Написать

За какую команду вы болеете?

Новости
F1
Новости 09, октябрь

Охлаждающие жилеты в Формуле-1: споры и перспективы

Жаркая гонка в Сингапуре вновь подняла вопрос о применении охлаждающих жилетов в Формуле-1. Пилоты разделились во мнениях: одни видят в них спасение от экстремальных условий, другие считают их необязательным дополнением. FIA настаивает на их внедрении, подчеркивая важность безопасности. Разбираемся, почему эта технология вызывает споры и как она может повлиять на будущее чемпионата.

Охлаждающие жилеты в Формуле-1: споры и перспективы

Гонка в Сингапуре, ставшая первым этапом с классификацией Heat Hazard, вновь разожгла дискуссию между пилотами и FIA о будущем охлаждающих жилетов. Некоторые гонщики высоко оценили их преимущества, используя жилеты во время гонки и не высказывая нареканий. Другие же либо сомневаются в их необходимости, либо недовольны текущей реализацией технологии.

Один из главных противников обязательного использования жилетов — четырехкратный чемпион мира Макс Ферстаппен. Он отверг довод FIA, что недовольство вызвано лишь медленной адаптацией команд к новой технологии.  

"Они могут говорить, что это плохой дизайн, — сказал пилот Red Bull. — Я не согласен. Это должен быть выбор гонщика. Кому-то они нравятся, кому-то нет, и это нормально. Это должно оставаться личным предпочтением."

Обсуждения между пилотами и FIA о возможных изменениях в правилах на 2026 год продолжаются, и, возможно, использование жилетов останется опциональным еще на год. Однако очевидно, что FIA не намерена отказываться от этой идеи.

Симуляция экстремальных условий  

FIA не считает, что сложности с текущими системами охлаждения делают их внедрение бессмысленным, даже если некоторые пилоты против. Организация смотрит на проблему шире: если жилеты предотвратят отмену гонки из-за экстремальной жары, все усилия окажутся оправданными.

Технология пока далека от совершенства, и для некоторых она кажется избыточной. Но FIA подчеркивает, что приоритет — безопасность. Николас Томбазис, директор по одноместным машинам FIA, отметил, что давление на внедрение жилетов исходило от самих пилотов после сложной гонки в Катаре в 2023 году.  

"Гонщики были крайне недовольны и требовали действий, — рассказал Томбазис The Race. — Научные исследования того времени, опубликованные в медицинских журналах, показали, что длительное повышение температуры тела может вызывать не только обезвоживание, но и серьезные проблемы со здоровьем. Мы не колебались и сразу начали работать над решением."  

Первоначально рассматривались сложные инженерные решения с теплообменниками и насосами, но в итоге в 2024 году был выбран более простой подход — система с использованием льда, который постепенно тает. Эксперименты показали, что это наиболее эффективное решение на данный момент.

Ограничения технологии  

FIA признает, что текущие системы несовершенны. Некоторые команды медлили с внедрением устройств, что повлияло на их эффективность. Кроме того, технологии пока не достигли уровня, необходимого для идеального соответствия требованиям Формулы-1. Высокотехнологичные решения с теплообменниками и холодильниками оказались неподходящими, поэтому сейчас используется базовая система с жидкостью, охлаждаемой льдом. Она работает до тех пор, пока лед не растает.

Эффективность систем варьируется: у некоторых команд жилеты работают лишь 15 минут, у других — почти всю гонку. Это объясняет разницу во мнениях пилотов. Однако FIA уверена: если команды серьезно подойдут к доработке систем, их эффективность возрастет. Поэтому жилеты включены в категорию Open Source Component (OSC), что позволяет командам обмениваться разработками и копировать лучшие решения.  

"Мы решили, что это не та область, где нужно стремиться к конкурентному преимуществу, — добавил Томбазис. — Есть допустимая разница в весе, чтобы никто не пытался сделать жилет на полкило легче."

FIA настаивает, что жилеты останутся в Формуле-1, и это станет стимулом для совершенствования технологии. Некоторые производители уже добились прогресса, а команды, проявившие инициативу, улучшили свои системы.  

"Некоторые говорят: 'Если это не обязательно, я не буду этим заниматься', — отметил Томбазис. — Но вспомните Катар два года назад — условия были ужасными. Нет гарантии, что мы не столкнемся с еще более сложными ситуациями."

Безопасность или комфорт?  

FIA подчеркивает, что вопрос не в комфорте пилотов или их физической подготовке. Речь идет о безопасности, что соответствует миссии организации по постоянному улучшению стандартов. Томбазис отметил, что некоторые пилоты сравнивают жилеты с такими устройствами, как HANS или Halo, но он видит ситуацию иначе.  

"В собрании пилотов я упомянул эти устройства, и мне ответили: 'Вы же понимаете, что Halo — это совсем другое', — пояснил он. — Никто не утверждает, что жилет равен по значимости шлему или Halo. Но безопасность в Формуле-1 — это сумма многих решений, накопленных со временем."

Эту позицию поддерживает Эстебан Окон, который изначально испытывал дискомфорт с жилетом, но теперь стал его сторонником.  

"Каждая новинка, введенная FIA, поначалу вызывала споры, но потом пилоты их принимали, — сказал гонщик Haas. — Конечно, это не тот же уровень безопасности, что HANS или Halo, но если пилот, который всю ночь страдал от обезвоживания, не сообщит об этом и выйдет на старт, жилет может предотвратить обморок и аварию. Это элемент безопасности."

Томбазис считает, что усилия FIA в области безопасности часто недооценивают.  

"Нас критикуют за правила или ошибки в гоночных инцидентах, потому что мы не идеальны и всегда стремимся к улучшениям, — сказал он. — Но в вопросах безопасности FIA заслуживает признания. Это лишь один кирпичик в большой стене, но однажды он может предотвратить отмену гонки и позволит пилотам выступать на должном уровне."

FIA не считает споры о жилетах дилеммой между комфортом и безопасностью.  

"Мы уверены, что можно достичь и того, и другого, — подчеркнул Томбазис. — Цель — сделать так, чтобы пилоты чувствовали себя комфортно и были защищены от жары."
0 комментариев
Информация. Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.