20 лет первому титулу Алонсо в F1
Двадцать лет минуло с того момента, когда Формула-1 пережила настоящий переворот: молодой испанский гонщик Фернандо Алонсо, сидя за рулем машины Renault, не просто выиграл титул, а сломал гегемонию Михаэля Шумахера и его красной армады из Ferrari. Это был триумф, полный драматизма и скорости, где талант встретился с инженерным гением, а упорство переиграло опыт.
Два десятилетия назад сезоны Формулы-1 завершались в октябре, и порой чемпион определялся уже ранней осенью. Фернандо Алонсо оформил свой первый титул именно в этот день 2005 года, за недели до того, как команда Renault под руководством Флавио Бриаторе взяла Кубок конструкторов, положив конец доминирования Михаэля Шумахера и Ferrari в начале 2000-х.
Алонсо было 24 года, и он стал самым молодым чемпионом в истории F1, опередив рекорд Эмерсона Фиттипальди на полтора года. Впрочем, этот рекорд продержался недолго – его побили Льюис Хэмилтон в 2008-м и Себастьян Феттель в 2010-м.
Разработанный Бобом Беллом, Марком Смитом и Дино Тосо, а также пилотируемый напарником Джанкарло Физикеллой, болид Renault R25 быстро вышел в лидеры. Его аэродинамический баланс, 72-градусный двигатель V10, отменная управляемость и эффективная работа с шинами Michelin стали залогом успеха.
Путь Алонсо к титулу запомнился яркими выступлениями. Он героически отстоял победу от Шумахера в Имоле, взяв третий триумф в четырех Гран-при, и добился эмоциональной домашней виктории на территории Renault в Маньи-Куре.
Алонсо выиграл семь из 19 Гран-при того года. Даже фарс в Индианаполисе не помешал его шансам, а Шумахер выбыл из борьбы за титул раньше, чем ожидалось. Единственным реальным соперником оставался Кими Райкконен.
Финн, безусловно, был самым быстрым претендентом во второй половине сезона, но его McLaren-Mercedes страдал от хронической ненадежности; Алонсо и Renault уверенно оторвались, добавив в копилку шесть поулов и впечатляющие 15 подиумов только для молодого испанца – яркое свидетельство его metronомной стабильности. После безвыигрышного четвертого места в сезоне 2004-го Алонсо уступил Физикелле в стартовой гонке 2005-го в Мельбурне. Renault имел преимущество над соперниками, и Алонсо взял три победы подряд, пока его итальянский напарник переживал столько же сходов. Внутри команды испанец умело управлял своим лидерством на протяжении остальной кампании.
Символом этого управления стал поулситтер Алонсо, досрочно завершивший титульную гонку за два Гран-при до конца третьим местом в Интерлагосе. В 2006-м он возьмет второй титул, а дальше в его карьере F1 последуют многие главы: соперничество с Хэмилтоном в McLaren, Spygate, Crashgate, приключение в Ferrari и многое другое. В 2026-м Алонсо отметит 45-летие как гонщик Aston Martin в F1, возможно, в своем последнем рывке к славе.
Тем не менее, он всегда хранит теплые воспоминания о том, что пережил в 2005-м с Renault.
"Ощущения никогда не будут такими же, как в 2004-м и 2005-м, потому что машины обладали аэродинамической свободой, которой у нас нет сейчас", – отметил он в 2017-м.
"С двигателями, которые были совсем другими, и особенно с 130 кг меньше, чем сейчас, и 230 кг меньше в гонке. Так что невозможно повторить то, что мы имели в 2004-м в плане ощущений".
Ностальгия Алонсо оживилась в Абу-Даби в 2020-м, когда он снова проехал несколько кругов на R25: