Комментарии пилотов перед началом практик Гран-при Азербайджана 2025 года
Гран-при Азербайджана 2025 года в Баку обещает стать важным событием для команд и пилотов Формулы-1. McLaren стоит на пороге завоевания Кубка конструкторов, а трасса Баку с её длинными прямыми и узкими поворотами создаёт уникальные вызовы. Пилоты Оскар Пиастри, Нико Хюлкенберг, Пьер Гасли, Лиам Лоусон, Лэнс Стролл и Кими Антонелли поделились своими ожиданиями и планами на уикенд, обсуждая особенности трассы и стратегии команд.
Часть первая – Пьер Гасли (Alpine), Нико Хюлкенберг (Kick Sauber), Оскар Пиастри (McLaren)
Оскар, начнём с вас. Этот уикенд может стать историческим для McLaren: команда способна досрочно завоевать Кубок конструкторов, причём за семь гонок до конца сезона. Как отличается атмосфера внутри команды по сравнению с прошлогодним успехом?
Оскар Пиастри: Всё ощущается совершенно иначе. В прошлом году борьба за титул продолжалась до последней гонки, которая была полна событий. В этом сезоне наша машина явно сделала шаг вперёд, а команда работает на высочайшем уровне. Ощущение неизбежности победы — это фантастическая позиция. Это заслуга всех сотрудников команды, и я, как пилот, лишь счастлив управлять этой машиной. Я очень горжусь каждым в McLaren.
После завоевания Кубка конструкторов внимание сместится на чемпионат пилотов. Прошло две недели с событий в Монце, где вы вернули позицию Ландо Норрису. Есть ли новые мысли об этом, учитывая важность борьбы за титул?
Оскар Пиастри: Конечно, я об этом думал. Мы провели обстоятельные обсуждения с командой, разобрали ситуацию и определили, как будем действовать дальше. Это был широко обсуждаемый момент, но теперь всё прояснилось, и я с нетерпением жду гонок.
Будут ли изменения в подходе команды после завоевания Кубка конструкторов? Ожидаете ли меньше вмешательства со стороны боксов?
Оскар Пиастри: Не обязательно из-за Кубка конструкторов, но мы много говорили о том, как хотим продолжать гонки. Эти планы остаются внутренними, чтобы не дать соперникам преимущества. Всё согласовано внутри команды, но мы держим это в секрете.
Если бы в Монце речь шла о победе, вы бы всё равно уступили место?
Оскар Пиастри: Это не тот случай, так что сложно сказать. Было бы сложнее? Возможно. Но я не знаю, изменился бы исход или нет. Надеюсь, таких ситуаций больше не возникнет.
Нико, вернёмся к Монце, где у вас был крайне неудачный день из-за проблем на старте. Команда разобралась в причинах?
Нико Хюлкенберг: Да, мы выявили причину. Это было досадно, но мы приняли меры, чтобы подобное не повторилось.
Как вы оцениваете перспективы машины на этой трассе с низкой прижимной силой?
Нико Хюлкенберг: В Монце мы были конкурентоспособны, и хотя Баку отличается, последние пять-шесть уикендов показали, что наша машина эффективна на разных трассах. Я уверен, что в середине пелотона мы сможем бороться. Важно чисто и точно выполнять все задачи, так как борьба за позиции с 10-й по последнюю очень плотная.
Вы упомянули конкурентоспособность в Монце. Считаете ли вы, что машина теперь универсальна для всех трасс?
Нико Хюлкенберг: С Гран-при Испании, кроме Зандворта, где мы были слабее, мы стабильно набирали очки. Это говорит о том, что наш пакет работает на большинстве трасс.
Пьер, последние гонки были сложными для Alpine. Каковы ожидания от уикенда?
Пьер Гасли: Мы понимаем, что результаты оставляют желать лучшего, и вторая половина сезона, вероятно, тоже будет непростой. Но наш подход не меняется: мы стараемся выжать максимум. Нам сложно пробиваться в Q2 или бороться за топ-10, но мы будем стараться.
Может ли трасса Баку, где вы добивались успехов, стать местом для вашего «волшебства»?
Пьер Гасли: Прошлогодняя гонка была одной из лучших в моей карьере по управлению машиной, хотя я финишировал вне очков и с отставанием. Длинная прямая и особенности шасси не играют нам на руку. Нам нужны внешние факторы, чтобы зацепиться за результат. Дождь был бы кстати, но посмотрим.
Вы упомянули сложности второй половины сезона, но продлили контракт с Alpine. Что вас убедило?
Пьер Гасли: Я поддерживал команду с начала года, и мы приняли стратегическое решение сосредоточиться на 2026 годе, прекратив доработки текущей машины. Изменения в регламенте и прогресс соперников отбросили нас назад, но усилия для следующего сезона внушают оптимизм. Я верю, что работа команды окупится.
Вопросы из зала
(Харри Бенджамин – Sky Sports F1) Оскар, вы сказали, что после Монцы всё стало яснее. Есть ли список сценариев, в которых может повториться ситуация с Монцей?
Оскар Пиастри: Я не могу раскрывать все сценарии. В Монце порядок пит-стопов стал одним из факторов, почему мы поменялись местами. Это я готов обсудить, но другие ситуации заранее не предугадать. Мы едины в подходе, и я доверяю решениям команды.
(Рэйчел Брукс – Sky Sports F1) Оскар, что сказал Марк Уэббер, когда вы вернулись в моторхоум после Монцы?
Оскар Пиастри: Не много. Для меня главное из Монцы — я заслужил третье место, но не второе, так как не был достаточно быстр весь уикенд. Это мой ключевой вывод, и Марк разделяет это мнение. Мы обсудили всё с командой и двигаемся дальше.
(Марго Лаффит – Canal+) Вопрос Нико и Оскару. Особенности трассы Баку с её длинной прямой. Как вы подходите к защите, атаке или рестарту после машины безопасности?
Оскар Пиастри: Баку — уникальная трасса: медленные повороты, длинные прямые, мало зон вылета. Торможение здесь критично, так как можно много выиграть или потерять. Длинная прямая после 15-го поворота — одна из самых затяжных в сезоне, с двумя скоростными изгибами.
Нико Хюлкенберг: Эффект слипстрима здесь очень силён. Если вы впереди, защищаться сложно, особенно если позади целый поезд машин. Всё зависит от ситуации.
Нико, Баку сравнивают с другими городскими трассами, вроде Джидды или Монако. Есть ли сходства?
Нико Хюлкенберг: Нет, Баку уникальна. Она не похожа ни на одну другую трассу.
(Том Слафер – DAZN Испания) Вопрос всем трём. Макс Ферстаппен недавно дебютировал на Нордшляйфе. Нико, вы участвовали в Ле-Мане во время сезона Формулы-1. Хотели бы вы попробовать другие категории, и если да, то какие машины?
Пьер Гасли: Я бы с радостью попробовал другие машины в конце сезона. Как фанат автоспорта, я открыт к новым трассам и категориям ради удовольствия.
Нико Хюлкенберг: Макс живёт гонками 24/7, и я восхищаюсь его страстью. Я попробовал это в 2015 году, и это было весело. Сейчас не уверен, хотел бы я повторить, но Максу респект.
Нико, насколько Ле-Ман отвлекал от Формулы-1?
Нико Хюлкенберг: Это было освежающе. Я провёл несколько тестов и два гоночных уикенда. Это не заняло весь год, но дало новый опыт. Успех в Ле-Мане не помешал моим выступлениям в Формуле-1, а наоборот, помог.
Оскар, ваши мысли?
Оскар Пиастри: Возможно, в будущем. Сейчас я доволен Формулой-1. Такие гонки, как Ле-Ман или Нюрбургринг, требуют подготовки, а времени в сезоне мало.
(Лукас Остович – ORF Австрия) Оскар, McLaren может взять Кубок конструкторов раньше всех в истории. Что это значит для вас и команды?
Оскар Пиастри: Это не меняет наш подход, но подчёркивает невероятную работу команды. Быть в такой позиции так рано — это предмет гордости для всех нас.
(Харри Бенджамин – Sky Sports F1) Пьер, вы проходили сложные времена в Red Bull, но вернулись сильнее. Есть ли советы для Юки Цуноды, который сейчас под давлением?
Пьер Гасли: Каждая ситуация уникальна. Важно понять, что работает для тебя как для спортсмена. Я открыто общаюсь с Юки, и главное — сосредоточиться на выступлениях, отсечь шум и каждый день искать способы стать лучше.
(Джон Нобл – The Race) Оскар, зная теперь процесс принятия решений, повторили бы вы уступку места Ландо в той же ситуации?
Оскар Пиастри: Если ситуация будет идентичной, то да. Но вероятность точного повторения минимальна. Решение было связано с другими факторами, и я его уважаю.
(Джош Саттилл – The Race) Оскар, вы сказали по радио, что медленный пит-стоп — часть гонок. Сохраняете ли вы эту позицию?
Оскар Пиастри: Да, я так считаю. В тот момент я не знал всех деталей, но мы решили, что медленный пит-стоп — это часть гонки. Были и другие причины для обмена позициями.
(Рональд Вординг – Motorsport.com) Оскар, несмотря на согласие внутри команды, удивила ли вас негативная реакция фанатов после Монцы? Чувствуете ли вы достаточно свободы в борьбе за титул?
Оскар Пиастри: Мой главный вывод из Монцы — я не заслужил второе место по своей скорости. Решение команды не имело однозначно правильного ответа: любое решение вызвало бы споры. Негатив не удивил, фанаты часто реагируют на спорные моменты. Но я чувствую, что у нас достаточно свободы в борьбе за чемпионат.
(Сояра Сагессер – Soyara Sägesser) Вопрос всем. Баку сочетает быстрые прямые и узкие улицы. Любите или ненавидите эту трассу? Где она в вашем рейтинге от 1 до 24?
Оскар Пиастри: После прошлого года она поднялась в моём рейтинге. Трасса уникальна с секцией замка и длинными прямыми. Не самая любимая, но интересная. В рейтинге — где-то посередине.
Нико Хюлкенберг: Похожий ответ. Повороты 1–3 уникальны: высокая скорость и резкий 90-градусный поворот. Сектор 2 и 3 интересны и сложны. Не любимая, но увлекательная. Тоже в середине рейтинга.
Пьер Гасли: Всё сказано. Примерно посередине.
(Джош Саттилл – The Race) Вопрос всем. Есть разговоры о расширении спринтов до 12 в 2027 году, возможно, с реверсивной решёткой. Ваше мнение?
Нико Хюлкенберг: Я не против спринтов, но выбор трасс важен. Реверсивная решётка вызывает смешанные чувства. Формула-1 ищет баланс между зрелищем и чистой производительностью. Это непросто, но я открыт к изменениям.
Пьер Гасли: Для нас реверсивная решётка в этом году была бы неплоха (смеётся). Но я за сохранение ДНК спорта. Текущий формат хорош: три сессии для работы над машиной, одна главная гонка. Я доволен текущим подходом, но готов попробовать новое.
Оскар Пиастри: Больше спринтов — не плохая идея, но не на каждом этапе. Реверсивная решётка — плохая идея с точки зрения спортивной чистоты. В Формуле-2 и Формуле-3 это работает, но в Формуле-1, где важен чемпионский титул, это неуместно.
(Адам Купер – Adam Cooper F1) Карлос Сайнс выиграл апелляцию на прошлой неделе. Как вы оцениваете это решение, и будет ли оно побуждать вас оспаривать штрафы?
Оскар Пиастри: Решение было правильным, и это хорошо, что FIA и стюарды смогли его пересмотреть. Это позитивно для спорта.
Нико Хюлкенберг: Всё зависит от случая. В этом конкретном было оправданно. Хорошо, что разобрались.
Пьер Гасли: (Поднимает большой палец.)
Часть вторая – Лиам Лоусон (Racing Bulls), Лэнс Стролл (Aston Martin), Кими Антонелли (Mercedes)
Кими, начнём с вас. В Монце вы квалифицировались близко к Джорджу Расселлу, финишировали в очках, но Тото Вольфф назвал ваш уикенд «не впечатляющим». Как вы это восприняли?
Кими Антонелли: Я понимаю его комментарий. Мы с Тото всегда откровенны. Речь в основном о гонке: квалификация была хорошей, несмотря на ошибку в FP2, но на жёстких шинах я боролся с ритмом и допустил ошибку на старте. Я воспринял это как стимул улучшить результаты в Баку.
Что нужно сделать в этот уикенд, чтобы удовлетворить Тото?
Кими Антонелли: Главное — проводить чистые сессии. В Монце я рано вылетел в FP2, не протестировал машину с большим количеством топлива, и в гонке пришлось учиться на ходу. Скорость в квалификации была хорошей, надеюсь, мы перенесём это в Баку. Цель — больше кругов и безошибочное выступление.
Вы были на подиуме в гонке Формулы-2 здесь в прошлом году. Нравится ли вам эта трасса?
Кими Антонелли: Она сложная, с неровностями в зонах торможения, но мне нравится. В прошлом году сцепление было низким, посмотрим, как будет в этом. Это вызов, но трасса приносит удовольствие.
Каковы ожидания команды в Баку? Кажется, вы немного уступаете лидерам?
Кими Антонелли: Многие команды привозят обновления, а мы больше сосредоточены на следующем годе. Это усложняет задачу, и нужно быть максимально точным. Ошибки дорого обходятся. Прошлогодний темп был неплох, но в этом сезоне всё непредсказуемо. Посмотрим на месте.
Лэнс, Баку в числе ваших любимых трасс? Четыре финиша в очках за семь гонок, включая подиум в 2017 году.
Лэнс Стролл: Хорошие воспоминания. Трасса сложная, с непростыми зонами торможения. Нужно быть близко к стенам, и когда всё сходится, это приносит удовольствие.
Что ожидаете от машины? В Венгрии и Зандворте вы были в очках, но в Монце результаты были хуже.
Лэнс Стролл: Посмотрим. В середине пелотона борьба плотная, разрывы минимальны. Будем работать и оценивать ситуацию на месте.
После обновлений в Имоле Aston Martin показывает прогресс. Где вы будете особенно сильны в оставшихся гонках?
Лэнс Стролл: Трудно сказать. На некоторых трассах мы были конкурентоспособны, на других — слабее. В Сингапуре, похоже, у нас есть шансы, так как мы лучше выступаем на трассах с высокой прижимной силой.
Лиам, ваша машина стабильно быстра. Каковы ваши ожидания от Баку?
Лиам Лоусон: Я настроен оптимистично. Монца не отразила наш истинный темп, это не самая сильная для нас трасса. Здесь низкое сцепление, особенно в начале уикенда, и это новый для меня трек в Формуле-1. Но стабильность машины внушает уверенность.
Что случилось с квалификацией в Монце? Машина была быстра, но результат не удался.
Лиам Лоусон: Мы выбрали агрессивный план, который не сработал. Я попал в трафик, вылетел и не показал время. Скорость была, но мы не собрали чистый круг. В таком плотном сезоне квалификация решает многое.
Какую роль играет Алан Пермейн в Racing Bulls, особенно в сравнении с Лораном Мекисом, который перешёл в Red Bull Racing?
Лиам Лоусон: Они работали вместе, и их подходы схожи. Оба — инженеры с большим опытом, умеют мотивировать команду. Алан продолжает развивать машину, и это даёт результаты.
Вопросы из зала
(Рэйчел Брукс – Sky Sports F1) Лиам, ходят слухи, что Исаак Хаджар может занять место в Red Bull. Какой совет вы бы дали ему или любому, кто займёт это место?
Лиам Лоусон: Это сложное место, но я участвовал лишь в двух гонках, так что сравнить сложно. Мой совет: хорошо подготовиться, игнорировать шум и верить в себя. Исаак хорошо выступает, и если это случится, ему нужно сосредоточиться на работе.
(Харри Бенджамин – Sky Sports F1) Лиам, вы говорили, что ваши мечты о чемпионстве изменились. Как видите своё будущее и когда узнаете, где будете в следующем году?
Лиам Лоусон: Надеюсь, в ближайших гонках. Цель — остаться в Формуле-1 и бороться за победы. Раньше я мечтал только о Red Bull Racing, но теперь понимаю, что главное — побеждать, независимо от команды.
(Марго Лаффит – Canal+) Вопрос всем. Ритуалы и привычки пилотов: кто-то их избегает, кто-то сохраняет. Ваше отношение?
Кими Антонелли: Я стараюсь придерживаться рутины с времён Формулы-4. В Формуле-1 день насыщеннее, но я сохраняю привычки, которые помогают мне чувствовать себя комфортно.
Лэнс Стролл: После девяти лет в Формуле-1 все «счастливые» носки и бельё давно потерялись. У меня есть разминка и рутина перед гонкой, и на этом всё.
Лиам Лоусон: Я стараюсь быть проще. Единственная привычка — садиться в машину слева, как в картах. Слишком много ритуалов могут сбить, если забудешь один. Разминка и музыка — мои основные привычки.
(Шана Лютгерт – F1Maximaal.nl) Лиам, учитывая ваш опыт в DTM и на Нюрбургринге, что думаете о дебюте Макса Ферстаппена на Нордшляйфе в GT?
Лиам Лоусон: Нордшляйфе — уникальная трасса. Я ездил там только на дорожной машине, но это невероятный опыт. Макс любит гонки, и его страсть к разным категориям вдохновляет. DTM мне очень понравился, гонки там плотные и захватывающие.
Лэнс, вы участвовали в Дайтоне. Ваши мысли о Максе в GT?
Лэнс Стролл: Это круто. Пилотам интересно менять дисциплины. Выносливостные гонки — это вызов, особенно с ночными сменами, но это весело.
Кими, можем ли мы увидеть вас в GT в будущем?
Кими Антонелли: Мой отец владеет гоночной командой, так что я часто езжу на GT. Это отличная тренировка, так как машины сильно отличаются. Я участвовал в гонке два года назад, и это было весело. В будущем — почему бы и нет?
(Джон Нобл – The Race) Кими, что сказал Тото о новом подходе к этому уикенду? Он упомянул избавление от «балласта» после Монцы.
Кими Антонелли: В Монце я допустил много ошибок на жёстких шинах и не нашёл ритм. Тото хочет, чтобы я провёл чистый уикенд, вернул уверенность и восстановил темп, который был в начале сезона.
(Родриго Франса – Car Magazine Brazil) Вопрос всем: в 2027 году могут увеличить число спринтов. Любите ли вы спринты, и что предпочтёте — подиум в Гран-при или победу в спринте?
Кими Антонелли: Спринты увлекательны: одна тренировка и сразу квалификация. Это вызов, нужно быстро собрать информацию. Я наслаждаюсь спринтами и не против их увеличения. Подиум или победа? Хочу и то, и другое.
Лэнс Стролл: Спринты делают уикенд насыщенным, каждая сессия — борьба. Раньше закрытый парк ферме создавал больше разнообразия на решётке. Меньше тренировок добавляет интриги. Подиум или спринт? Согласен с Кими — лучше оба.
Лиам Лоусон: Спринты добавляют азарта, каждая сессия важна. Два шанса погоняться — это здорово. Я за увеличение спринтов, но не на каждом этапе. Подиум или спринт? Оба.
Лиам, вы бы хотели спринты на каждом этапе?
Лиам Лоусон: Пока не уверен, но больше спринтов и меньше тренировок было бы интересно.
(Джош Саттилл – The Race) Лиам, вы говорили с командами вне семьи Red Bull о следующем сезоне?
Лиам Лоусон: Главная цель — остаться в Формуле-1. Сейчас я сосредоточен на переговорах с Red Bull. Большинство других мест уже заняты.
(Джон Нобл – The Race) Лиам, в Зандворте стюарды изменили решение по вашему инциденту с Карлосом Сайнсом из-за кратковременной потери контроля. Вы удивились?
Лиам Лоусон: Каждый инцидент уникален. Мы стараемся максимально использовать правила. Для меня это был гоночный инцидент, и я не вижу проблем с решением.