Red Bull 2010 и Ferrari 1979? Дилемма Макларена
Шесть лет назад руководитель McLaren Андреас Зайдль мог лишь мечтать о такой головной боли — управлять двумя гонщиками, сражающимися за подиумы и триумфы. Сегодня эта задача стоит перед его преемником Андреа Стеллой.
McLaren завоевал кубок конструкторов месяц назад и опережает ближайших преследователей более чем вдвое по очкам. Однако корону пилотов вполне может упустить как Ландо Норрис, так и Оскар Пиастри.
Стелла неоднократно подчеркивал приверженность команды равному отношению к обоим гонщикам. Но насколько оправданна эта линия, когда в зеркалах заднего вида все ближе маячит Макс Ферстаппен?
Сколько команда может позволить своим пилотам вести внутреннюю дуэль под натиском извне? Стоит ли держаться принципа до финала или вовремя обозначить фаворита, чтобы не опоздать?
Случаев, когда напарники вели борьбу за титул до поздних этапов сезона параллельно с давлением со стороны чужака, немного. Но в этой редкой группе есть примеры, где команды потеряли чемпионские шансы, дав гонщикам полную свободу.
Упущенные титулы Williams и McLaren
Прост воспользовался соперничеством Мэнселла и Пике в 1986-м
В 1981-м Williams сначала пыталась навязать иерархию пилотам, но безуспешно. Карлос Рейтеманн, пришедший в команду в начале года, отказался пропустить вперед действующего чемпиона Алана Джонса на втором этапе сезона в Бразилии.
С того момента пара Williams постоянно конфликтовала, и руководство ничего не могло поделать. Оба взяли по две победы за 15 этапов чемпионата и уступили титул Нельсону Пике из Brabham.
Williams хотя бы утешилась кубком конструкторов, как и пять лет спустя, когда корону пилотов снова упустили. Пике, теперь выступавший за них, и Найджел Мэнселл проиграли Алену Просту в драматичном финале в Аделаиде.
Пике пришел в команду, рассчитывая на статус первого номера. Несмотря на победу в стартовой гонке, уже через пять этапов он отстал от Мэнселла по очкам. Ситуацию осложнило отсутствие Фрэнка Уильямса, пострадавшего в серьезной аварии в начале года и оставшегося парализованным.
Райкконен отобрал титул 2007-го у враждующих пилотов McLaren
Нынешнее руководство McLaren не стояло у руля, когда команда в последний раз столкнулась с похожим в 2007-м. Разлад между Фернандо Алонсо и Льюисом Хэмилтоном, оба дебютировавшие в боевом составе в том году, вышел далеко за рамки упущенного титула пилотов.
Команда могла взять кубок конструкторов, но была дисквалифицирована и оштрафована на 100 миллионов долларов за использование интеллектуальной собственности Ferrari. Детали наказания всплыли после конфликта Алонсо и Хэмилтона в Венгрии.
В финальную гонку сезона Хэмилтон входил явным фаворитом, опережая Алонсо на четыре очка и Кими Райкконена из Ferrari на семь. Но неудачный старт и сбой коробки передач ограничили его седьмым местом, а Фелипе Масса открыл Райкконену дорогу к триумфу и десяти очкам, решившим исход.
Несмотря на опыт Williams и McLaren, политика невмешательства в управление пилотами не обязательно ведет к поражению, как доказал Red Bull в 2010-м.
К финалу сезона 2010-го оба гонщика Red Bull сохраняли шансы на титул. Марк Уэббер оторвался от напарника Себастьяна Феттеля более чем на победу после Гран-при Бельгии, но разрыв сокращался.
Феттель опередил Уэббера и Алонсо в борьбе за титул 2010-го
Когда Фернандо Алонсо вышел в лидеры чемпионата при поддержке второго номера Массы, политика Red Bull по равной поддержке обоих подверглась критике. На этапе после того, как Алонсо захватил лидерство, победил Феттель — и сомнений не возникло: Red Bull не требовал от него уступить Уэбберу.
Некоторые считали, что команда открыто предпочла бы Феттеля, воспитанника молодежной программы, окажись он впереди. Спортивный директор Red Bull Хельмут Марко явно симпатизировал младшему. Несомненно, менеджер Пиастри Марк Уэббер дал подопечному нелицеприятный рассказ о том, насколько равным было отношение команды к нему и Феттелю.
Но сквозь аварии, споры по апгрейдам и провальные тактические ходы Red Bull продолжал поддерживать обоих, и подход оправдался. В финале Алонсо слишком рьяно прикрывал угрозу от Уэббера, допустив тактическую ошибку и застряв на седьмом месте. Феттель снова победил и невероятно прыгнул с третьей позиции на титул.
Когда в 1979-м пилоты Ferrari имели шансы на чемпионство, команда не рисковала. Битву между гонщиками можно было продлить после Гран-при Италии, поскольку давление соперников ослабло, но вместо этого Жилю Вильнёву отдали приказ удерживать позицию, обеспечив Джоди Шектеру победу в гонке и титуле.
Ferrari остановила борьбу за титул между своими пилотами
Однако давление на пилотов Ferrari со стороны конкурентов было куда меньше, чем показывают голые цифры очков. Причина — странная система начисления того сезона.
Гонщики учитывали лишь четыре лучших результата из первых семи этапов плюс четыре из последних восьми. К Монце уже не имело значения, что Алан Джонс из Williams стал главным претендентом: он выбыл из борьбы за титул.
Надежды Жака Лаффита практически угасли, когда он сошел с третьего места позади Ferrari за девять кругов до финиша. Пропусти Вильнёв Шектера, а Лаффит выиграй два финальных этапа — пилот Ligier мог завоевать корону, но шансы были мизерны.
Ferrari сделала выбор, и Шектер взял последний для гонщиков Скудерии титул до эпохи Михаэля Шумахера.
Каждый чемпионат уникален, но легко представить, как McLaren вскоре встанет перед тяжелым выбором: поддержать одного гонщика или рисковать отдать титул сопернику из Red Bull. Как показывают прошлые сезоны других команд, на эту роскошную проблему нет простого ответа.
«Я с нетерпением жду момента, когда у нас появится такая роскошная проблема в будущем — два пилота, борющихся за подиумы или победы, и тогда задача команды — справиться с этим».
«Я с нетерпением жду момента, когда у нас появится такая роскошная проблема в будущем — два пилота, борющихся за подиумы или победы, и тогда задача команды — справиться с этим».