Комментарии руководителей команд после пятничных практик
Гран-при Италии на трассе Монца — это всегда особенное событие для поклонников Формулы-1. Легендарная трасса, пропитанная историей, собирает лучшие команды и пилотов, готовых бороться за победу. Руководители Ferrari, Red Bull Racing и Haas поделились своими ожиданиями и планами перед стартом уикенда. Фредерик Вассёр рассказал о поддержке тифози и прогрессе Ferrari, Лоран Мекис раскрыл детали подготовки Red Bull, а Аяо Комацу поведал о сильных сторонах Haas. Что ждёт нас на трассе? Узнаем прямо сейчас.

Пресс-конференция руководителей команд перед Гран-при Италии: Фредерик Вассёр (Ferrari), Лоран Мекис (Red Bull Racing) и Аяо Комацу (Haas) отвечают на вопросы журналистов.
Вопрос: Фредерик, начнем с вас. Неделя для Ferrari выдалась насыщенной. Какое настроение в команде после первой практики?
Фредерик Вассёр: Настроение позитивное, несмотря на непростой уикенд в Зандворте. Пятница там была сложной, но мы смогли восстановиться. Хоть гонка и закончилась двойным сходом, мы уехали с хорошим настроем и пониманием, что прогрессируем. Преимущество Монцы в том, что она начинается сразу после Зандворта. С понедельника мы уже здесь, и поддержка тифози с самого утра заряжает нас энергией.
Вопрос: Расскажите о первой практике. Начало выдалось отличным. Насколько вы уверены, что останетесь в лидерах?
Фредерик Вассёр: Опыт этого и прошлых сезонов учит не делать выводов после первой практики. В Зандворте мы были последними в пятницу, но это не помешало нам восстановиться. До конца квалификации и гонки еще далеко, поэтому мы сосредоточены на улучшении машины и работы пилотов. Выводы после первой практики — не наш подход.
Вопрос: Фредерик, вы упомянули, что хотите побеждать во второй половине сезона. На каких трассах у Ferrari лучшие шансы?
Фредерик Вассёр: Никто не ожидал, что мы возьмем поул в Будапеште, даже я. Борьба очень плотная — четыре команды, а иногда и больше, могут претендовать на поул. McLaren пока впереди, но их форма нестабильна. Мы должны быть готовы воспользоваться их ошибками. Называть конкретные трассы не хочу — наша задача показывать максимум везде.
Вопрос: Фредерик, в этом году отмечается 50-летие первого титула Ники Лауды с Ferrari в 1975 году. Что вы думаете о его наследии?
Фредерик Вассёр: Ники — многогранная личность. В юности я болел за него, когда он выигрывал титулы в 1975, 1977 и 1984 годах. Позже мне посчастливилось работать с ним в DTM и Формуле-1. Это был человек, который добивался успеха в любой роли — пилота, руководителя или бизнесмена. Он настоящий икон.
Вопрос: Лоран, к вам. Монца в прошлом году была сложной для Red Bull. Насколько вы уверены в успехе в этом году?
Лоран Мекис: После первой практики сложно говорить о чрезмерной уверенности. Прошлогодняя гонка была одной из самых трудных для нас. Такие уикенды, когда сталкиваешься с неожиданными проблемами, дают толчок к прогрессу. Мы хотим понять, насколько продвинулись за год в решении тех сложностей. Пока рано делать выводы, но мы держим в голове прошлогодний опыт.
Вопрос: Что говорил Макс Ферстаппен после сессии? Как он оценивает машину на этой трассе?
Лоран Мекис: Макс отметил, что машина ведет себя так же, как на протяжении всего сезона, даже с меньшим уровнем прижимной силы. Ограничения, с которыми мы сталкиваемся, остались прежними. Похоже, прошлогодних дополнительных проблем пока нет, но это только первая практика.
Вопрос: Лоран, вы в новой роли несколько месяцев. На чем сосредоточились за это время?
Лоран Мекис: Главное — не недооценивать, сколько времени нужно, чтобы по-настоящему понять команду. Первые месяцы я посвятил знакомству с людьми и изучению структуры. Сейчас, спустя шесть недель, я лучше понимаю, как работает Red Bull Racing. Мы переходим к следующему этапу — вместе с командой определяем, что нужно улучшить, чтобы вернуться на вершину. Это наш приоритет.
Вопрос: Лоран, чем работа руководителя Red Bull Racing отличается от вашей предыдущей роли в RB?
Лоран Мекис: Разница в подходе к достижению максимальной производительности. В Red Bull Racing всё направлено на предельную оптимизацию машины и команды ради долей секунды. Это требует огромных усилий с минимальной отдачей, но именно так работают топ-команды. После каждого уикенда ты задаешься вопросом: победили или нет? В Зандворте мы взяли второе место благодаря проблемам Ландо Норриса, но в понедельник ты все равно анализируешь, чего не хватило. Это главное отличие от команд середины пелотона.
Вопрос: Аяо, поговорим о Зандворте. Двойной финиш в очках с 18-го места и пит-лейн. Насколько неожиданным был результат?
Аяо Комацу: Результат превзошел ожидания, но мы не теряли контроль. После неудачной квалификации мы решили: как извлечь максимум из старта с последних позиций? В третьей практике и первом сегменте квалификации мы показали хорошую скорость, но не смогли собрать всё воедино. В воскресенье мы не сдавались, работали слаженно, и оба пилота выполнили задачу идеально. Коммуникация была на высоте, и я доволен тем, как команда справилась.
Вопрос: Haas не раз отыгрывалась с конца пелотона, как, например, Оливер Берман в Бахрейне. Насколько это связано с изменениями в команде за зиму?
Аяо Комацу: К сожалению, такие результаты часто означают, что мы не реализовали потенциал в квалификации. В Бахрейне мы знали, что у Оливера и Эстебана есть скорость, но не смогли её показать в субботу. Зимой мы серьёзно обновили трековую команду, и это даёт плоды, хотя процесс ещё не завершён. Мы учимся, чтобы раскрывать потенциал с первой сессии. В Монце мы сосредоточены на том, чтобы выжать максимум с самого начала.
Вопросы с трибуны
Вопрос (Фред Ферре, L’Equipe): Фредерик, насколько важно вселить уверенность в Льюиса Хэмилтона перед Монцей?
Фредерик Вассёр: Уверенность важна не только для Льюиса, но и для всей команды. После нескольких сложных уикендов по разным причинам поддержка тифози в Милане сыграла огромную роль. Она даёт команде заряд энергии и веру в себя.
Вопрос (Иэн Паркс, RacingNews365.com): Лоран, Исаак Хаджар вчера сказал, что не хочет смены пилота в этом сезоне, а предпочитает дебют в следующем. Согласны ли вы, что Юки Цунода останется до конца года?
Лоран Мекис: Да, это наш план. Мы публично заявили, что не спешим с решением по пилотам. У нас достаточно талантов в программе Red Bull, чтобы рассмотреть разные варианты на следующий год. Юки прогрессирует — в Зандворте он впервые за семь гонок набрал очки, был близок к Максу в Будапеште и показал лучшую квалификацию в Спа. Исаак тоже впечатляет в Racing Bulls, но мы не планируем изменений в этом сезоне. Решение примем позже, с учётом интересов пилотов.
Вопрос (Джон Ноубл, The Race): Лоран и Фредерик, на следующей неделе FIA обсудит с поставщиками топлива рост затрат. Насколько это проблема для следующего сезона?
Лоран Мекис: Новые правила — это технологический прорыв, особенно с переходом на 100% экологичное топливо. Это огромный вызов для производителей топлива и силовых установок. Затраты пока вторичны, главное — добиться максимальной производительности.
Фредерик Вассёр: Переход на экологичное топливо — большой шаг для Формулы-1. Точная стоимость пока неизвестна, так как топливо ещё не утверждено. Встреча с FIA направлена на долгосрочное планирование, чтобы держать расходы под контролем. Но важность экологичного топлива перевешивает затраты.
Вопрос (Рональд Вординг, Motorsport.com): Лоран, Тото Вольфф сказал, что проект собственной силовой установки Red Bull — это «Эверест». Как вы оцениваете прогресс проекта?
Лоран Мекис: Тото прав, это колоссальный вызов. Создание собственной силовой установки — безумная задача, но это в духе Red Bull. Мы не ожидаем, что с первого года будем на уровне Ferrari или Mercedes, которые занимаются этим десятилетиями. Мы наращиваем ресурсы и инфраструктуру, готовимся к тяжелой работе в следующем году. Это вызов, который нам по душе.
Вопрос (Люк Смит, The Athletic): Лоран и Фредерик, как вы оцените наследие силовых установок 2014 года?
Лоран Мекис: Эти силовые установки — самые эффективные в мире, с КПД выше 50%. Это инженерный подвиг. Они обеспечили отличные гонки, хотя их сложность мы недооценили. Новые правила 2026 года с экологичным топливом станут новым вызовом, и это то, ради чего существует Формула-1.
Фредерик Вассёр: В 2014 году разница в производительности была огромной, но сегодня все команды близки. Это результат постоянного развития. Мы достигли высокого технологического уровня, но важно контролировать затраты.
Вопрос (Дилетта Коломбо, AutoMoto.it): Фредерик, как поддержка тифози влияет на давление в команде?
Фредерик Вассёр: Я беру только позитив. Даже в трудные моменты тифози всегда поддерживают нас, и это невероятное чувство. Когда тысячи болельщиков в Милане болеют за команду, это даёт огромный заряд уверенности. Давление? Я занимаюсь гонками 35 лет и сам создаю себе давление. Мы просто делаем свою работу.
Вопрос (Леонид Клиуев, GrandePremio.com.br): McLaren заменила силовые установки на обеих машинах. Ожидаете ли вы штрафы за превышение лимита?
Аяо Комацу: Мы уже взяли штраф с Оливером в Зандворте, использовав пятую установку. Это был стратегический шаг, и он окупился шестым местом. С Эстебаном пока всё в порядке.
Фредерик Вассёр: Мы бережём силовые установки. Иногда можно заявить две, но использовать одну позже. Пока мы в безопасной зоне.
Лоран Мекис: У нас всё под контролем. Мы заменили установку Максу на этом уикенде, а с Юки сделали это ранее. Надеюсь, обойдёмся без штрафов.
Вопрос (Джейк Боксалл-Легг, Autosport): Что дала разработка машин этого поколения? Удалось ли достичь целей по обгонам?
Лоран Мекис: Все критиковали эти машины до их появления, но они подарили нам невероятные гонки. Мы опасались стандартизации, но конкуренция оказалась высокой. Машины с приставным днищем удивили всех в 2022 году, но мы получили отличное шоу и много обгонов.
Фредерик Вассёр: В Будапеште шесть машин от четырёх команд были в одной десятой. Это настоящая борьба. McLaren впереди, но конкуренция плотная. Разработка под бюджетным лимитом дала разные победы и сделала спорт зрелищным.
Аяо Комацу: Этот спорт доказывает свою уникальность. За четыре года мы решили проблемы с приставным днищем и добились сходимости. Новые правила 2026 года станут вызовом, но команды найдут решения.
Вопрос (Адам Купер, Adam Cooper and Associates): Фредерик, насколько вас расстроил штраф Льюиса в Зандворте?
Фредерик Вассёр: Расстройство — не то слово. Мы были разочарованы, но с вечера воскресенья я решил сосредоточиться на Монце. Решение о штрафе субъективно — нет чётких критериев. Мы приняли это и не тратим энергию на споры.