Радиопереговоры. McLaren меняет позиции Норриса и Пиастри
На Гран-при Италии 2025 года команда McLaren столкнулась с неожиданной ситуацией, когда из-за нестандартного порядка пит-стопов Ландо Норрис уступил позицию своему напарнику Оскару Пиастри. Команда быстро отреагировала, вернув гонщиков в исходный порядок, но это решение вызвало обсуждения. Разбираемся, как это произошло, и что думают сами пилоты.
На Гран-при Италии 2025 года команда McLaren столкнулась с неожиданной проблемой, решив не проводить пит-стопы своих пилотов в привычном порядке.
Из-за медленного пит-стопа Ландо Норриса он оказался позади своего напарника Оскара Пиастри. Команда оперативно отреагировала, попросив Пиастри пропустить Норриса вперед, чтобы восстановить исходный порядок. К облегчению McLaren, Пиастри выполнил указание гораздо быстрее, чем Норрис в аналогичной ситуации на Гран-при Венгрии в прошлом году. Однако Пиастри отметил, что решение команды противоречило их прежним договоренностям.
McLaren стремится обеспечить равные условия для обоих своих пилотов, претендующих на чемпионский титул. Руководитель команды Андреа Стелла подчеркнул, что они сохранили справедливость, не позволив Пиастри получить преимущество за счет более раннего пит-стопа. Однако отставание Норриса было вызвано скорее задержкой на пит-стопе, чем моментом смены шин.
Рассказываем, как McLaren организовали пит-стопы и последующую смену позиций, а также что думают об этом решении их пилоты.
Пит-стопы
Когда два болида одной команды идут на трассе друг за другом и находятся достаточно близко, обычно первым заезжает на пит-стоп лидер. Это логично, поскольку он первым получает преимущество от перехода на более мягкие шины. Противоположный порядок дал бы преследователю выгоду за счет "андерката".
В финальной стадии гонки Норрис лидировал в погоне McLaren за лидером гонки Максом Ферстаппеном, а Пиастри следовал за ним. Поскольку пилоты McLaren переходили с изношенных шин средней жесткости на мягкие, эффект "андерката" был бы значительным.
Однако у McLaren не было возможности свободно выбирать момент пит-стопов, так как Шарль Леклер, шедший четвертым позади Пиастри, уже заехал в боксы. Гоночный инженер Норриса Уилл Джозеф сообщил ему об этом:
Круг 34/53, время Норриса: 1’22.554
Джозеф: "Леклер — это болид позади Оскара. Он только что заехал на пит-стоп и взял жесткие шины. Это не меняет наших планов."
Круг 36/53, время Норриса: 1’22.638
Джозеф: "Ландо, что думаешь о мягких шинах?"
Норрис: "Ну, думаю, противоположное тому, что у болида впереди."
Джозеф: "Проверь правый переключатель."
Норрис: "Да, я уже ловлю грязный воздух от болида впереди."
Круг 38/53, время Норриса: 1’22.809
Джозеф: "Ферстаппен заехал на пит-стоп и взял жесткие шины. Продолжаем ехать, ждем возможного появления машины безопасности."
Норрис: "Мне нужны синие флаги."
Джозеф: "Тебе нужно подобраться ближе."
Изначально McLaren собирались вызвать Норриса на пит-стоп первым. Но, узнав о пит-стопе Леклера, Норрис уточнил у команды, не лучше ли начать с Пиастри. Команда быстро согласилась:
Круг 45/53, время Норриса: 1’22.781, время Пиастри: 1’26.609
Джозеф: "Ландо, отрыв от Ферстаппена сейчас 11.1 секунды. Мы заезжаем на этом круге на мягкие шины, я дам сигнал."
Норрис: "Вы хотите сначала вызвать другой болид?"
Джозеф: "Да, мы так и сделаем. Меняем порядок, оставайся на трассе."
Норрис: "Только если он не получит андеркат, иначе я заезжаю первым."
Джозеф: "Андерката не будет. Подтверждаю, остаемся на трассе."
Норрис: "Да, подтверждаю."
Смена позиций
McLaren вызвали Пиастри на пит-стоп, пояснив, что отступают от стандартной процедуры, чтобы он остался впереди Леклера. Норриса пригласили в боксы на следующем круге.
Как только команда поняла, что пит-стоп Норриса прошел неудачно, они предупредили обоих пилотов, что те могут оказаться близко друг к другу на выезде из боксов:
Круг 46/53, время Норриса: 1’27.287, время Пиастри: 1’41.402
Джозеф: "Подтверждаю, заезжаем на этом круге."
Сталлард: "Выключи карту старта, выключи карту старта. Режим шесть, режим шесть, стандартный выездной круг. Леклер сейчас пересекает линию старт-финиш. Оскар, контролируй выездной круг. Мы вызываем болиды в таком порядке, чтобы ты остался впереди Леклера. Ты свободен с Ландо, как только он выйдет впереди на выезде из боксов."
Норрис: "Подтверждаю."
Сталлард: "Ландо заезжает на этом круге."
Джозеф: "Нужен режим шесть, пожалуйста, режим шесть."
На следующем круге после возвращения Норриса на трассу McLaren сообщили обоим пилотам, что восстановят исходный порядок. Пиастри выразил сомнения, но выполнил указание:
Круг 47/53, время Норриса: 1’44.986, время Пиастри: 1’21.245
Джозеф: "Карта старта, карта старта. На выезде может быть тесно."
Сталлард: "На выезде может быть тесно, у Ландо медленный пит-стоп."
Джозеф: "Норрис на выезде из боксов. Нажми кнопку обгона."
Сталлард: "Оскар, осталось шесть кругов, приоритет — не изнашивать шины."
Джозеф: "Режим семь, режим семь."
Круг 48/53, время Норриса: 1’21.038, время Пиастри: 1’21.783
Джозеф: "Ландо, мы восстанавливаем порядок. Он пропустит тебя, затем ты будешь свободен для гонки. Возможно, он пропустит тебя в первом повороте на этом круге."
Пиастри пропускает Норриса в первом повороте.
Сталлард: "Оскар, это похоже на Венгрию прошлого года. Мы провели пит-стопы в таком порядке по командным причинам. Пожалуйста, пропусти Ландо, и ты будешь свободен для гонки."
Пиастри: "Мы говорили, что медленный пит-стоп — это часть гонки. Не понимаю, что изменилось. Но если вы действительно хотите, я сделаю это."
Сталлард: "Перейди на режим семь. Предлагаю пропустить его в первом повороте. Пропусти в первом повороте. Это как в Венгрии в прошлом году. Знаю, это неприятно, но у тебя останется пять кругов."
Круг 49/53, время Норриса: 1’21.154, время Пиастри: 1’23.484
Джозеф: "Хорошо, ты свободен для гонки."
Сталлард: "Спасибо, Оскар, ты свободен для гонки, действуй четко, сохраняй ясную голову."
Джозеф: "Ландо, кнопка 'пуш-энд-холд' доступна, придется ее использовать, у них есть DRS. Ландо, предлагаю режим 13, режим 13."
После финиша Джозеф сказал Норрису: "Извини за пит-стоп."
"Уверен, мы еще это обсудим"
Хотя в прошлом году на Гран-при Венгрии Норрис не спешил выполнять аналогичное указание команды пропустить напарника, он отметил, что не сомневался в готовности Пиастри следовать приказу. "Это то, что мы решили как команда," — сказал он. "Это то, о чем мы все договорились."
Пиастри также подтвердил, что McLaren обсуждали подобные сценарии заранее, и его не удивило требование команды. "Мы обсуждали всевозможные ситуации," — сказал он. "Когда ты в одной команде, и есть вещи, неподконтрольные пилоту, появляется больше способов исправить ситуацию. Это обсуждение у нас было. Уверен, мы еще вернемся к нему и обсудим подробнее, но это не было чем-то новым."
Однако во время гонки Пиастри отметил, что, по его мнению, команда не должна использовать медленный пит-стоп как повод для смены порядка. Он не стал вдаваться в объяснения: "Думаю, радиопереговоры говорят сами за себя. Уверен, мы еще это обсудим."
Поскольку чемпионский титул, скорее всего, достанется одному из пилотов McLaren, оба гонщика заверили, что будут выполнять подобные указания в будущем, даже в потенциально решающей гонке в конце сезона.
Выполнив указание команды, Пиастри уступил Норрису шесть очков. Однако он заявил, что не будет жалеть об этом, даже если проиграет чемпионат из-за нескольких очков. "Сегодня это было справедливое решение," — сказал он. "Ландо лидировал всю гонку, и это не было его ошибкой. Для меня это нормально. В конечном итоге, кто бы ни выиграл чемпионат, он хочет сделать это за счет своих выступлений и того, что может контролировать. Сегодня это было неподконтрольно."