Рекорд красных флагов в квалификации Гран-при Азербайджана
Сложные условия, переменчивый ветер и ошибки гонщиков превратили сессию в почти двухчасовое испытание нервов. Макс Ферстаппен завоевал поул, но путь к этому был усеян авариями – от Алекса Албона до Оскара Пиастри. Ветер, прозванный "убийцей" в Городе Ветров, сыграл ключевую роль, как отметил Ландо Норрис, подчеркивая непредсказуемость трассы. Это событие подчеркивает, насколько Баку остается одним из самых требовательных вызовов в календаре, где стены не прощают малейших промахов, а рекорд превзошел прошлогодний в Сан-Паулу.

Представьте себе: узкие улочки Баку, где каждый поворот – как игра в рулетку с ветром в роли крупье, и вот квалификация Гран-при Азербайджана превращается в эпопею с шестью красными флагами, побившую все рекорды Формулы-1. Хаос, полный драматизма, где гонщики боролись не только с трассой, но и с капризами погоды, – это зрелище, которое заставляет сердце биться чаще, подчеркивая, почему Баку зовут Городом Ветров. Ветер менял направление, сеял смятение, и ошибки сыпались одна за другой, создавая картину, достойную голливудского триллера.
Сложные условия и промахи пилотов сотворили в Баку хаотичную квалификацию, которая привела к новому рекорду по количеству красных флагов в истории Формулы-1.
Почти два часа ушло на то, чтобы определить стартовую решетку для Гран-при Азербайджана – все благодаря шести красным флагам, которые превратили сессию в прерывистый марафон. Городская трасса Баку давно славится своими прожорливыми стенами, но в этот раз обилие инцидентов ярко показало, насколько коварны были условия.
Эти шесть красных флагов установили новый рекорд квалификации, превзойдя пять, что мы видели в прошлогодней сессии в Сан-Паулу и в Имоле 2022 года.
Баку известен как Город Ветров, однако переменчивое направление порывов вокруг трассы действовало крайне дестабилизирующе. Как пояснил Ландо Норрис, это было "просто невероятно. Хотелось бы, чтобы все поняли, насколько сложно справляться с ветром, потому что, по-моему, половина сегодняшних аварий случилась именно из-за него".
Другие случаи, разумеется, стали следствием ошибок самих гонщиков – близость стен означает, что, войдя в поворот, пути назад нет. Никакой зоны вылета в качестве спасательной сети, если только пилот не откажется от атаки на самом раннем этапе. Давайте вспомним...
Инцидент 1: Алекс Албон
Это был первый красный флаг в субботу: Алекс Албон готовился к попытке в Q1 и, только-только разогнавшись, чуть-чуть поторопился с поворотом руля в первом вираже, зацепив внутреннюю стену левым передним колесом. Рулевая тяга тут же сломалась, и он смог лишь припарковать свою Williams у линии выезда с пит-лейн.
Албон признался, что ожидал меньшего сцепления и попытался скорректировать вход чуть раньше, но трасса оказалась куда более "обрезиненной", чем он предполагал.
"Это моя вина, без оправданий, просто немного по-любительски вышло, – заметил Албон. – Я думаю, вышел на трассу первым, так что в первый круг в первом повороте все было очень скользко. А во второй раз разница в грипе оказалась огромной, и я ждал, что передняя ось немного снесет. Обычно она сносит чуть-чуть, и ты проезжаешь мимо стены. Ты почти рассчитываешь на небольшой недостаток поворачиваемости, когда приближаешься к барьеру.
Но она не снесла, так что вышло неуклюже и раздражающе. Но да, у нас была быстрая машина. Я думаю, был в топ-8 почти в каждой сессии и чувствовал себя комфортно с болидом весь уик-энд, так что досадно вылететь на том, что должно было дойти до Q3".
Инцидент 2: Нико Хюлькенберг
Оскар Пиастри оставался без времени в Q1, но успел обеспечить себе проход в Q2 всего за две секунды до второго красного флага; Нико Хюлькенберг заблокировал колеса в четвертом повороте и уткнулся носом в барьер Tecpro.
Поскольку немец прошел прямо на относительно низкой скорости, он смог дать задний ход и доковылять до боксов без переднего антикрыла, но красный флаг, пожалуй, выкинули слишком поспешно для такого случая.
Хюлькенберг выбыл 17-м, несмотря на то что вышел снова с новым носом, чтобы улучшить результат в финальной попытке.
Инцидент 3: Франко Колапинто
Уже висел желтый флаг в четвертом повороте, когда Пьер Гасли подхватил порыв ветра и улетел в зону вылета. Пока француз пытался выбраться оттуда, его напарник по Alpine Франко Колапинто мчался на подходе к правому виражу.
Алонсо только что сбросил Колапинто в нижнюю пятерку, и шансы аргентинца получили второй гвоздь в крышку гроба, когда он врезался в стену в четвертом повороте как раз в момент, когда выкинули клетчатый флаг. Колапинто потерял переднюю часть в четвертом, ушел широко и ударился задом о барьер Tecpro. Затем отскок отправил переднюю часть в стену, удвоив ущерб.
Это была почти точная копия аварии Колапинто в FP1 в Баку год назад, где он, кажется, просто зашел с избыточной скоростью и потерял контроль на торможении. Впрочем, Норрис указал на четвертый поворот как на один из худших для порывов:
Инцидент 4: Оливер Берман
Хотя Оливер Берман заявил, что ветер сыграл роль в его аварии на выходе из второго поворота, он был готов взять вину на себя – это был единственный красный флаг в Q2 после трех в Q1.
Берман прошел второй поворот как обычно, подрулил к апексу, а потом взял линию близко к стене. Задняя часть шагнула в сторону, и хотя касание заднего правого колеса было довольно легким, оно хватило, чтобы вывести из строя тягу, оставив британца ползти зигзагами к третьему виражу, прежде чем он решил остановиться.
Инцидент 5: Шарль Леклер
С четырьмя подряд поулами на трассе в Баку Шарль Леклер надеялся довести счет до пяти. Темп Ferrari выглядел солидно на ранних стадиях квалификации, но пока Льюис Хэмилтон попался в Q2 и выбыл, несмотря на ожидания борьбы за поул, Леклер остался единственным претендентом в Q3.
Ветер усилился легким, едва заметным дождем, но этого хватило, чтобы поверхность трассы стала слегка жирной. Леклер огибал старый город Баку и уже почти выруливал на прибрежный проспект Нефтчиляр, но заблокировал колеса в 15-м повороте и впечатал свою Ferrari в барьер Tecpro.
Под торможением левое переднее колесо на машине Леклера явно недоуправлялось и не давало нужной силы остановки, чтобы пройти левый вираж без последствий. Его надежды на пятый поул в Азербайджане растаяли.
Леклер не считал, что сложные условия стали причиной его аварии, а скорее решение Ferrari начать Q3 на mediums.
"В Q1 и на всех кругах на soft все чувствовалось гораздо лучше. Потом мы перешли на medium, которые сберегли, думая, что это лучшая резина, и сегодня с этими температурами мне было просто невозможно их прогреть.
И сложные условия или нет, не думаю, что в этом причина – мы просто сильно уступали в темпе на medium. Я, наверное, отставал на семь-восемь десятых до ошибки и давил как сумасшедший".
Инцидент 6: Оскар Пиастри
Оскар Пиастри не часто допускает громкие промахи, но австралиец оступился в третьем повороте, когда до конца оставалось меньше четырех минут. Начиная быстрый круг на soft, Пиастри промахнулся мимо апекса в третьем 90-градусном левом вираже, и его McLaren ушел с траектории, чтобы слиться с противоположным барьером.
Ни Норрис, ни Ферстаппен не успели завершить свои быстрые круги, что оставило временного лидера Карлоса Сайнса из Williams на вершине до следующего красного флага – но испанца в итоге сместил Ферстаппен в конце сессии.