Был ли прав Франко Колапинто, проигнорировав приказы команды в Остине?
В напряжённом сезоне Формулы-1, где каждая гонка решает судьбы в чемпионате конструкторов, инциденты на трассе часто становятся темой жарких споров среди болельщиков. Гран-при США в Остине подарил один из таких моментов: Франко Колапинто, молодой аргентинский гонщик Alpine, проигнорировал распоряжение команды и обогнал напарника Пьера Гасли на предпоследнем круге. Бывший пилот Renault Джолион Палмер, ныне эксперт в паддоке, делится своим взглядом на этот бунт. Его разбор помогает понять, где проходит грань между командной дисциплиной и личной амбицией в элите автоспорта.
Бывший гонщик Renault в Формуле-1 Джолион Палмер высказывает своё мнение по поводу того, как аргентинец проигнорировал требование команды держаться позади Пьера Гасли на завершающих кругах Гран-при США — и что это может означать для шансов удержать место в сезоне 2026-м.
Франко Колапинто навлёк на себя гнев команды Alpine, когда не послушал указание оставаться за Пьером Гасли в концовке Гран-при США, в то время как Макс Ферстаппен приближался, чтобы отыграть круг на обеих машинах Alpine.
Это распоряжение явно разозлило аргентинского пилота, который ещё не имеет гарантированного контракта на 2026 год — и с кучей задач на повестке, он проявил характер прямо на трассе.
Нарушение приказов команды всегда чревато для гонщика, особенно когда впереди переговоры о новом соглашении, но, честно говоря, мне понравилось такое поведение от Колапинто в этой ситуации. Лично я считаю, что предписание от Alpine оказалось излишним.
В эпоху современной Формулы-1 такие команды стали нормой: коллективы изо всех сил выжимают максимум, чтобы зацепить драгоценные очки в Гран-при.
В конечном счёте власть остаётся за командой, которая платит гонщикам солидные суммы за то, чтобы те следовали инструкциям, и порой мы видим, как позиции меняются или удерживаются по усмотрению боссов — обычно ради оптимального результата в стратегическом плане.
Команды получают призовые в зависимости от места в чемпионате конструкторов по итогам сезона, так что каждый балл на вес золота.
Но это ещё и вопрос баланса. Коллективы обязаны поддерживать мотивацию у своих пилотов, держать их в тонусе и давать свободу для ярких выступлений. Если один гонщик вечно отходит на второй план, это подрывает атмосферу в гараже и лишает уверенности целую половину команды, которая чувствует неравные шансы в борьбе.
Я полагаю, решение Alpine вышло за рамки необходимого, поскольку речь шла о 17-м и 18-м местах, а шансы набрать очки равнялись нулю. Ответ Колапинто гласил, что Гасли ехал «так медленно» — и это соответствовало реальности.
Оба болида Alpine в финале просто «управляли» темпом, из-за чего Гасли отставал на две секунды за круг от Исаака Хаджара впереди и имел заметный дефицит резины по сравнению с более шустрым товарищем по команде сзади.
Разумеется, никто в команде не хочет рисковать столкновением между своими машинами, но эти парни — элита мирового автоспорта; им стоит доверять умение сражаться честно, особенно когда ставки минимальны.
Это управление для Alpine в основном касалось экономии топлива. Поскольку сейчас они переживают спад формы, то, вероятно, стартовали с меньшим запасом горючего, чем требовалось для полной дистанции Гран-при.
Причина в расчётах: либо их обгонят на круг, сэкономив около 2 кг топлива на дополнительный виток, либо выйдет машина безопасности, когда расход резко падает из-за сниженной скорости.
Удивительно, но после хаоса в спринте основная гонка прошла спокойно — лишь краткий виртуальный период безопасности из-за проблемы с машиной Карлоса Сайнса из Williams, — так что топливо действительно стало узким местом к финишу, особенно с обгоном на предпоследнем круге.
Как гонщик, ты в первую очередь стремишься обыграть напарника. Известно, что товарищ по команде — главный соперник, независимо от дружеских отношений вне кабины. Он единственный, кто пилотирует идентичный болид, так что мерило твоего мастерства — именно это прямое сравнение.
Тем более для Колапинто и Alpine: они давно вышли из борьбы за очки, а аргентинец должен продемонстрировать прогресс, чтобы закрепить будущее, сидя напротив победителя Гран-при и признанного ориентира.
На деле Колапинто незаметно наращивает преимущество над Гасли. В четырёх из шести последних Гран-при он опередил француза и в квалификации, и на финише. По мере падения конкурентоспособности машины аргентинец становится всё убедительнее.
Возможно, Гасли немного потерял драйв в затяжном сезоне, управляя наименее боеспособным болидом в своей карьере в Формуле-1, но сравнивать приходится только внутри гаража, и Колапинто начинает оправдывать ожидания Флавио Бриаторе и коллектива, которые возлагали на него надежды, когда сажали вместо Джека Духана ранее в сезоне.
Всё больше шансов, что этого хватит для сохранения места на следующий год — в основном из-за дефицита альтернатив и солидной финансовой поддержки от аргентинца.
С этой точки зрения, возможно, не стоило раскачивать лодку на трассе в Остине, но будущее непредсказуемо, и лучше фиксировать результат на бумаге, пока контракта нет.
Сначала ему придётся разъяснить, почему он пропустил мимо ушей «окончательное» указание, как выразился новый управляющий директор Стив Нильсен, но любой истинный боец трассы поймёт его мотивы.
Чрезмерный контроль со стороны команд высасывает душу из Формулы-1 как вида спорта, но важнее всего — из самих гонщиков, которым, на мой взгляд, стоит давать возможность соревноваться ответственно. В данном случае это предписание и вовсе оказалось лишним, поскольку обе машины добрались до финиша.