Почему Мохаммед Бен Сулайем переизберется главой FIA без помех
В мире Формулы-1, где каждый маневр на трассе решает исход сезона, политические баталии за власть в FIA разворачиваются не менее драматично. Действующий президент Мохаммед Бен Сулайем, чье имя уже ассоциируется с глобальным расширением автоспорта, стоит на пороге второго четырехлетнего срока. Его железная поддержка в ключевых регионах, особенно в Южной Америке, практически гарантирует победу на Генеральной ассамблее 12 декабря в Ташкенте, Узбекистан. Для поклонников "Королевских гонок" это событие – не просто формальность, а сигнал о будущем регулирования, где баланс между спортом и мобильностью определяет эволюцию чемпионата.
Надежная опора действующего президента Международной автомобильной федерации (FIA) Мохаммеда Бен Сулайема в Южной Америке, похоже, окончательно закрепит его переизбрание в декабре. Шансы любых претендентов на смещение нынешнего лидера на посту президента FIA в декабре практически исчерпаны, поскольку ни один из соперников не сможет предложить полноценную команду, соответствующую требованиям.
Бен Сулайем баллотируется на второй четырехлетний срок в качестве главы FIA на Генеральной ассамблее федерации, которая состоится 12 декабря в Ташкенте, Узбекистан.
Рядом с 63-летним эмиратцем публично объявили о своих амбициях трое других потенциальных кандидатов, в том числе бывший стюард Формулы-1 Тим Майер, швейцарская гонщица Лора Вилларс и бельгийская телеведущая Виржини Филиппот.
Все претенденты имеют время с 3 по 24 октября для подачи заявок, в которые входит формирование президентского списка – команды номинантов, которая будет работать бок о бок с кандидатом, чтобы занять должности президента сената, заместителя президента по мобильности и туризму, а также заместителя президента по спорту.
В список также входят семь вице-президентов по спорту: двое из Европы и по одному от остальных регионов – Ближний Восток и Северная Африка (MENA), Африка, Северная Америка, Южная Америка и Азиатско-Тихоокеанский регион. Любой кандидат на эти позиции может фигурировать только в одном президентском списке, и все они обязаны соответствовать критериям для членства в Всемирном совете моторного спорта (WMSC). Этот перечень подходящих кандидатов в члены WMSC теперь обнародован, и ключевой момент в том, что от Южной Америки в нем указан лишь один возможный представитель – Фабиана Экклстоун.
Экклстоун, бразильская супруга бывшего босса Формулы-1 Берни Экклстоуна, в настоящее время занимает пост вице-президента Бен Сулайема по региону и входит в его команду на переизбрание, так что ни один другой кандидат в президенты не сможет собрать президентский список, удовлетворяющий всем критериям. Кандидатов в WMSC выдвигают соответствующие национальные спортивные ассоциации (ASN) их стран. 13 июня FIA разослала письмо всем своим членам, уведомив о дедлайне 19 сентября для подачи таких номинаций в совет. Поскольку этот срок истек, у членов нет другого способа подать заявку в совет, а значит, иного механизма для выбора представителя из Южной Америки в президентский билет.
Согласно опубликованным правилам FIA, кандидаты в WMSC не должны превышать 75 лет на день выборов, и в их послужном списке не должно быть ничего, что ставит под сомнение профессиональную честность.
Это подразумевает, что либо Майер и другие соискатели президентского поста не успели вовремя привлечь южноамериканского чиновника на роль вице-президента, либо такая номинация была предложена, но отклонена уполномоченным Номинационным комитетом FIA.
Из-за соглашений о конфиденциальности FIA не может раскрывать такие детали, но события начала этого года дают подсказки, почему крах для Майера был предрешен с самого начала – его команда была опрошена для комментариев.
В мае легенда ралли Карлос Сайнс-старший объявил о намерении баллотироваться на пост президента. В итоге испанец не реализовал эти планы, но его громкая инициатива привлекла массу внимания СМИ.
Спустя несколько недель коллектив из 36 испаноязычных членов FIA, а также автомобильные клубы из Америки направили Бен Сулайему совместное письмо с выражением поддержки его кампании по переизбранию. Письмо подписала и Фабиана Экклстоун.
Но куда важнее, что документ скрепили подписями все без исключения президенты 11 южноамериканских федераций, подчеркивая: любой оппонент Бен Сулайема столкнется с серьезными трудностями, чтобы убедить хотя бы одного из них сменить лояльность – а это необходимо для выдвижения кандидата в WMSC, готового присоединиться к иному президентскому билету. Недавно Майер объездил континент в рамках глобального турне по сбору поддержки для своей кампании. «Я недавно провел несколько чрезвычайно насыщенных дней в Южной Америке, посетив наши членские клубы в Чили, Боливии и Аргентине», – записал он на сайте кампании.
Однако, учитывая мощную поддержку Бен Сулайема в Азии и Африке, Майер еще при объявлении своей кандидатуры намекнул, что одолеть президента в его собственной игре – удержании членских клубов на своей стороне – будет непросто. На выборах каждая из 149 стран-членов FIA имеет равный голос, разделенный между спортивной и мобильностной ветвями.
В упомянутом письме поддержки сторонники Бен Сулайема отметили его сильное лидерство и улучшение финансового положения FIA после пандемии COVID-19. Впрочем, бывший раллист подвергался критике за стиль управления.
В марте этого года глава Motorsport UK Дейв Ричардс обвинил Бен Сулайема в концентрации власти, написав в открытом письме, что «управление и конституционная структура FIA становятся все более непрозрачными и сосредотачивают полномочия исключительно в руках президента».
Письмо последовало за серией громких отставок и увольнений в FIA, включая Майера, а также генерального директора Натали Робин, технического директора Тима Госса, спортивного директора Стива Нильсена, офицера по соблюдению норм Паоло Базари и Дебору Майер, президента Комиссии женщин в моторном спорте FIA. Самый значительный переполох случился в апреле, когда напарник Бен Сулайема по билету – заместитель президента по спорту Роберт Рид – ушел в отставку, ссылаясь на «разрушение стандартов управления» и «критические решения, принимаемые без должного процесса». Рид был заменен на посту заместителя Малкольмом Уилсоном, основателем раллийной силы M-Sport.
В июне также возникло сопротивление изменениям в уставах и этическом кодексе FIA, инициированным Бен Сулайем, которые усилили влияние президента на состав сената FIA и ужесточили процедуру проверки кандидатов в WMSC. Тогда FIA заявила, что эти нововведения, одобренные супербольшинством на Генеральной ассамблее в Макао, «разработаны для дальнейшего укрепления процессов в области управления и конфиденциальности» и «дадут Номинационному комитету больше времени на изучение критериев соответствия кандидатов, а также обеспечат последовательность и строгость в избирательном процессе».