Тим Майер обещает реформы в FIA: борьба за пост президента
В преддверии выборов президента Международной автомобильной федерации (FIA) в конце 2025 года бывший стюард Тим Майер представил свой манифест, в котором обещает радикальные изменения в управлении организацией. Его программа нацелена на восстановление демократических принципов и повышение прозрачности, что особенно актуально для фанатов Формулы-1, следящих за развитием событий в автоспорте. В этой статье мы подробно разберём предложения Майера, адаптированные для русскоязычной аудитории.

Тим Майер, уволенный в прошлом году с поста стюарда президентом FIA Мохаммедом Бен Сулайемом, представил первую часть своего предвыборного манифеста, обещающего вернуть демократию в Международную автомобильную федерацию. В начале июля Майер объявил о своём участии в выборах, подчеркнув, что его цель — не месть, а предоставление реальной альтернативы действующему руководству, которое, по его мнению, не выполнило ключевые обещания кампании 2021 года.
Опубликованный манифест, названный "манифестом влияния", провозглашает миссию:
Основной акцент Майер делает на конкретных мерах и измеримых этапах реализации.
В ходе своей кампании Майер подверг критике текущее руководство, указав на "иллюзию прогресса и лидерства". Его манифест насыщен эмоциональной риторикой, подчёркивающей необходимость перемен. Однако разделы, касающиеся мобильности и спорта, пока не опубликованы, что оставляет некоторые вопросы открытыми.
Майер утверждает, что при Мохаммеде Бен Сулайеме прозрачность управления FIA снизилась. На первой странице его презентации слово "управление" демонстративно зачёркивается и заменяется на "влияние". Далее подчёркивается, что "управление FIA постоянно оценивается как слабое и ухудшающееся в глобальных рейтингах". Цель — вывести федерацию в 20% лучших управляющих организаций к 2028 году по международным стандартам.
Ключевой пункт манифеста — трансформация FIA из "культуры контроля" в "культуру служения". Майер предлагает несколько этапов, начиная с первого дня, когда он намерен "ограничить чрезмерные полномочия президента". Это включает сокращение исполнительных прав президента над исполнительными и аудиторскими комитетами, а также устранение возможности увольнять выборных членов по собственному желанию.
На отметке в 100 дней Майер обещает реорганизовать структуру руководства, чтобы президент выполнял чётко определённую роль, не будучи единоличным исполнителем. Также планируется создать департамент поддержки грантов для клубов-членов, независимый комитет финансового надзора и механизм "истины и примирения" для расследования прошлых злоупотреблений и этических нарушений. Этот механизм, по словам Майера, направлен не на наказание, а на исцеление с привлечением внешних экспертов.
Цели первого года сосредоточены на финансовой стратегии: оптимизация расходов, выделение части доходов клубам-членам для инвестиций и диверсификация доходов, чтобы снизить зависимость от отдельных чемпионатов, таких как Формула-1. Этот пункт косвенно касается необходимости разделения спортивной и коммерческой деятельности FIA, что стало проблемой после решения текущего руководства взять под контроль коммерческие права чемпионата мира по ралли-кроссу, вызвавшего споры и внимание регуляторов конкуренции.
На период с второго по четвёртый год запланированы более масштабные шаги: расширение поддержки клубов-членов и отмена некоторых уставных норм, введённых при Бен Сулайеме и Жане Тодте, которые затрудняют конкуренцию на выборах. Майер использует жёсткую формулировку: "Устранить уставные нормы, позволяющие действующему президенту манипулировать". В частности, он предлагает публиковать любые изменения устава за 120 дней до голосования, чтобы клубы-члены могли их обсудить.
В июне 2025 года общее собрание FIA проголосовало за спорные изменения в уставе, касающиеся выборного процесса, несмотря на критику со стороны австрийского автоклуба, призывавшего отложить голосование для более тщательного обсуждения.
Майер завершает свою презентацию призывом к клубам-членам делиться отзывами, называя это "стратегией открытого исходного кода". Хотя общий посыл его кампании — отличить своё видение от текущей организации FIA, отсутствие деталей о спортивных и мобильных аспектах манифеста остаётся значимым пробелом. Для продвижения кампании Майеру необходимо представить список вице-президентов из числа международных автоклубов. По слухам, такая команда уже сформирована, но её состав пока держится в секрете, чтобы избежать противодействия, подобного письму поддержки Бен Сулайема, опубликованному перед Гран-при Испании.
Для клубов-членов, которые будут определять свою позицию в ближайшие месяцы, вопросы мобильности и спорта, вероятно, окажутся более значимыми, чем высокие принципы этики и управления. Прагматичные соображения — "Что вы можете сделать для нас?" — часто перевешивают идеалистические обещания.