Возвращение Caterham в Формулу-1: амбиции SKM Racing на 2027 год
Возвращение легендарного имени Caterham в Формулу-1 может стать реальностью уже в 2027 году. Инвестиционная компания SKM Capital под руководством молодого кувейтского инвестора Саада Кассис-Мохамеда готовит амбициозный проект по возрождению команды. Как новые финансовые правила и рост популярности чемпионата могут помочь воплотить эту идею? Рассказываем подробности для поклонников Формулы-1.

Спустя более десяти лет после ухода команды из Формулы-1 имя Caterham может вновь появиться на стартовой решетке. Инвестиционная компания SKM Capital, возглавляемая 24-летним кувейтским инвестором Саадом Кассис-Мохамедом, работает над созданием новой команды SKM Racing, которая намерена возродить бренд Caterham в чемпионате.
Команда Caterham дебютировала в Формуле-1 в 2012 году после того, как Тони Фернандес приобрел Caterham Cars и переименовал свою команду, ранее выступавшую под названием Lotus. Однако ни под одним из названий команда не смогла заработать очков, а финансовые трудности привели к ее исчезновению из чемпионата после сезона 2014 года. В 2021 году японская компания VT Holdings выкупила Caterham Cars.
Теперь Саад Кассис-Мохамед стремится вдохнуть новую жизнь в бренд, нацелившись на возвращение в Формулу-1 в 2027 году с использованием клиентского силового агрегата. Финансовый ландшафт чемпионата за последние годы кардинально изменился: введение бюджетного лимита сократило разрыв между крупными и малыми командами, а рост популярности Формулы-1 повысил финансовую стабильность.
"Формула-1 теперь работает в условиях четких финансовых ограничений и стабильных технических регламентов, что делает чемпионат привлекательным для инвестиций. Нам нравится сочетание элитной инженерии, глобальной платформы и предсказуемого контроля затрат," — отметил Кассис-Мохамед в интервью Sportstar.
"Бренд Caterham сохраняет сильное узнаваемое имя, но не представлен на стартовой решетке. Лицензия на бренд позволяет сократить маркетинговые усилия без необходимости возрождать старую корпоративную структуру или ее обязательства. У нас есть два пути: либо покупка контроля над существующей командой, либо подача заявки в следующем отборочном процессе FIA как компактная, хорошо финансируемая команда с долгосрочным контрактом на поставку двигателей," — добавил он.
Путь к возвращению в 2027 году будет непростым
Саад Кассис-Мохамед подчеркивает:
Однако именно эти стандарты делают задачу возвращения крайне сложной.
Примером служит долгий путь Andretti и Cadillac к одобрению участия в чемпионате. FIA быстро одобрила их заявку после объявления о приеме новых участников, но Формула-1 изначально отказала. Лишь после того, как Майкл Андретти отошел от проекта, а General Motors, материнская компания Cadillac, согласилась стать производителем двигателей в будущем, Формула-1 дала зеленый свет на участие Cadillac в 2026 году.
Без поддержки крупного производителя оригинального оборудования (OEM) возрождение имени Caterham под эгидой SKM Racing, вероятно, не сможет обеспечить место 12-й команды в чемпионате.
FIA открыта к расширению стартовой решетки, которая по условиям Соглашения Конкорда может включать до 24 болидов. Проект Caterham — не единственный, стремящийся занять место в Формуле-1.
"Мы ведем переговоры," — сказал Мохаммед Бен Сулайем о возможном появлении китайской команды, общаясь с небольшой группой СМИ.
"Я считаю, что нам нужно больше команд, а не гонок. Пилоты приходят ко мне и говорят: 'Пожалуйста, никаких новых гонок.' Когда в 2023 году мы открыли прием заявок, решение основывалось на прозрачном процессе, оценке компетенций и соответствии регламенту FIA, независимо от того, какая компания подавала заявку."
Он добавил:
"У нас есть 11-я команда. Я считаю, что мы должны оценить ее результаты, а затем, если появится китайская заявка, я уверен, что руководство Формулы-1 одобрит ее, потому что это вопрос устойчивости бизнеса. Если в чемпионат войдет команда из Китая, разве это не принесет больше доходов? Я верю, что да."
"Но мы не будем добавлять 12-ю команду только ради заполнения решетки. Это должна быть правильная команда. Я здесь как спортсмен и хочу сохранить дух спорта. Конечно, команды могут сказать: 'Теперь доходы делятся на 11 частей вместо 10.' Но доходы растут. Настанет время, когда мы сочтем нужным вновь открыть прием заявок. Мы не хотим расстраивать существующие команды, но новая команда должна приносить ценность и способствовать устойчивости бизнеса Формулы-1, а это не только доходы, но и долговечность самого чемпионата."