Спринты против обычных гонок: что думают в паддоке Ф1
На Гран-при Азербайджана в паддоке Формулы-1 развернулась бурная дискуссия о будущем спринт-гонок и возможном внедрении обратной стартовой решетки. Пилоты и руководители команд высказали диаметрально противоположные точки зрения на эти нововведения.

Макс Ферстаппен, пожалуй, самый яростный противник спринтов. Довольно парадоксально, что четырехкратный чемпион мира, который лидирует по количеству побед в спринт-гонках с 12 триумфами, ранее заявлял, что не получает "никакого удовлетворения" от этих успехов.
Совершенно иную позицию занимает Лэнс Стролл. "Мне нравятся спринт-уикенды", - признался пилот Aston Martin накануне азербайджанского этапа. Это заявление прозвучало через день после объявления спринт-календаря на 2026 год, который подтвердил сохранение числа сокращенных гонок на уровне шести за сезон - как и с 2023 года.
Спринт-концепция дебютировала в 2021-м с амбициозной целью встряхнуть привычную расстановку и стимулировать продажи билетов в начале гоночного уикенда. Стартовав с трех спринтов за сезон, формат постепенно расширился вдвое. Поговаривают даже о возможном увеличении до 10 спринтов к 2027 году.
Но так ли это на самом деле? Стролл определенно поддерживает эту идею, полагая, что "каждый раз, когда садишься в болид, есть за что бороться". Канадец имеет в виду тот факт, что спринт-уикенды означают больше соревновательных сессий при всего одной свободной практике вместо привычных трех на обычном гран-при.
Схожую точку зрения разделяет новичок Mercedes Кими Антонелли, который с энтузиазмом воспринимает переход от свободной практики прямо к квалификации спринта.
"Спринт-уикенды довольно захватывающие", - отметил 19-летний итальянец, завоевавший поул на майамском спринте в этом году. "Как пилот, это вызов, потому что переходишь от свободной практики сразу к квалификации, и задача заключается в попытке достичь предела и понять, насколько сильно можно давить".
"Это очень весело", - продолжил он. "Я получаю удовольствие от спринт-уикендов в этом году - определенно не был бы против большего их количества в будущем".
Лидер текущего чемпионата Оскар Пиастри также заявил в Баку, что "добавление большего количества спринтов не обязательно плохая идея". Впрочем, есть и те, кто выступает против подобных нововведений.
Гонщик Haas Эстебан Окон занял довольно философскую позицию в этой дискуссии, глубоко вздохнув перед аргументацией о том, что Ф1 уже балансирует на грани избытка экшена.
"Мы живем сейчас в потребительском мире, где хотим все больше и больше, мы хотим больше гонок", - размышляет опытный француз.
"Когда смотрим 'Wednesday' на Netflix, не хочется ждать 10 дней второй части сезона. Но когда все заканчивается, мы очень быстро забываем и переходим к следующему, потому что у нас так много контента для просмотра".
"То же самое касается спорта, то же самое - чего угодно сейчас, потому что у нас есть выбор, у нас много развлечений".
"Но я помню, когда был молодым и так ждал следующую гонку, и это действительно было долгим ожиданием. Это был главный момент моей недели, когда в воскресенье проходил гран-при".
"Сейчас мы уже гоняемся почти каждую неделю, а добавить спринт сверху - да, это намного больше контента, конечно, у нас будет больше просмотров, потому что мы гоняемся в субботу, но я считаю, что это, вероятно, слишком много".
"Я не против большего количества гонок. Я всегда был бы рад гоняться больше, но я предпочитаю иметь это ожидание, нарастание к гран-при и наслаждение тем, что смотришь".
29-летний пилот Haas поднимает серьезный вопрос. Избыток контента может оказать негативное влияние, а при 24 этапах в календаре гонщики уже начинают ощущать предел. Это также может привести к тому, что фанаты отключатся из-за огромного количества действия для отслеживания. Именно поэтому Шарль Леклер поддержал мысли Окона.
Спринт-события являются частью долгих дебатов о том, как разнообразить гоночные уикенды. Эта тема всплыла снова, когда Доменикали предложил идею более коротких гонок или даже концепцию обратной расстановки.
Идея обращенного грида продолжает всплывать, но как бы это работало? В настоящее время Ф2, к примеру, проводит две гонки за уикенд, и субботний контест является спринт-событием, где порядок топ-10 из квалификации переворачивается - концепция, которая, по мнению Пиастри, не должна пробраться в Ф1.
"Это плохая идея", - категорично заявил Пиастри, выигравший титулы как в Ф2, так и в Ф3. "Также с чисто спортивной и соревновательной точки зрения последнее, чего мы хотим как спорт, - это чтобы критические результаты определялись гонками с обратной расстановкой".
"В Ф2 и Ф3, я думаю, это работает. В Формуле-2 и Формуле-3 ты как бы демонстрируешь себя, почему должен быть в Формуле-1, и я думаю, это способ продемонстрировать определенные вещи".
Представляется, что весь паддок единодушен в своем отношении к обратным стартовым решеткам. Окон называет подобную идею "довольно искусственной".
Его босс в команде Haas Аяо Комацу добавил:
Именно в этом, видимо, заключается ключевая обеспокоенность паддока Ф1: насколько "искусственными" являются обратные стартовые решетки? Ф1 - это развлечение или живой спорт? Леклер также утверждал, что это не в "ДНК" чемпионата, потому что зачем награждать неудачу, помещая менее успешного пилота на поул?
Доменикали, похоже, намерен встряхнуть формат уикенда, но прямо сейчас паддок единодушен в желании сохранить обратные расстановки как гипотетический сценарий.