложности связаны с болидом. Марко сделал любопытные замечания после выступления Джека Дуэна в первой практике за McLaren. Новый руководитель команды Лоран Мекис, хорошо знакомый с Цунодой по работе в Racing Bulls, подходит для работы с молодыми пилотами, но быстрых решений нет. Цунода завершит сезон, но с уходом Honda в 2026 году Red Bull предстоит решить, кто займёт второе место.
Проект двигателя: перспективы и риски
Собственный проект двигателя с Ford — ключевой элемент будущего Red Bull. Глобальный директор Ford Performance Марк Ройс в беседе с Motorsport.com отметил, что Red Bull Powertrains и Ford достигают большинства поставленных целей, но признал, что новичку невозможно сразу выполнить все задачи.
Хорнер в своей последней пресс-конференции поддержал эту мысль, заявив, что для Mercedes было бы “неловко”, если бы Red Bull их опередил. Это отчасти управление ожиданиями, что подчёркивалось и во время экскурсии по заводу: “Мы хотим обещать меньше, а делать больше.” Победа над производителями с многолетним опытом с первого раза маловероятна.
Red Bull рассматривает проект двигателя как долгосрочную инвестицию. Хорнер отмечал:
Стремление Red Bull к полной независимости оправдано, чтобы избежать повторения сценариев с Renault и Honda. Лучшая интеграция силовой установки в шасси может окупиться, но 2026 год станет серьёзным испытанием.
Что вызывает технические трудности?
Во времена проблем с Renault у Red Bull всё ещё было конкурентоспособное шасси и аэродинамика. Теперь это под вопросом. С Гран-при Майами 2024 года команда столкнулась с трудностями, и технический отдел не нашёл способа их преодолеть. Новое руководство должно выяснить, связаны ли проблемы с устаревшими инструментами или уходом ключевых специалистов.
Речь не только об Эдриане Ньюи, но и о бывшем главном инженере Робе Маршалле. На вопрос Motorsport.com, повлиял ли Маршалл на успехи McLaren, Ферстаппен ответил: “Думаю, это очевидно.”
Тем не менее, Хорнер неоднократно подчёркивал “силу и глубину” команды: “В основе — та же группа людей, которая создала болид, выигравший все гонки, кроме одной, всего 18 месяцев назад. Они не стали внезапно некомпетентными.”
В команде остаются ключевые фигуры: технический директор Пьер Ваше, руководитель отдела производительности Бен Уотерхаус и главный инженер Пол Монаган. Но без Ньюи, который, по словам Ваше, постоянно “бросал вызов” технической команде, им предстоит доказать свою состоятельность в 2026 году.
Команда часто указывает на устаревший аэродинамический туннель как основное ограничение. Это делает 2026 год интересным тестом. Хорнер объяснял, что при стабильных правилах туннель становится ограничивающим фактором, так как маржа уменьшается. С чистого листа в 2026 году этот недостаток будет менее заметен на первых крупных шагах. Но если Red Bull продолжит отставать, это станет сигналом. Новый аэродинамический туннель начнёт работать в 2026 году, но повлияет скорее на машины 2027 года, так как для следующего изменения правил уже поздно.
Сможет ли Red Bull последовать примеру McLaren?
Red Bull находится в переходной фазе. Успех в 2025 году недостижим, кроме отдельных побед, а 2026 год во многом зависит от проекта двигателя. Назначение Мекиса вряд ли сразу улучшит результаты на трассе, но его роль важна.
Этот этап критичен, как это было для McLaren, когда они начали восстановление после кризиса. Red Bull должен извлечь уроки из технических проблем, начавшихся в Майами, и, что важнее, применить их.
Культура команды также играет роль: внутренние конфликты не пошли на пользу, и Red Bull нужна стабильность. Главная задача Мекиса в ближайшие месяцы — не мгновенный успех, а создание спокойной атмосферы и фундамента для будущих побед.
Как сказал Хорнер, сейчас время для Red Bull строить третью эру успеха. Это должно произойти без него, и остаётся открытым вопрос, будет ли Ферстаппен частью этого процесса.