Написать

За какую команду вы болеете?

Новости
F1
Новости 26, сентябрь

Ромен Грожан возвращается в Формулу-1: тест TPC с Haas

Фанаты Формулы-1 с нетерпением ждут возвращения Ромена Грожана за руль болида: французский пилот проведет тест TPC с командой Haas на трассе Муджелло. Это его первый выезд на машине Формулы-1 после драматичных событий 2020 года. Что такое тесты TPC, зачем они нужны командам и какие ограничения накладывает FIA? Рассказываем все подробности для поклонников скорости и технологий.

Ромен Грожан возвращается в Формулу-1: тест TPC с Haas

Ромен Грожан вернется в Формулу-1, приняв участие в программе тестирования предыдущих болидов (TPC) с командой Haas на трассе Муджелло. Тест запланирован на пятницу на итальянской трассе, и это будет первый раз, когда 39-летний пилот сядет за руль машины Формулы-1 после Гран-при Бахрейна 2020 года.  

Тот этап вошел в историю: Грожан столкнулся с барьером на скорости, вызвавшей перегрузку в 67g, после чего его болид мгновенно охватило пламя. Пилот оказался в ловушке на 28 секунд. Благодаря системе Halo и другим достижениям в области безопасности он отделался лишь ожогами рук, но травмы вынудили его пропустить два последних этапа сезона 2020 года. Это стало завершением его карьеры в Формуле-1, так как Грожан уже собирался покинуть серию. Лишь сейчас у него появилась возможность снова сесть за руль машины Формулы-1.  

Что такое тесты TPC и почему они важны? TPC расшифровывается как Testing of Previous Cars (тестирование предыдущих болидов). Эта программа позволяет командам обходить строгие ограничения на испытания современных машин. В 2025 году, например, предсезонные тесты были ограничены тремя днями, когда команды могли опробовать новые болиды. Дополнительная возможность протестировать текущие машины предоставляется в рамках съемочных дней, но их пробег ограничен 200 километрами, и используются специальные демонстрационные шины Pirelli. Эти меры введены в последние годы для контроля расходов и поддержания равных условий для всех команд.  

Здесь на помощь приходят программы TPC. Они позволяют проводить до 20 дней тестов на болидах, которым не менее двух лет. В случае Грожана это будет Haas VF-23, использовавшийся Нико Хюлкенбергом и Кевином Магнуссеном в 2023 году, когда Haas заняла последнее место в чемпионате с 12 очками. В тот год Грожан выступал в IndyCar.  

Программы TPC официально закреплены в спортивном регламенте с 2010-х годов, и все команды активно их используют. Основное преимущество таких тестов — возможность восстановить рабочий ритм, особенно в начале сезона. После межсезонья пилоты и персонал могут быть не в лучшей форме, и TPC помогает вернуть уверенность, укрепить командный дух и поддерживать гоночную форму. Это также удобный способ интегрировать новых пилотов в коллектив.  

Пример — Льюис Хэмилтон, который в январе 2025 года провел тесты на Ferrari SF-23 после перехода в итальянскую команду. Это позволило ему познакомиться с инженерами, руководством Ferrari и болельщиками, подготовившись к новому сезону.  

Программы TPC также полезны для новых команд, таких как Cadillac, которая готовится к дебюту в Формуле-1 в 2026 году. Американская команда планирует провести подобные тесты, хотя у нее нет собственных старых болидов. Руководитель команды Грэм Лоудон сообщил, что они получат поддержку от конкурентов, вероятно, от Ferrari, так как Cadillac будет использовать их силовые установки.  

Тесты TPC дают шанс молодым пилотам из академий команд проявить себя, чтобы в будущем претендовать на место в Формуле-1. Команды, в свою очередь, собирают данные о пилотах, трассах и болидах.  

Однако на программы TPC наложены строгие ограничения, прописанные в статье 10.2 спортивного регламента. Болид должен быть не моложе двух лет, и в течение одного дня можно использовать только одну машину. Например, для Грожана выбран VF-23, и он не сможет протестировать другой болид Haas в тот же день.  

Трассы для TPC должны иметь категорию Grade 1 — это базовое требование для включения в календарь Формулы-1. Однако команды не могут использовать трассу, на которой в ближайшие 60 дней пройдет Гран-при. Также регламент допускает участие третьих сторон, как в случае с Cadillac, но это требует одобрения FIA.  

Есть и ограничения по объему тестов: с 2025 года командам разрешено до 20 дней испытаний, но только четыре из них могут быть выделены для основных пилотов. Общий пробег не должен превышать 1000 километров. Эти изменения были введены после того, как Макс Ферстаппен протестировал двухлетний болид Red Bull на трассе Имола для уточнения направления развития, а McLaren провела интенсивную программу с текущими гонщиками, вызвав вопросы у конкурентов.  

В 2026 году вступят в силу новые изменения, так как половина команд перейдет на другие силовые установки. Это вызвало вопрос, как проводить TPC в таких условиях. FIA обязала поставщиков двигателей с истекающими контрактами продолжать предоставлять силовые установки бывшим клиентам в течение двух сезонов. Однако ограничений по бюджету на эти услуги нет, что может привести к росту цен. Поскольку TPC не входит в лимит бюджета, это не скажется на разработке болидов.

0 комментариев
Информация. Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.