Гран-при Сингапура: оправдан ли гнев Пиастри на Норриса и McLaren?
В центре внимания Гран-при Сингапура оказался инцидент между пилотами McLaren Оскаром Пиастри и Ландо Норрисом. Столкновение на первом круге вызвало бурную реакцию австралийца, который выразил недовольство как напарником, так и командой. Разбираемся, были ли претензии Пиастри обоснованными, и что говорят эксперты о напряжении внутри McLaren.

Маневр Норриса на старте Гран-при Сингапура не нарушал правил. Лучший старт позволил британцу поравняться с Пиастри и занять внутреннюю траекторию в третьем повороте. Касание задним колесом болида Макса Ферстаппена, неожиданно замедлившегося на апексе, заставило Норриса сместиться шире, слегка задев Пиастри, находившегося снаружи. Ошибка в расчетах со стороны Норриса минимальна и не носила агрессивного характера.
Гнев Пиастри в момент инцидента объясним приливом адреналина и ограниченным обзором из кокпита. Повторы, вероятно, скорректировали его восприятие. Возможно, австралиец винил себя за оставленный зазор, через который прорвался Норрис.
Есть версия, что претензии Пиастри к McLaren - не столько требование наказать напарника, сколько попытка напомнить о себе. Прецедент в Монце, где команда заставила Пиастри уступить позицию Норрису после неудачного пит-стопа, оставил осадок. Хотя внутренние разногласия урегулированы, эпизод остается козырем для подобных ситуаций. Пиастри, как тонкий стратег, уже демонстрировал умение играть на командных решениях. На Гран-при Великобритании он запросил приказы после штрафа за нарушение под сейфти-каром, зная, что McLaren не согласится, но "задав вопрос" для протокола.
McLaren не нашла нарушений в действиях Норриса в Сингапуре. Это станет ориентиром для Пиастри в оставшихся шести гонках сезона.
Пространство на трассе - это возможность, которой воспользуется соперник, будь то дистанция на шоссе или апекс в третьем повороте Сингапура. Оба пилота McLaren допустили ошибки, но винить стоит себя, а не напарника или стратегов на пит-лейне. Обладая быстрейшей машиной, место на старте должно быть на первой линии, а не за спинами тех, кто выжимает максимум из менее конкурентных болидов.
Субботняя квалификация осложнила задачу для Пиастри и Норриса, особенно для последнего. Воскресная гонка показала последствия: в Сингапуре обгоны редки, если лидер не ошибется или не столкнется с поломкой. Позиция на трассе решает все, и потеря в квалификации требует решительных действий в гонке. Маневр Норриса в третьем повороте, независимо от его спорности, был продиктован моментом: либо сейчас, либо никогда. Пиастри не смог этому помешать.
Пиастри, уверенно переигрывавший Норриса в начале сезона и захвативший лидерство в чемпионате, выглядел убедительнее, чем тот, кто жаловался по радио на справедливость инцидента первого круга. Такое поведение не соответствует амбициям стать легендой Формулы-1.
Радиопереговоры Пиастри в Сингапуре звучали чрезмерно эмоционально, напоминая недовольство клиента, требующего возврата мелочи за прошлую покупку. Вероятно, австралиец до сих пор ощущает несправедливость Монцы, где McLaren обязала его вернуть позицию Норрису из-за медленного пит-стопа.
Маневр Норриса в третьем повороте не был несправедливым, как могло показаться из слов Пиастри. Жесткая борьба - да, плотная дуэль - безусловно, но ничего сверх того. Сам Пиастри не раз рисковал, атакуя Норриса с поздними торможениями в Австрии и Венгрии. Жесткая езда ему не чужда. При этом Пиастри, как лидер чемпионата, меньше всех заинтересован в авариях, которые могут стоить титула.
Давление борьбы за чемпионство, похоже, сказывается на хладнокровии Пиастри. Радиоэфир показал не того спокойного пилота, каким он славился. Если ощущение несправедливости сохраняется, пора говорить открыто. После гонки австралиец избегал вопросов прессы о возможных привилегиях Норриса под прикрытием "папайевых правил". Однако в машине сомнения в решениях команды звучат регулярно.
Решение существует. После завоевания кубка конструкторов McLaren может снять ограничения "папайевых правил". Пиастри стоит напрямую обратиться к руководству и потребовать свободы в борьбе.
Раздражение Пиастри на старте Гран-при Сингапура объяснимо. Нормальный старт не позволил обойти Ферстаппена или Джорджа Расселла, но в зеркалах уже маячила оранжевая машина Норриса. В третьем повороте австралиец выбрал защиту, но Норрис, с лучшим выходом из предыдущего сектора, поравнялся. Пиастри оставил пространство, но получил удар.
Из кокпита, без полной картины, Пиастри сделал все правильно, но пострадал. Неизвестно, что Ферстаппен сбросил скорость, а Норрис сначала задел его. Раздражение в такой ситуации естественно. Однако анализ повторов, вероятно, изменил бы мнение австралийца. Гнев понятен, но продолжать конфликт было бы ошибкой.
С завоеванным кубком конструкторов McLaren может снять ограничения. Норрис и Пиастри должны получить свободу для жесткой борьбы на каждом этапе. В чемпионской гонке границы между правильным и неправильным стираются, и инцидент в Сингапуре показал, что Норрис был готов к риску, а Пиастри - нет.
Смена восприятия пилотов любопытна. Еще недавно Норриса считали мягким, лишенным чемпионской хватки, а Пиастри - воплощением стальной решимости.